В мире художественного слова п.п. бажова
Совсем недавно вы познакомились с отношением писателя А.И. Куприна к просторечным, диалектным словам. Оно, как вы помните, было отрицательным. Куприн не очень-то любил употреблять их в своих произведениях.
1. А теперь представьте себе, что герои бажовского сказа говорят на языке купринских героев. Для того чтобы легче было это представить, возьмите некоторые слова, употреблённые П.П. Бажовым, и замените их словами из литературного языка, то есть подберите к ним синонимы: вскорости, запечалиться, пособить, справить, шибко худо. Как вы думаете, язык персонажей от такой замены выиграет или проиграет? Аргументируйте свой ответ.
2. П.П. Бажов вводит в текст сказа и слова-термины, значение которых можно выяснить по словарю или по содержанию фрагмента (контексту): балодка, голк. Найдите эти слова в тексте и определите их значение.
Часто речь героев сказа насыщается просторечными словами и выражениями, и это даёт возможность почувствовать особенность характера, своеобразие личности, ибо человек проявляется не только в деле, но и в слове. Посмотрите, какие сочные фразы присущи Прокопьичу, Данилушке, самому сочинителю: слышъ-ко; сходить в разгулку (отдохнуть); может-де; на неделю не хватит (о здоровье Данилушки); холостяжники (неженатые парни); дедушко; шибко жидко место.
3. Подберите к следующим словам и словосочетаниям синонимы, проясняющие их значение.
Аккурат-де; вдругорядь; взыск будет; вожгаться; годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле; дитёнок; заколодило; заместо сына держать; изъедаться; камню привезут, какой надо; малахиту, на отличку; нарочно которые портили; не-сподобный; не оказывай себя; обсказать; околтать камень; оплошка выходит; отрава чистая; папор; парнишеч-ко; полысать; помытарить; прокричался; протча; пущай; различка; расстервенился; серёдка; с лица, толк, видать, будет; хлеба полишку; чисто на музыке какой.
Язык сказа близок к народному, сказочному. Но сказ отличается от сказки. Попытаемся выделить основные отличия волшебной народной сказки от сказа.
Вспомните: где происходит действие в волшебной сказке? Где-то очень далеко («В некотором царстве, в некотором государстве», «за тридевять земель в тридесятом царстве» и т.д.). Пространство сказки фантастическое, отдалённое. В сказе место действия реальное, конкретное, в нём живёт рассказчик — это первое отличие.
Второе отличие связано с образом рассказчика. Он в сказке не свидетель и не участник повествования; он рассказывает о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой». В сказе рассказчик либо свидетель, либо участник событий. Создаётся ощущение, что эти события происходили совсем недавно.
Время между рассказом и происходившими в волшебной сказке событиями отдалено, иногда до бесконечности. В сказе это время максимально приближено к моменту повествования. Это третье отличие.
Четвёртое — характеристика героев. В волшебной сказке характеры главных героев не зависят от социального статуса (и Иван-царевич, и Иван — крестьянский сын одинаково положительные герои). В сказе это различие очевидно и очень значимо (приказчик не может быть положительным героем, а мастер-труженик не может быть отрицательным).
Наконец, пятое отличие — в характере волшебства. В сказке превращения, волшебство — это основа действия. Именно с помощью волшебной силы главный герой сказки побеждает врагов. В сказе волшебная сила — лишь источник вдохновения для мастера.
4. Сопоставьте сказ П.П. Бажова с русской волшебной сказкой.
Уральская малахитовая ваза
НИКОЛАЙ
НИКОЛАЕВИЧ
НОСОВ
1908-1976
Н. Носов родился в 1908 году в посёлке Ирпень недалеко от Киева в семье эстрадного артиста. С младенческих лет он любил мечтать и в своих мечтах перепробовал десятки различных замечательных профессий. Особенно его влекла музыка, и он хотел «стать кем-то вроде Паганини». В девятнадцать лет он поступил в Киевский художественный институт, откуда в 1929 году перевёлся в Московский государственный институт кинематографии. Может быть, именно это помогло ему впоследствии так чётко и ярко видеть и создавать образы героев своих рассказов и повестей: H.H. Носов был режиссёром мультипликационных фильмов, учебных и научных лент. В годы Великой Отечественной войны он работал над созданием военно-технических фильмов.
