Музыкальные жанры. пение и речь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
1. Что такое программность в музыке?
2. Какое произведение называется программным?
3. Какие виды программы бывают?
4. Как может быть выражена обобщенная программа?
5. Как может быть выражена подробная программа?
6. Какая музыка называется изобразительной?
7. Какие виды музыкальной изобразительности бывают?
8. Расскажи о музыкальной языке пьесы Э.Грига “Утро”: почему так спокойно и безмятежно звучат мелодия и гармония? Каков мелодический рисунок темы? Как проявляется выразительность лада, фактуры, тембров? Что такое пентатоника? Какие интервалы называются диссонансами и консонансами и какие из них Григ использовал в пьесе “Утро”? Что такое модуляция и какова их роль в пьесе (особенно в кульминации!)? Как понимаешь, что означает “пасторальный”?
9. Какая национальность композитора Сен-Санса? Что такое сюита (сравни и объясни “сюита - свита”).
Перечисли пьесы из зоологической фантазии Сен-Санса. Какие средства выразительности использованы для характеристики персонажей (разберись, где звукоизобразительность, звукоподражание, звуковыразительность).
Почему “Черепаху” можно назвать музыкальной пародией? Какие персонажи участвуют в финале, охарактеризуй его основную тему.
Что это за персонажи (подпиши рядом с нотами)?
10. Как озаглавлено вступление к опере “Хованщина” М. П. Мусоргского, сравни с пьесой Э.Грига “Утро”.
11. Составь кроссворд из слов: чародей, Дюка, Гете, Баллада, скерцо.
И. Гете (1797) “Ученик чародея”, перевод Б.Пастернака
Старый знахарь отлучился! Радуясь его уходу,
Испытать я власть решился над послушною природой.
Я у чародея перенял слова и давно владею тайной колдовства.
Брызни, брызни, свеж и влажен с пользой жизни ключ из скважин!
Дай скопить воды нам в чане, сколько требуется в бане!
Батрака накинь лохмотья, старый веник из мочалы
Ты сегодня на работе, отдан под мое начало!
Растопырь-ка ноги, дерни головой! По лесной дороге сбегай за водой.
12. Из списка выпиши только программные произведения: Вивальди “Времена года”, Бетховен “Симфонии”, Скрябин “24 прелюдии”, Лядов “Кикимора”, Григ “Пер Гюнт”, Черни “Этюды”, Бах “Инвенции”, Сен-Санс “Карнавал животных”, Гайдн “Сонаты”, Лядов “Волшебное озеро”, Мусоргский “Рассвет на Москва-реке”, Глиэр “Рондо”, Кабалевский “Прелюдия Фа диез минор”, Чайковский “Октябрь. Осенняя песня”, Григ “Весной”.
13. Кто такой А.К.Лядов (кратко выпиши в тетрадь сведения о нем)?
Какими музыкальными средствами создан пейзаж в “Кикиморе”, в чем проявляется изобразитель- ность основного Presto?
Чем необычен музыкальный материал миниатюры “Волшебное озеро”, как композитор использовал изобразительные возможности фактуры, гармонии и тембра?
Определи следующие фрагменты:
14. Определи музыкальные произведения (исправь цифры в названиях):
1. Григ “Утро”, 2. Дюка “Ученик чародея”, 3. Григ “В пещере горного короля”, 4. Сен-Санс “Лебедь”, 5. Мусоргский “Рассвет на Москва-реке”
16. К картинкам придумай программу.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. ПЕНИЕ И РЕЧЬ.
1. Вставь необходимые слова:
Слово “жанр” переводится с французского языка как ___________, ____________. Художники, которые изображали сцены из народной жизни, назывались __________________, а их картины - ________________живописью. В музыке правдивые и меткие зарисовки из жизни тоже называются _______________________________.
Все виды музыки можно условно разделить на 4 группы _________________________ ______. В ХХ веке с появлением звукового кино возник новый жанр __________________. К самым известным видам музыки относятся _________________.
2. Собери в таблицу отдельно женские, мужские и детские голоса.
женские | Мужские | Детские | |
Высокие | |||
Средние | |||
низкие |
3. Вставь пропущенные слова:
Смешанный хор состоит из ______________ и _____________ голосов. Мужской голос баритон звучит ниже _____________, но выше ___________. Хор, который состоит из _______________ и __________, называется хором мальчиков. Самый высокий ______________голос называется тенор. Высокие женские голоса: _______________________.
