II. Работа с Азбукой (с. 49–50)
1. Рассмотрите рисунки.
– На что ещё похожа буква З?
– Назовите слова, в которых есть звуки [з], [з’].
– Напечатайте букву З, з в тетрадях.
– Если услышите в словах новые звуки, делайте наклоны в стороны. Если не услышите, хлопайте ладошками по парте.
Стрекоза, слон, тигр, кузнечик, зяблик, бизон, волк, лось.
2. С каким звуком познакомились на прошлом уроке? Какой буквой он обозначается?
– Раскрасьте предметы, в названиях которых слышатся звуки [ж] или [з].
– К каким названиям относятся эти схемы?
– Выпишите буквы согласных звуков.
3. Продолжите запись букв в таком же порядке.
– Сравните буквы.
– Что заметили?
III. Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 11).
Чтение текста «Жаба Жужу» учителем или читающими детьми.
Можно предложить ученикам найти в тексте и подчеркнуть: I гр. – букву, обозначающую звуки [з], [з’]; II гр. – букву, обозначающую звук [ж].
IV. Работа с учебником (с. 50).
1. Сравнение произношения и написания гласных букв Э, Е, И после Ж и после других согласных букв: ЗЭ – ЖЕ, ЖИР. После чтения строчек с этими словами можно предложить задание на скорость: кто быстрее всех подчеркнёт буквы, которыми следующее слово отличается от предыдущего.
2. Игра «Превращения слов».
– Догадайтесь, какие слова здесь спрятались?
– От каких слов они образовались?
– Впишите в клеточки подходящие части слов.
– Изменилось ли значение слов?
– Как вы думаете, с помощью чего образовались следующие слова: грибник, сапожник, хлебница, дождевик?
– С образованием слов мы ещё будем знакомиться на уроках русского языка.
V. Итог урока.
– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
– С какой буквой сегодня познакомились?
– Какие звуки она обозначает?
– Дайте им характеристику.
Урок 45. СЛОВА, СЛОВА…
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗУЧЕННЫМИ БУКВАМИ
(Азбука, с. 51, «Я читаю.», с. 13)
Цель: упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами.
Ход урока
I. Повторение изученного.
Ребусы.
Подарок Журнал
– Разгадайте ребусы.
– Что такое ребусы? (Это загадка, в которой все слова изображены при помощи рисунков и различных знаков.)
– А знаете ли вы, что у ребусов интересная история?
– Когда нам с вами нужно кому-нибудь что-нибудь сообщить, мы наши мысли выражаем словами, устно или письменно. Но так было не всегда. Когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Сначала предметы, а потом рисунки с их изображением заменяли письмо. Сейчас в таких письмах, состоящих из рисунков, никакой надобности нет, но в играх-головоломках, которые обычно называют ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.
– Какие слова зашифрованы?
– Напечатайте их в тетрадях.
– Какое задание можно предложить к этим словам? (Разделить на слоги, поставить ударение.)
– Как узнать, сколько в слове слогов?
– Для чего нужно делить слова на слоги?
2. На доске запись:
дор-ога, до-ма, гор-ода, лу-жи.
– Как разделили слова? (Для переноса.)
– Что заметили? (Не все слова верно разделены для переноса.)
– Исправьте ошибки.