Писателем, по его собственным словам, он стал случайно: после рождения сына приходилось часто рассказывать малышу различные истории, сочинять сказки, которые с удовольствием слушал не только сын, но и его маленькие приятели.
Первый его рассказ «Затейники» был напечатан в 1938 году. А первая тоненькая книжка «Тук-тук-тук» вышла в 1945 году. С тех пор были изданы десятки его книг, и за H.H. Носовым прочно закрепилась слава «самого весёлого писателя». Когда в 1954 году вышла одна из самых известных книг H.H. Носова — трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне», тысячи мальчишек и девчонок засыпали писателя просьбами, чтобы приключения Незнайки никогда не кончались.
Произведения H.H. Носова с увлечением читают дети не только в нашей стране. Его книги переведены на языки многих народов мира.
Вопросы и задания
1. Какие произведения H.H. Носова вы уже прочитали, чем они вам понравились и что вы в них запомнили?
2. Составьте план доклада о писателе. Подготовьте ответ по этому плану.
«Незнайка в Солнечном городе». Художник А.М. Лаптев.
1950-е гг.
ТРИ ОХОТНИКА
Жили-были три весёлых охотника: дядя Ваня, дядя Федя да дядя Кузьма. Вот пошли они в лес. Ходили, ходили, много разных зверушек видели, но никого не убили. И решили устроить привал: отдохнуть, значит. Уселись на зелёной лужайке и стали рассказывать друг другу разные интересные случаи.
Первым рассказал охотник дядя Ваня.
— Вот послушайте, — сказал он. — Давно это было. Пошёл я как-то зимою в лес, а ружья у меня в ту нору не было: я тогда маленький был. Вдруг смотрю — волк. Огромный такой. Я от него бежать. А волк-то, видать, заметил, что я без ружья. Как побежит за мной!
«Ну, — думаю, — не удрать от него мне».
Смотрю — дерево. Я на дерево. Волк хотел цапнуть меня, да не успел. Только штаны сзади зубами порвал. Залез я на дерево, сижу на ветке и трясусь от страха. А волк сидит внизу на снегу, поглядывает на меня и облизывается,
Я думаю: «Ладно, посижу здесь до вечера. Ночью волчишка заснёт, я от него удеру».
К вечеру, однако, ещё один волк пришёл. И стали они меня вдвоём караулить. Один волк спит, а другой стережёт, чтоб я не сбежал. Немного погодя пришёл третий волк. Потом ещё и ещё. И собралась под деревом целая волчья стая. Сидят все да зубами щёлкают на меня. Ждут, когда я свалюсь к ним сверху.
Под утро мороз ударил. Градусов сорок. Руки-ноги у меня закоченели. Я не удержался на ветке. Бух вниз! Вся волчья стая как набросится на меня! Что-то как затрещит!
«Ну, — думаю, — это кости мои трещат».
А оказывается, это снег нодо мной провалился. Я как полечу вниз и очутился в берлоге. Внизу, оказывается, медвежья берлога была. Медведь проснулся, выскочил от испуга наружу, увидел волков и давай их драть. В одну минуту разогнал всех волчишек.
Я осмелел, потихоньку выглянул из берлоги. Смотрю: нет волков — и давай бежать. Прибежал домой, еле отдышался. Ну, моя маменька дырку на штанах зашила, так что совсем незаметно стало. А папенька, как узнал про этот случай, так сейчас же купил мне ружьё, чтоб я не смел без ружья по лесу шататься. Вот и стал я с тех пор охотник.
Дядя Федя и дядя Кузьма посмеялись над тем, как дядя Ваня напугался волков. А потом дядя Федя и говорит:
— Я раз тоже в лесу напугался медведя. Только это летом было. Пошёл я однажды в лес, а ружьё дома забыл. Вдруг навстречу медведь. Я от него бежать. А он за мной. Я бегу быстро, ну, а медведь ещё быстрей. Слышу, уже сопит за моей спиной. Я обернулся, снял с головы шапку и бросил ему. Медведь на минутку остановился, обнюхал шапку и опять за мной. Чувствую — опять настигает. А до дому ещё далеко. Снял я на ходу куртку и бросил медведю. Думаю: хоть на минуточку задержу его.
