III. Наблюдение за числом имён существительных

1. Рассмотрите предметы, которые нарисованы под картинками.

– Что вы о них можете сказать?

– Имеют ли отношение эти предметы к сказкам о медведях?

– Назовите первый предмет. (Ложка.)

– Какая буква пропущена в схеме слова? (О.) Вставьте эту букву.

– Какой вопрос можно поставить к слову ложка?

– Кто запомнил, как называют слова, которые отвечают на вопрос что? (Имена существительные.)

– Сколько предметов называет это слово? (Один.)

– Что можно сказать о словах миска, стул? (В схемы нужно вставить буквы У и А. Эти слова отвечают на вопрос что? Они существительные.)

– Сколько предметов называет слово стол, миска?

В русском языке о существительном, которое называет один предмет, говорят, что оно стоит в единственном числе.

– На какой вопрос отвечает слово кружки? Какая это часть речи? Сколько предметов называет это слово? (Два.)

– Можно ли сказать, что это слово стоит в единственном числе? Почему?

– О каких словах говорят, что они стоят во множественном числе.

– Сегодня на уроке мы будем учиться определять число существительных.

2. Игра «Единственное и множественное число».

Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши один раз, если это единственное число; два раза – если множественное число.

Рука, заяц, дети, ноги, ухо, рак, дома, дерево, медведи.

IV. Работа с учебником «Я читаю?» (с. 7).

1. Назовите рисунки, которые соединены в пары.

– Как звучат их названия? Почему их так соединили? (Эскимо – экскаватор, утюг – улей, овцы – осы.)

– Какие слова называют один предмет? (Эскимо, экскаватор, утюг, улей.)

– Как говорят о таких словах? (Слова стоят в единственном числе.)

– Назовите слова, которые стоят во множественном числе. (Овцы, осы.)

2. Догадайтесь, где написано название этих животных. Подчеркните его.

– На какой вопрос отвечает это слово? Какой частью речи является?

– В каком числе стоит слово раки? Докажите.

V. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Как определить число существительных?

– Приведите примеры слов в единственном и во множественном числе.

Урок 13. ТАКОЙ – ДРУГОЙ. СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) (Азбука, с. 19, «Я читаю?», с. 7)

Цель:формировать умение находить слова, противоположные по смыслу.

Ход урока

I. Повторение изученного.

Задание из «Я читаю» (с. 7) можно вынести на доску.

III. Наблюдение за числом имён существительных - student2.ru

– Найдите спрятанные буквы. (И, У, А.)

– Напечатайте буквы в тетрадях по чтению.

– Какие буквы, большие или маленькие, напечатали?

– Если напечатали заглавные (большие) буквы, то запишите к ним пару (маленькие буквы).

– Что можно сказать о паре слов большие – маленькие? (Слова с противоположным значением.)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о словах с противоположным значением, учиться находить такие пары слов.

II. Работа над темой.

1. Работа с учебником (с. 18).

– Давайте вспомним историю о лисе и зайце, с которой мы знакомились на прошедшем уроке.

Дети ещё раз читают предложения по схемам.

– В каких предложениях есть слова, которые противоположны по смыслу? (Плачет – смеётся, горе – радость.)

III. Наблюдение за числом имён существительных - student2.ru

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой.

(Руки вперёд, пружинистые движения ног.)

Вот широкая река,

В ней холодная вода. Пейте!

(Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперёд.)

Хорошая водица!

Постучим копытцем!

(Поочерёдное притопывание то левой, то правой ногой.)

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали все домой.

(Прыжки на месте.)

2. Работа с учебником (с. 19).

1) Рассмотрите схемы предложений.

– Героев каких сказок вы здесь видите? Что о них можете сказать?

– Прочитайте предложения по схемам.

– Что заметили в предложениях? (Буква А, запятая.)

– Чем является буква А в предложениях? (Союзом.)

– Что стоит перед союзом А? (Запятая.)

– Почему?

Запомните: перед союзом а всегда ставится запятая.

– Какое значение имеет союз а в этих предложениях? (Противопоставление.)

– В русском языке этот союз называют противительным.

– Что можно сказать о словах, которые вставили в первое предложение? (Это слова большой – маленький, они противоположные по значению.)

– Какие слова пропущены во второй схеме? (Злой – добрая.)

– Можно ли сказать, что они противоположные по смыслу? Почему?

– Назовите слова, противоположные по смыслу, в третьем предложении. (Весёлый – грустный, смеётся – плачет.)

2) Отгадайте, чьи это имена?

Дети рассматривают схемы слов.

– Почему в этих схемах первый прямоугольник большой?

– Какой из этих героев вам больше всех нравится? Почему?

– Кто из них может быть лишним? Почему?

– На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются?

– Определите число этих существительных. Объясните своё мнение.

– Придумайте предложения со словами Буратино, Алиса, Артемон, в которых будут слова с противоположным значением.

Наши рекомендации