4. Реши кроссворд:
По горизонтали: 1. низкий женский голос
2.высокий мужской голос
3. низкий мужской голос
4. средний мужской голос
5. высокий женский голос в хоре
По вертикали: 6. низкий женский хоровой голос
7. очень высокий женский голос
8.расстояние от самого низкого до самого высокого звука данного голоса (инструмента)
9. окраска голоса
10. коллектив певцов
5. Вставь пропущенные слова
Песня относится к жанру ______________музыки и бывает ____________ и ___________________. Главное выразительное средство песни - яркая, красивая ___________. Повторяющаяся часть песни называется _____________, поэтому повторение одинаковой мелодии с разными словами образует ________________ форму.
6. Определи размер в стихах:
“Мой серенький кот совсем не растет, и даже усы не растут.
Он супа не ест и каши не ест, - попробуй-ка вырасти тут!
С утра этот кот конфеты сосет, грызет шоколад он потом,
И вот почему коту моему не быть настоящим котом” (Карем)
“Вышли мышки как-то раз посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре - мышки дернули за гири,
Вдруг раздался страшный звон - убежали мышки вон” (англ. песенка)
7. ПЕСНЯ и РОМАНС - подумай, что общего в этих жанрах и чем они отличаются друг от друга?
Песня уместна и на улице, и в лесу. А романс? Почему? Правильно ли, что аккомпанемент в романсе только поддерживает певца? Какой инструмент оказался для романса идеальным аккомпаниатором, а для песни?
8. Выбери подходящие характеристики для песни и для романса, выпиши:
а) может исполняться хором a capella
б) развитый, утонченный жанр
в) характер мелодии личный, индивидуальный
г) характер мелодии обобщенный
д) отличается простотой
е) связь с народным творчеством выступает явно
ж) связь с народным творчеством не очевидна
з) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна
и) аккомпанемент поддерживает мелодию, вносит новые выразительные оттенки
к) используется куплетная форма
л) часто используется трехчастная форма
9. Уже при чтении стихов композитор решает: какие стихи подходят для песни, какие для романса, какие вообще не подходят - как это понимаешь? Найди разные виды стихов.
10. Назови “музыкальных поэтов”, прочитай их стихи и подумай - какой теме посвящены эти романсы.
11. Почему композиторы не пишут романсы на спортивную тему?
12. Как называется вокальное произведение без слов?
13. Какие виды искусства объединяются в вокальной музыке?
14. Подумай, почему характеристики иноземных гостей в опере “Садко” Римский-Корсаков назвал песнями?
15. В каком из пройденных романсов композитор использует диалог? А какой можно назвать своеобразным музыкальным портретом и сценой?
16. Что такое баллада? Что общего между понятиями “баллада” и “былина”, “баллада” и “балет”? Подумай, что важнее для жанра баллады - передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в детали, или донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев? Какова роль сопровождения, передается ли в аккомпанементе развитие сюжета?
В творчестве какого композитора жанр вокальной баллады достиг расцвета? Как называется баллада Ф.Шуберта? Сколько в ней персонажей?
В каких эпизодах преобладает кантилена, а в каких - речитатив? Почему?
17. О каком вокальном произведении идет речь?
“____________________”... назван Даргомыжским “драматической песней”, Это монолог и драматическая сцена одновременно. Речь старого солдата, обращенная к ведущим его на расстрел товарищам, его размышления раскрывают душевный мир этого простого, мужественного и честного человека из народа; они позволяют заглянуть в его прошлое и вместе с тем непосредственно воспроизводят все происходящее вплоть до самого момента казни...
Чеканная, маршеобразная формула припева (команда “В ногу, ребята! Раз! Два!” и замыкающие ее аккорды) приобрела значение основной музыкальной темы произведения...
Эта тема является характеристикой _____________, человека старой выправки, привыкшего к воинской дисциплине; но она имеет и более глубокое психологическое значение : она передает ту внутреннюю силу духа и волевую собранность старого бойца, сломить которые не в состоянии ни боль, ни чувство совершающейся над ним несправедливости...
... Каждый куплет дополняет образ новыми, значительными чертами, выявляя его глубокую человечность и душевную красоту...
Музыка чутко передает многообразнейшие психологические оттенки речи... Фортепианное сопровождение отличается простотой и вместе с тем большой насыщенностью. Выразительные гармонии, акценты, лиги, динамические оттенки - все это призвано правдиво отражать душевные движения. Просто, но выразительно передан и самый момент расстрела (диссонирующий аккорд fortissimo, затем другой аккорд ... piano в низком регистре); и уже как скорбное послесловие звучит последний припев» (Э.Фрид “Русская музыкальнаялитература”, вып.1)
Подумай, в какой форме написано это произведение и почему?
Элементы каких жанров музыки слышны в нем?
18. В 1819 г. А.С.Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн, а в 1825 г. вновь встретил ее, когда был сослан в село Михайловское. Молодая, 25-летняя женщина, умная, обаятельная, очаровала поэта. Пушкин посвятил ей стихотворение _________________________.