Ну, медведь разодрал куртку, видит — ничего в ней съедобного. Снова за мной. Пришлось мне бросить ему и брюки, и сапоги. Ничего не поделаешь: от зверя-то надо спасаться!
Выбежал я из леса в одной майке и трусиках. Тут впереди речка и мостик через неё. Не успел я перебежать через мостик — как затрещит что-то! Оглянулся я, а это мостик под медведем рухнул. Медведь бултых в речку!
«Ну, — думаю, — так тебе и надо, бродяга, чтоб не пугал людей зря».
Только под мостиком было неглубоко. Медведь вылез на берег, отряхнулся как следует и в лес обратно ушёл.
А я говорю сам себе:
«Молодец, дядя Федя! Ловко медведя провёл! Только как мне теперь домой идти? На улице люди увидят, что я чуть ли не голышом, и на смех поднимут».
И решил: посижу здесь в кусточках, а стемнеет, пойду потихоньку. Спрятался я в кустах и сидел там до вечера, а потом вылез и стал пробираться по улицам. Как только увижу, что кто-нибудь идёт навстречу, сейчас же шмыгну куда-нибудь за угол и сижу там в потёмках, чтоб на глаза не попадаться.
Наконец добрался до дома. Хотел дверь открыть, хвать-похвать, а ключа у меня и нет! Ключ-то у меня в кармане лежал, в куртке. А куртку-то я медведю бросил. Надо бы мне сначала ключ из кармана вынуть, да не до того было.
Что делать? Попробовал дверь выломать, да дверь оказалась крепкая.
«Ну, — думаю, — не замерзать же ночью на улице».
Высадил потихоньку стекло и полез в окошко.
Вдруг кто-то меня за ноги хвать! И орёт во всё горло:
— Держите его! Держите!
Сразу людей набежало откуда-то. Одни кричат:
— Держите его! Он в чужое окошко лез!
Другие вопят:
— В милицию его надо! В милицию!
Я говорю:
— Братцы, за что же меня в милицию? Я ведь в свой дом лез.
А тот, который схватил меня, говорит:
— Вы его не слушайте, братцы. Я за ним давно слежу. Он всё время по тёмным углам прятался. И дверь хотел выломать, а потом в окно полез.
Тут милиционер прибежал. Все ему стали рассказывать, что случилось.
Милиционер говорит:
— Ваши документы!
— А какие у меня, — говорю, — документы? Их медведь съел.
— Вы бросьте шутить! Как это медведь съел?
Я хотел рассказать, а никто и слушать не хочет.
Тут на шум соседка тётя Даша из своего дома вышла. Увидала меня и говорит:
— Отпустите его. Это же наш сосед, дядя Федя. Он на самом деле в этом доме живёт.
Милиционер поверил и отпустил меня.
А на другой день купил я себе новый костюм, шапку и сапоги. И стал я с тех пор жить да поживать, да в новом костюме щеголять.
Дядя Ваня и дядя Кузьма посмеялись над тем, что приключилось с дядей Федей. Потом дядя Кузьма сказал:
— Я тоже однажды медведя встретил. Это было зимой. Пошёл я в лес. Гляжу — медведь. Я бах из ружья. А медведь брык на землю. Я положил его на санки и повёз домой. Тащу его по деревне на санках. Тяжело. Спасибо, деревенские ребятишки помогли мне его довезти до дома.
Привёз я медведя домой и оставил посреди двора. Сынишка мой Игорёк увидел и от удивления рот разинул.
А жена говорит:
— Вот хорошо! Сдерёшь с медведя шкуру, и сошьём тебе шубу.
Потом жена и сынишка пошли пить чай. Я уже хотел начать сдирать шкуру, а тут, откуда ни возьмись, прибежал пёс Фоксик да как цапнет медведя зубами за ухо! Медведь как вскочит, как рявкнет на Фоксика! Оказалось, что он не был убит, а только обмер от испуга, когда я выстрелил.
