III. Работа над темой

1. Работа с Азбукой (с. 22).

– Какую букву нужно вставить в первое слово?

– Почему? (Стол.)

– Как сделать так, чтобы это слово обозначало другой предмет? (Заменить букву О на У и получится стул.)

Аналогичная работа проводится с другими словами.

Сук – сок, дом – дым, ласты – листы.

– Назовите звуки перед вставленными буквами. Что вы о них можете сказать?

– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее словолисты потому, что в нём есть мягкий согласный, а в других словах – нет.)

– Какие гласные обозначают в словах мягкость? Твёрдость согласных?

Можно предложить детям дома составить ребусы из этих слов.

III. Работа над темой - student2.ru

Снится детям сон смешной,

Сон весёлый, озорной:

Как волчище глупым был –

В лапы зайцу угодил.

А проказник Колобок

Напугать лисицу смог,

Чуть её не проглотил,

Но подумал и простил.

Семь козлят на волка сели,

Громко песенку запели.

Мы козляткам подпоём

И скорей плясать пойдём.

Играет музыка, дети танцуют.

– Что вас рассмешило в этом стихотворении?

– Что не так?

2. Работа в тетради «Я читаю?» (с. 11).

– А это так?

Дети читают по схемам предложения:

Колобок съел лису.

Карабас Барабас закопал монеты.

Кот в сапогах упал в реку.

Бабушка пошла к Красной Шапочке.

– Что в схемах предложений означает III. Работа над темой - student2.ru ?

(Начало предложения с большой буквы.)

– А почему во втором и четвёртом предложениях в середине предложений есть III. Работа над темой - student2.ru ? (Имена пишутся с большой буквы.)

– Каких ещё сказочных героев вы знаете?

3. Работа с Азбукой (с. 22).

– Назовите героев-животных, которые здесь изображены. Из каких они сказок?

– Вставьте в слова пропущенные буквы.

– Что заметили в словах? (Все слова написаны с большой буквы.)

– Почему?

– Каких ещё героев-животных вы знаете? Назовите.

III. Работа над темой - student2.ru

Зайчик быстро скачет в поле –

Очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

(Прыжки на двух ногах.)

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться!

(Наклоны вперёд в движении.)

4. Работа с тетрадью «Я читаю?» (с. 10).

– Найдите на рисунках, что не так.

– Что может произойти, если в слове изменить букву?

– А если люди будут делать всё не так?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам понравилось?

– На с. 22 Азбуки написать соответствующие буквы, которые произносят дети.

Можно предложить детям дома выполнить задания (оставшиеся) в тетради «Я читаю?» на с. 11.

Урок 17. ЗВУКИ [Л], [Л’], [М], [М’], БУКВЫ Л л, М м.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВАХ
(Азбука, с. 23)

Цель: познакомить со звуками [л], [л’], [м], [м’] и буквами, которые их обозначают.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. Выделение звуков [л], [л’].

– Послушайте пословицу, определите её смысл: «Маленькое дело лучше большого безделья».

Мнения детей.

– Сколько слов в данной пословице? (Пять слов.)

– Назовите слова, противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.)

– Я ещё раз произнесу пословицу, а вы попробуйте определить общее во всех словах. (Звуки [л], [л’].)

– Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?

– Найдите в этой пословице слово, которое отвечает на вопрос что? (Дело.)

– Произнесите медленно слово дело. Назовите звук, о котором пойдёт речь на уроке. ([л].)

– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении? (При произнесении звука [л] между губами и между зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка нёба.)

– Произнесите звук [л] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; что слышится при этом: голос и шум или только шум. Сделайте вывод.

Вывод. При произнесении звука [л] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.

– Составьте звуковую схему слова дело.

Дети составляют схему на доске и в тетрадях.

– Раскрасьте красным цветом гласные звуки.

– Как произносится звук [л] в этом слове: твёрдо или мягко? Почему?

– Давайте договоримся, что твёрдые согласные мы будем обозначать синим цветом, а мягкие – зелёным.

– Назовите из пословицы слово, которое относится к слову дело и отвечает на вопрос какое? (Дело (какое?) маленькое.)

– Произнесите медленно слово маленькое. Назовите звук [л] в этом слове.

– Что заметили? (Этот звук произносится мягко.)

– Почему?

2. Какой буквой обозначаются звуки [л], [л’]?

– Найдите её среди данных букв.

На наборном полотне выставляются изученные гласные буквы и Л, М. Дети находят букву Л.

– На что похожа эта буква?

– Печатание букв в тетрадях.

– Почему букв – две? (Заглавная и маленькая.)

– Для чего нужны заглавные буквы? Маленькие?

3. К нам на урок пришли два друга. Несмотря на то, что у них много дел, друзья решили немного побыть с нами. Учитывая тему сегодняшнего урока, скажите, какие у них могут быть имена?

Павел – есть звук [л], а в слове Олег – звук [л’].

Дети могут назвать другие варианты.

– Павел и Олег уже решили, кем они будут работать, когда вырастут. Названия выбранных профессий начинаются со звука [л’]. Павлу нравятся летательные аппараты, а Олегу – природа. Кем решили стать друзья? (Павел – лётчиком, а Олег – лесником.)

– Кто такой лётчик? (Лётчик – это водить летательных аппаратов: самолётов, космических ракет.)

– Кто такой лесник? (Лесник – это человек, который охраняет лес.)

– Павлу и Олегу не нравятся ребята, которые не занимаются полезными делами. Какими близкими по значению словами можно назвать этих людей? Не забывайте о теме урока. (Это лодыри и лентяи.)

– Почему вы так считаете?

III. Работа над темой - student2.ru

– Павел может подолгу наблюдать, как летают самолёты. Давайте и мы вместе с ним посмотрим. Я буду называть фразы, а вы должны изобразить то, о чём в них говорится.

Самолёты загудели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.)

Самолёты полетели.

(Руки в стороны, поочерёдные наклоны вправо и влево.)

На поляну тихо сели.

(Присесть, руки на колени.)

Да и снова улетели.

(Выполняется движение, как после второй строчки.)

II. Знакомство с буквами М, м и звуками [м], [м’].

1. – Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с ещё одной буквой. А какой, вы должны будете угадать.

– Какая буква в алфавите стоит за буквой Л? (М.)

– Какой это звук: гласный или согласный? Почему?

2. Учитель показывает картинки с изображением машины, мишки.

– Назовите эти предметы. Какой звук вы слышите в названиях этих предметов? ([м], [м'].)

– Начертите схемы этих слов. Закрасьте красным цветом гласные и первые звуки синим или зелёным цветом.

3. Найдите букву, которой обозначаются согласные [м], [м'].

Дети снова возвращаются к наборному полотну, где находили букву Л.

– На что похожа эта буква?

Печатание букв М, м в тетрадях.

Наши рекомендации