Прошло 15 лет. М.И.Глинка знакомится с молодой девушкой, дочерью А.П.Керн - Екатериной. Глинка заметил ее печальную задумчивость, созвучную и его настроению: «нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более привлекали меня... Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства” (Г.Соболева “Русский романс”)
О каком романсе М.И Глинки на слова А.С.Пушкина здесь идет речь? Как ты понимаешь слова критика В.В.Стасова: «Каждое его (М.И.Глинки) произведение из числа вокальных есть страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей и печалей”.
Какие чувства отражены в романсе “Я помню чудное мгновенье”?
1.7. РОССИЯ В ПЕСНЕ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.
1. Заполни пропуски:
Народная песня отличается от профессиональной тем, что _______________________________
___________________.
Темы народных песен часто звучат в произведениях композиторов. Например____________________ _____________________________.
Тема русской народной песни “Во поле береза стояла” звучит в _________________ композитора…………………………….. ____________________.
2. Как звали легендарного русского сказителя, именем которого назван русский народный инструмент? На каком инструменте он играл? Назови русские народные инструменты
3. Реши кроссворд, опираясь на первые буквы в названиях жанров народных песен:
ш | |||||||||||||||
л | |||||||||||||||
п | |||||||||||||||
х | Т | ||||||||||||||
и | с | к | |||||||||||||
п | |||||||||||||||
о | |||||||||||||||
д | |||||||||||||||
Б | |||||||||||||||
В |
4. Ответь на вопросы:
а) что такое фольклор?
б) какие бывают жанры русской народной песни (перечисли)
в) какие жанры русской народной песни связаны с движением, какая разница между хороводными и . . . . . . . . . песнями?
г) как соотносятся слово и музыка в шуточных песнях?
д) какие бывают обрядовые песни?
е) перечисли календарные обрядовые песни
ж) что ты знаешь о веснянках и колядках (особенности строения, диапазон)
з) какой характер по традиции имели свадебные песни невесты и почему?
и) какие песни являются вершиной русской народной песни (подсказка: их называли “долгими”, «тягучими”)?
к) как соотносятся слово и музыка в лирических песнях, почему их называют протяжными?
л) какие песни называют повествовательными?
м) о чем повествуется в былинах?
н) какая разница между былинами и историческими песнями?
о) как исполняются былины, как называют их исполнителей и кто их исполняет?
п) как понимаешь термин “подголосочная полифония”.
5. Определи по нотным примерам жанр русских народных песен:
6. Укажи, для какого жанра (колыбельных, лирических, хороводных, исторических, трудовых) характерны:
а) натуральный минор, переменный размер, внутрислововые распевы
б) четкий ритм, активные интонации возгласа, одноголосный запев и хоровой припев ____
в) медленный темп, мягкие спокойные интонации, равномерный ритм, многократные повторы мотивов _______________________
г) подвижный темп, встречаются распевы, четкий ритм_______________
7.Когда стали собирать и записывать русские народные песни? Назови композиторов, выпустивших сборники русских народных песен.
8. Кто автор “8 русских народных песен для оркестра”, какие названия частей запомнились?
Перечисли части сюиты: быстрые - медленные, мажорные - минорные.
В какой части композитор подражает звучанию народного инструмента (какого?), как это делается и как по-итальянски называется извлечение звука щипком?
В какой части звучание оркестра напоминает человеческую речь?
Найди общее и различия между произведениями на русские народные темы Аренского и Лядова (укажи названия этих произведений).
9. О песне какого жанра, на твой взгляд, рассказывает А.П.Чехов в рассказе “Степь”?
“Где-то не близко пела женщина... Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая, слышалась то справа, то слева, то вверху, то из-под земли... Ему стало казаться, что это пела трава; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха...”
10. Досочини мелодию в характере протяжной, придумай к ней подголосок.
“Ничто в полюшке не колышется,
Только грустный напев где-то, ой где-то, слышится”.
1.8. МУЗЫКА В ТЕАТРЕ И КИНО.
1. Для чего, на твой взгляд, нужна музыка в театральном спектакле? Каковы особенности киномузыки? Музыка к каким театральным постановкам тебе запомнилась? Авторы?
2. Музыку к какой пьесе Г.Ибсена написал Э.Григ? Что нового внес композитор в прочтение этой пьесы? Какие персонажи запомнились? Имя какого персонажа переводится - “солнечный луч”? Воссозданы ли в музыке картины природы? Почему для характеристики Анитры Григ выбрал танец, а Сольвейг - песню? Кто эти персонажи? Кто такие тролли и кобольды, какая пьеса характеризует их?
В какой форме наиболее часто можно услышать музыку Грига к драме Ибсена “Пер Гюнт” в концертах?