Фоксик испугался и бегом в конуру. А медведь как бросится на меня! Я от него бежать. Увидел у курятника лестницу и полез вверх. Взобрался на крышу. Гляжу, а медведь вслед за мной полез. Взгромоздился он тоже на крышу. А крыша не выдержала. Как рухнет! Мы с медведем полетели в курятник. Куры перепугались. Как закудахчут, как полетят в стороны!
Я выскочил из курятника. Поскорей к дому. Медведь за мной. Я в комнату. И медведь в комнату. Я зацепился ногой за стол, повалил его. Вся посуда посыпалась на пол. И самовар полетел. Игорёк от страха под диван спрятался.
Вижу я — бежать дальше некуда. Упал на кровать и глаза с перепугу зажмурил. А медведь подбежал, как тряхнёт меня лапой, как зарычит:
— Вставай скорее! Вставай!
Я открыл глаза, смотрю, а это жена меня будит.
— Вставай, — говорит, — уже утро давно. Ты ведь собирался идти на охоту.
Встал я и пошёл на охоту, но медведя в тот день не видал больше. И стал я с тех пор жить да поживать, да щи хлебать, да хлеб жевать, да в новом костюме щеголять, во!
Дядя Ваня и дядя Федя посмеялись над этим рассказом. И дядя Кузьма посмеялся с ними.
А потом все трое пошли домой. Дядя Ваня сказал:
— Хорошо поохотились, правда? И зверушки ни одной не убили, и весело время провели.
— А я и не люблю убивать зверушек, — ответил дядя Федя. — Пусть зайчики, белочки, ёжики и лисички мирно в лесу живут. Не надо их трогать.
— И птички разные пусть тоже живут, — сказал дядя Кузьма. — Без зверушек и пичужек в лесу было бы скучно. Никого убивать не надо. Животных надо любить.
Вот какие были три весёлых охотника.
Вопросы и задания
1. Рассказы охотников — это правда или весёлый вымысел?
2. Какую картину известного русского художника можно использовать как иллюстрацию к этому рассказу? Назовите фамилию, имя художника.
3. Подготовьтесь дома к выразительному чтению рассказа, а в классе прочитайте рассказ по ролям.
4. Какие просторечные слова и выражения использует писатель? Как вы думаете, с какой целью?
Живое слово
Придумайте и расскажите какую-нибудь забавную историю.
После уроков
Подготовьтесь к викторине «Произведения H.H. Носова на экране: кинофильмы и мультипликация». Проведите эту викторину.
ЕВГЕНИЙ
ИВАНОВИЧ
НОСОВ
1925-2002
Писатель Е.И. Носов «принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны».
Писатель родился в 1925 году, в селе Толмачёве, что под Курском на берегу Сейма. Отец его был мастеровым человеком, работал слесарем, молотобойцем в кузнечном цехе, котельщиком. Кузнечил в своё время и его дед. Из семейных традиций пришло к писателю «глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь все будни поэтическую, красивую сторону и кузнечного, и иного ремесла».
Детство его пришлось на голодные и холодные 1930-е годы. Но мальчик был по природе оптимистом' и романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна. С пяти лет вглядывался в окружающий мир, старался с помощью ножниц (вырезая из бумаги забавные фигурки животных), а потом и карандаша воспроизвести, «удержать» в памяти всё, что его поражает. Потом, уже много позже, занимаясь литературной работой, писатель сохранил и развил в себе это восприятие воссоздаваемого.
В восемнадцать лет он ушёл на фронт, стал артиллеристом противотанковой бригады. Противотанковая артиллерия встречала врага первой. Не однажды смотрел смерти в глаза юный солдат Евгений Носов. Под Кёнигсбергом был тяжело ранен. Победу встретил в госпитале. В двадцать лет, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности, юноша должен был выбрать свою дорогу. Он уезжает в Казахстан, работает литературным сотрудником местной газеты. В 1959 году выходит его первая книжка «На рыбачьей тропе».
Вопросы и задания
1. Что общего в биографиях П.П. Бажова и Е.И. Носова?
2. Какие качества определяли характер мальчика Евгения Носова?
3*. Что вы можете рассказать о писателях Майн Риде и Жюле Верне, которыми увлекался юный Евгений Носов?
4. Какие факты из биографии писателя говорят о его целеустремлённости, большой жизненной силе?