I. Повторение изученного. 1. Работа с тетрадью «Я читаю», с

1. Работа с тетрадью «Я читаю», с. 8.

1) Игра «Третий лишний».

На доске слова: вы, Вы, ты.

– Что можете сказать об этих словах?

– Какое задание можно предложить?

– Найдите «третье лишнее».

( 1) Вы – написано с большой буквы, остальные слова – с маленькой. 2) Ты – другое слово, другая запись,Вы и вы – звучат одинаково. 3)Вы и ты – обращение к одному человеку, авы – ко многим.)

2) Рассмотрите картинку.

– Что здесь изображено?

– Что такое вежливость?

– В Толковом словаре записано:

Вежливость – это соблюдение правил приличия; вежливый человек – это воспитанный человек.

– Найдите на рисунке буквы К, П, С, Т.

– Какие слова могут произносить люди, изображённые на этом рисунке?

– В своей речи воспитанный человек использует часто так называемые «волшебные» слова.

– Давайте создадим Словарь вежливых слов.

Чтение слов в тетради «Я читаю».

– Когда так говорят?

– Дополните прочитанное другими вежливыми словами.

(Доброе утро! Будьте любезны! Счастливого пути! Спасибо! Пожалуйста! Будьте добры! Благодарю! Извините! И т. д.)

2. А теперь потренируемся их использовать в своей речи в разных ситуациях:

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

– Видел Настеньку-Настёнку

Я на улице сейчас.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова …

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа…

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла…

Но представьте! – зря от Вити

Ждал я слова …

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

– Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы …

Слово-то какое –

Очень дорогое!

– Не забывайте «вежливые» слова. Говорите их почаще!

II. Работа над темой.

Работа с учебником (с. 46).

1. Как зовут попугая?

– Что нам в этом поможет?

Дети вписывают в схемы слова: лоза, ложа, лыжа, лужа, лупа, лапа, лама, рама.

– Что заметили? (Один звук, место его буквы отмечено жёлтым цветом, имеет значение слов.)

– Как же зовут попугая? (Рома.)

– Почему первая клеточка больше остальных?

– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?

– Нельзя ли проще узнать имя попугая?

(Перед попугаем нарисована рама, меняем второй звук, получается Рома.)

2. Отгадайте имя мальчика.

– Первые буквы отгаданных слов подскажут вам имя мальчика.

Дети вписывают буквы в клеточки.

– Как же зовут мальчика? (Роман.)

– Что общего между словами Рома и Роман?

– Что можно сказать о написании слова Роман? (Пишется слово с большой буквы, потому что это имя.)

– Где «опасное место»? Почему?

– В какой позиции стоит о в слове Рома? В слове Роман?

I. Повторение изученного. 1. Работа с тетрадью «Я читаю», с - student2.ru

3. Чтение текста.

– Продолжите эту историю.

– Как бы её рассказала кошка? А как Рома?

– Почему попугай закричал: «Воры! Воры! Горим!».

– А что вообще могут говорить попугаи?

– Какого человека сравнивают с попугаем? Почему?

III. Итог урока.

– Что запомнилось сегодня на уроке?

– Какие задания хотелось бы ещё выполнить?

– Что нового узнали?

Урок 41. МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.
СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ СОГЛАСНОГО ЗВУКА.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
(Азбука, с. 47, «Я читаю.», с. 7 (верх))

Цель: формировать представление о сильной и слабой позиции согласных звуков.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. Работа с учебником (с. 47).

Задание «Найди пары».

Учитель предлагает детям самостоятельно проанализировать рисунки, слова и найти пары.

– Что заметили? (Некоторые предметы называются одинаково: камера хранения и камера мяча, лодочка на реке и лодочки туфли, касса букв и касса в магазине, кошки животные и кошки для лазания по столбам.)

– Есть ли что-то общее между парами предметов?

– Что можно сказать об этих словах: камера, лодочки, кошки, касса?

(Это многозначные слова.)

2. Работа с тетрадью по чтению (с. 7).

Задание «Найди пары».

– Можно ли об этих словах сказать, что они многозначные? Почему?

3. Придумайте предложение со словом пру[т].

Могут быть варианты: Мальчик взял прут и отогнал гусей. Перед нами был красивый большойпру[т].

– Каковы особенности этих слов? (Они одинаково звучат, но пишутся по-разному и имеют совершенно разное значение.)

– Как догадаться, что они пишутся по-разному?

Учитель крепит к доске таблички со словами: пруд, прут.

– С такими случаями мы ещё неоднократно будем встречаться на уроках.

I. Повторение изученного. 1. Работа с тетрадью «Я читаю», с - student2.ru

4. Чтение столбиков слов.

– Послушайте, как произносятся эти слова. Сравните с написанием.

– Что заметили в парах слов? (В данных парах в первых словах написаны буквы, не соответствующие конечному согласному звуку: дуб, удав, дог, город.)

– Подчеркните случаи расхождения звука и буквы. (Это «опасные места» и при чтении, и при письме.)

– Что можно сказать о вторых словах каждой пары? (После сомнительных согласных стоит гласная, тогда их произношение соответствует написанной букве.)

– Что ещё общего заметили в словах? (У слов бывает общая часть и пишется она одинаково, как бы не менялось её произношение.)

5. В классе – карточки с буквами: о, с, к, а, в, м.

– Соберите из этих букв слово.

– Какое слово получилось? (Москва.)

– Что заметили? (Слово записано с маленькой буквы, а не с большой.)

Дети исправляют ошибку.

– Что означает слово Москва?

– В России тысячи больших и маленьких городов. Но самый главный город, столица России – Москва.

Это интересно!

Город Москва получил своё название по реке, на которой располагался. Происхождение же названия Москва-река точно не известно. Одни учёные считают, что оно произошло от древнеславянского корня «моск», или «мозг», что значит «мокнуть» (а места здесь, действительно, в древности были болотистые). Другие учёные считают, что слово Москва произошло от угро-финского слова «моск», что означает «корова» (древние племена занимались скотоводством).

Москва – это древний город. Ему более 850 лет.

– Где мы живём?

– Что вы о нём знаете?

– Какие ещё города вы знаете?

– Чем отличались древние города от современных?

– Сравните пары слов: город град

Новгород Волгоград

– Что заметили?

– Чем отличаются слова город и град?

6. Знаете ли вы игру «Города»?

– Давайте поиграем.

Можно продолжить цепочку названий городов из учебника или предложить детям составить свои цепочки слов.

II. Итог урока.

– Что нового узнали?

– О чём бы вам хотелось рассказать дома? Почему?

Урок 42. СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ ГЛАСНЫХ
И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. АНАЛИЗ РИФМЫ.
СРАВНЕНИЕ ЗАГАДОК. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
(Азбука, с. 48, «Я читаю.», с. 10)

Цель: формировать представление о сильной и слабой позиции гласных и согласных звуков.

Ход урока

Наши рекомендации