II. Работа с учебником (с. 14)
1. Что изображено в верхней части страницы? (Шар, пожар, мука, комар.)
– Произнесите первое слово.
– Сколько звуков в первом слове (шар)?
– Какой гласный вы услышали? (А.)
– Какой буквой его можно обозначить?
– Под рисунком написано слово, но одна буква выпала (показана стрелкой). Как вы думаете, что нужно написать в пустой квадратик? (Букву А.)
– Что можете сказать о втором слове и букве, которая потерялась? (В слове «пожар» – пять звуков. Потерялась буква А.)
– Вставьте в квадратик букву А.
– А какую букву нужно вставить в следующее слово (муха)? Почему?
– Попробуйте сами в последнее слово (в пустой квадратик) вставить нужную букву.
– Что общего между этими словами? (Они обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? – существительные.)
– Какой предмет из нарисованных будет лишним? Почему? (Шар, муха, комар – летают. Лишнее будет – пожар.)
– А какое слово может быть лишним? Почему? (В слова шар, пожар, комар вставили букву А, а в слово муха – У. Шар, пожар, комар заканчиваются одинаково– на Р, муха – на А.)
– Что можно сказать о словах: шар, пожар, комар? (Они рифмуются.)
Хлоп, хлоп, хлоп.
Топ, топ, топ.
Под кроватью чёрный кот (присесть),
Он залез под кровать (движение «лапок»)
И мешает детям спать (грозить пальцем).
2. Что мы видим в учебнике? (Картинки.)
– Каждой картинке соответствует слово. Мы знаем, как схематично изобразить слово.
– А что за схемы изображены ниже? (Это схемы предложений.)
Что обозначают ______ в предложении? (Слова.)
– Почему первая черта с уголком в начале каждого предложения?
– В любом предложении первое слово всегда мы будем начинать писать с большой буквы. В схеме предложения мы её обозначим .
– Как вы думаете, сколько здесь предложений? Как вы это узнали? Сколько слов в каждом предложении?
– Давайте попробуем их прочитать.
У щенка сено.
У мальчика кость.
У коровы яичница.
А у петуха?
– Бывает ли так? Почему? (Это чепуха.)
– Что заметили в конце предложений? (Точки.)
– Это знаки препинания. Для чего они нужны?
– Почему в конце предложения «А у петуха?» стоит вопросительный знак?
– Как нужно прочитать это предложение?
– Но в конце предложений могут стоять не только точка и вопросительный знак, но и другие знаки препинания, с которыми мы ещё будем знакомиться на уроках.
– А у петуха что за чепуха? Нарисуйте.
Дети простым карандашом рисуют свой вариант.
– У всех ли вышла чепуха?
– Составьте из слов этих предложений свою «чепуху».
– Кто быстрее? Кто смешнее?
Учитель может вызвать ученика и предложить ему быстро составить из слов данных предложений свою «чепуху».
– А затем можно прочитать и правильно.
3. Что вы видите ниже на странице? (Петухи, куры и цыплята.)
– Прочитайте то, что написано около каждого рисунка.
Дети читают предложения.
– Могут ли петухи, куры и цыплята издавать такие звуки? Почему?
– Кто и в каких случаях их произносит?
– Можно ли сказать, что вы прочитали предложения?
– Какие признаки предложений вы увидели
– Какой знак препинания стоит в конце предложений?
– Как нужно прочитать предложения?
4. Упражнения для тех, кто хочет быстро и правильно научиться читать.
Запись на доске:
– Вспомните, что обозначают стрелочки?
– Как нужно выполнить это упражнение?
Если дети затрудняются, учитель может показать, как можно выполнить это задание.
– Вы можете составить подобные задания сами. Можно увеличивать количество букв и длительность их произношения.
III. Итог урока.
– Что вам понравилось на уроке?
– Что нового и интересного узнали?
Урок 8. ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
(Азбука, с. 15, «Я читаю?», с. 4 (верх), 5 (верх))
Цель: познакомить с понятиями «авторская сказка», «народная сказка».
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Учитель на доске вывешивает картинки с изображениями сказочных героев, которые есть в Азбуке на с. 15.
– Что вы можете сказать о том, что видите на доске? (Это герои из сказок.)
– А как вы понимаете, что такое сказка?
Мнения детей.
– Вот как даётся объяснение слову сказка в Словаре русского языка.
Учитель показывает детям словарь и читает информацию.
1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки.
– Зачем люди стали придумывать сказки?
– Любите ли вы сказки? Почему?
– А какую самую первую сказку вы услышали? От кого?
– Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре-самолёте или оседлавшем Конька-Горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка, сколько бы богачи ни хитрили, ни мошенничали.
У народа учились писатели-сказочники мира.
Сказки бывают народные и авторские, русские сказки и сказки других народов, старые и современные.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
2. Игра «Отгадай сказку».
– Хорошо ли вы знаете сказки?
– Сейчас мы это проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать её название, а также назвать автора и героев (показ их на доске.)
1) Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».)
2) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)
3) Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)
4) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
5) А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)
– Каких ещё сказочных героев вы можете назвать?
– Кто авторы этих сказок?
3. Разные сказки мы невольно рассказываем и читаем по-разному. Почему?
– Как можно использовать мимику, жесты, движения при чтении сказок?
Можно предложить детям инсценировать любую небольшую сказку по выбору.