I. Повторение изученного. 1. Игра «Покорение вершин»
1. Игра «Покорение вершин».
На доске:
– Какое задание можно предложить? (Составить слова.)
– Напечатайте слова в тетради.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Имена и остальные слова.)
– Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
2. Отгадайте загадки:
1) С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит. (Стул.)
2) Четыре братца одним кушаком подпоясаны. (Стол.)
– Как одним словом можно назвать эти предметы?
– Для чего они нужны?
– Когда нам приходится пользоваться этими предметами?
– Как нужно вести себя за столом, когда обедаете (ужинаете или завтракаете)?
3. Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 10).
Беседа о правилах поведения за столом.
II. Работа над темой.
Работа с учебником (с. 48).
1. Рассмотрение рисунка.
– Как вы поступите в таких случаях?
– Что вы будете делать, если потеряетесь в магазине?
– Как вы поступите, если встретите этого малыша? (Разговор о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.)
2. В далёкие времена наши предки сочиняли скороговорки, загадки. Зачем?
1) Какие скороговорки вы знаете?
– Прочитайте скороговорку. Что заметили?
Дети читают скороговорки несколько раз.
2) Прочитайте загадки.
– Назовите отгадки и объясните свой выбор.
– Чем похожи и чем отличаются загадки?
– Соедините буквы в алфавитном порядке.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, почему и утки, и гуси выходят сухими из воды?
Это интересно!
Оперение водоплавающих птиц покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста, а гусь клювом распределяет её по всем перьям. Вода поэтому и не смачивает перья, скатывается по жиру.
3. На доске:
Нога, борода, рога, города, дуга, балда.
– Определите рифмующиеся слова.
– Чем похожи слова борода и города?
– Подчеркните -оро- в словах. Запомните написание этих слов.
– Что заметили в написании слов? (Написание расходится с произношением.)
– В какой позиции (слабой или сильной) находятся эти гласные?
– Назовите слова, в которых гласные – в слабой позиции.
– Как проверить их написание?
– Разделите слова на слоги.
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «города» стоит во множ. числе, остальные – в единственном числе.)
III. Итог урока.
– Что нового узнали?
Урок 43. ЗВУК [Ж], БУКВА Ж, ж. РОЛЬ ФОНЕМЫ
В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ. СООТНЕСЕНИЕ СИТУАЦИИ
И ЗВУКОВ, ПРОИЗНОСИМЫХ ЖИВОТНЫМИ
(Азбука, с. 49–50, «Я читаю.», с. 12)
Цели: познакомить со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает; показать роль фонемы в образовании слов.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. С какой буквой мы сегодня познакомимся и какие звуки она обозначает, вы сейчас попробуете угадать.
– Послушайте слова: ужи, стрижи, ежи, снежинки, жук, лыжи.
– Что заметили? (Во всех словах слышится одинаковый звук.)
– Какой это звук? ([ж].)
– Произнесите этот звук, глядя в зеркальце, и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.
– Произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его.
– Попробуйте произнести этот звук мягко.
– Что заметили? (Мягко его произнести нельзя.)
– Какой вывод можно сделать? ([ж] – всегда твёрдый согласный.)
– Над чем будем работать сегодня на уроке?
2. Какой буквой обозначается звук [ж]?
– Найдите эту букву в классе.
– Напечатайте эту букву в тетрадях.
– На что похожа эта буква?
1) Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
2) Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце её
Не растопит уже!
3) Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж.