III. Наблюдение за числом имён существительных
1. Рассмотрите предметы, которые нарисованы под картинками.
– Что вы о них можете сказать?
– Имеют ли отношение эти предметы к сказкам о медведях?
– Назовите первый предмет. (Ложка.)
– Какая буква пропущена в схеме слова? (О.) Вставьте эту букву.
– Какой вопрос можно поставить к слову ложка?
– Кто запомнил, как называют слова, которые отвечают на вопрос что? (Имена существительные.)
– Сколько предметов называет это слово? (Один.)
– Что можно сказать о словах миска, стул? (В схемы нужно вставить буквы У и А. Эти слова отвечают на вопрос что? Они существительные.)
– Сколько предметов называет слово стол, миска?
В русском языке о существительном, которое называет один предмет, говорят, что оно стоит в единственном числе.
– На какой вопрос отвечает слово кружки? Какая это часть речи? Сколько предметов называет это слово? (Два.)
– Можно ли сказать, что это слово стоит в единственном числе? Почему?
– О каких словах говорят, что они стоят во множественном числе.
– Сегодня на уроке мы будем учиться определять число существительных.
2. Игра «Единственное и множественное число».
Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши один раз, если это единственное число; два раза – если множественное число.
Рука, заяц, дети, ноги, ухо, рак, дома, дерево, медведи.
IV. Работа с учебником «Я читаю?» (с. 7).
1. Назовите рисунки, которые соединены в пары.
– Как звучат их названия? Почему их так соединили? (Эскимо – экскаватор, утюг – улей, овцы – осы.)
– Какие слова называют один предмет? (Эскимо, экскаватор, утюг, улей.)
– Как говорят о таких словах? (Слова стоят в единственном числе.)
– Назовите слова, которые стоят во множественном числе. (Овцы, осы.)
2. Догадайтесь, где написано название этих животных. Подчеркните его.
– На какой вопрос отвечает это слово? Какой частью речи является?
– В каком числе стоит слово раки? Докажите.
V. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Как определить число существительных?
– Приведите примеры слов в единственном и во множественном числе.
Урок 13. ТАКОЙ – ДРУГОЙ. СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) (Азбука, с. 19, «Я читаю?», с. 7)
Цель:формировать умение находить слова, противоположные по смыслу.
Ход урока
I. Повторение изученного.
Задание из «Я читаю» (с. 7) можно вынести на доску.
– Найдите спрятанные буквы. (И, У, А.)
– Напечатайте буквы в тетрадях по чтению.
– Какие буквы, большие или маленькие, напечатали?
– Если напечатали заглавные (большие) буквы, то запишите к ним пару (маленькие буквы).
– Что можно сказать о паре слов большие – маленькие? (Слова с противоположным значением.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о словах с противоположным значением, учиться находить такие пары слов.
II. Работа над темой.
1. Работа с учебником (с. 18).
– Давайте вспомним историю о лисе и зайце, с которой мы знакомились на прошедшем уроке.
Дети ещё раз читают предложения по схемам.
– В каких предложениях есть слова, которые противоположны по смыслу? (Плачет – смеётся, горе – радость.)
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(Руки вперёд, пружинистые движения ног.)
Вот широкая река,
В ней холодная вода. Пейте!
(Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперёд.)
Хорошая водица!
Постучим копытцем!
(Поочерёдное притопывание то левой, то правой ногой.)
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали все домой.
(Прыжки на месте.)
2. Работа с учебником (с. 19).
1) Рассмотрите схемы предложений.
– Героев каких сказок вы здесь видите? Что о них можете сказать?
– Прочитайте предложения по схемам.
– Что заметили в предложениях? (Буква А, запятая.)
– Чем является буква А в предложениях? (Союзом.)
– Что стоит перед союзом А? (Запятая.)
– Почему?
Запомните: перед союзом а всегда ставится запятая.
– Какое значение имеет союз а в этих предложениях? (Противопоставление.)
– В русском языке этот союз называют противительным.
– Что можно сказать о словах, которые вставили в первое предложение? (Это слова большой – маленький, они противоположные по значению.)
– Какие слова пропущены во второй схеме? (Злой – добрая.)
– Можно ли сказать, что они противоположные по смыслу? Почему?
– Назовите слова, противоположные по смыслу, в третьем предложении. (Весёлый – грустный, смеётся – плачет.)
2) Отгадайте, чьи это имена?
Дети рассматривают схемы слов.
– Почему в этих схемах первый прямоугольник большой?
– Какой из этих героев вам больше всех нравится? Почему?
– Кто из них может быть лишним? Почему?
– На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются?
– Определите число этих существительных. Объясните своё мнение.
– Придумайте предложения со словами Буратино, Алиса, Артемон, в которых будут слова с противоположным значением.