О каком номере сюиты идет речь ниже:
“Приглушенно, как будто издали, звучит странный, причудливый марш. Собираются придворные тролли, лесовики, гномы... Музыка становится все громче, увереннее, тема марша нарастает, все заполняет собой. Хор троллей подпевает; раздаются дикие выкрики, музыка сливается в какой-то безумный вихрь... Пер видит вокруг отвратительные рожи: бегают хвостатые тролли со свиными головами, пляшет свинья в коротких штанишках, корова играет на арфе.
Пер пытается бежать, но король останавливает его, он хочет сделать Гюнта троллем. Тогда произойдет чудо, и Пер увидит прелестных дев вместо коров и свиней... Ведь тролли видят не так, как простые люди. А сделавшись троллем, Пер женится на дочери Доврского дед, той “женщине в зеленом”, с которой он пришел сюда, которая сейчас кажется ему коровой... Тогда он сам сделается королем и будет владеть этим царством, но это навсегда. Нет пути назад; он никогда не сможет вернуться к людям, жить с ними, видеть и чувствовать как они... И Пер, совсем было согласившись, вдруг пугается. Он согласен на многое, но хочет оставить себе путь отступления...
Страшный шум поднимается вокруг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочки. Он мечется по пещере, не находя выхода... Но раздается колокольный звон, и все исчезает. Пер снова в лесу” (Л.Михеева “Эдвард Григ”)
3. Какое название имеет музыка к кинофильму “Метель”? Кто автор произведения, лежащего в основе кинофильма? Назови автора музыки и названия частей. Какие номера можно назвать бытовыми зарисовками? А музыкальными пейзажами?
Охарактеризуй пьесы “Весна” и “Осень” - найди общее и разницу. Можно ли назвать это музыкальное произведение музыкальной стилизацией?
I. 9. СКАЗКИ О МУЗЫКЕ И В МУЗЫКЕ.
1. Объясни смысл казахской сказки “Мастер Али”
“Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то жители убегали из селений в степь и прятались, где могли, чтобы только не попасть ему на глаза. Близких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым соседом.
Жена хана давно умерла с горя и тоски. Но у хана остался сын - молодой человек замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо на земле, которое любил жестокий хан.
Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил Хусаин уезжать в горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и довольный, а слуги несли за ним его добычу - туши диких вепрей и кабанов.
Старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы тот далеко уезжал в горы.
- Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах, - повторял он, встречая сына.
Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости. Долгое время все шло хорошо.
Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. На этот раз он отправился один, не взяв с собой никого из слуг. Только старому своему конюху он сказал, что едет за диким вепрем, который недавно появился в этих местах.
Испугался старый конюх:
- Берегись, Хусаин, как бы не напал на тебя вепрь.
Засмеялся юноша:
- Полно, старик, не бойся. Разве в первый раз я отправляюсь на такую охоту?
Стегнул коня - и ускакал. Ускакал Хусаин - и не вернулся.
Вечер наступил. Звезды зажглись над степью, потянуло запахом цветов и полыни. Вышел старый хан из своей палатки гневный, хмурый:
- Где Хусаин? Где мой сын?
Молчали слуги, потупили глаза в землю. Боялись они сказать старому хану, куда уехал Хусаин. Снимет с них хан головы за то, что отпустили юношу одного.
Ночь опустилась над степью. Не находит хан себе места от тоски. Топнул он ногой в сафьяновом сапоге и взмахнул шелковой плеткой.
- Эй, слуги!
Сбежались слуги со всех сторон. Стоят, глаз поднять не смеют, ждут, чего от них хан потребует.
- Скачите во все концы: в горы, в степь, вдоль реки. Ищите моего сына! Помните: кто привезет мне весть, что с Хусаином случилось что-нибудь недоброе, тому я залью глотку кипящим свинцом. Ступайте!
Просвистела еще раз ханская плетка. Кинулись слуги врассыпную, вскочили на коней, поскакали в степь, в горы искать Хусаина - ханского сына.
Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим развесистым деревом. Видно, напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые клыки.
В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына. “Что теперь будет? Как сказать хану о страшном несчастье?” Плакали слуги и от горести при виде погибшего юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут они хану страшную весть.
И сказал тогда старый конюх товарищам:
- Друзья, все вы знаете пастуха Али, что живет в хижине у горного ручья. Нищий пастух Али, а ум и искусство его славятся далеко. Он все знает и умеет: и кувшины лепит из глины, и арканы для ловли коней плетет, и новую пастушью свирель придумал. Пойдем к Али и спросим, как нам быть.
Пастух Али сидел у порога своей хижины и плел корзину из ивовых прутьев. С горестью выслушал он рассказ старых слуг:
- Мы пришли к тебе. Али, за помощью, - сказали они, кончив свою печальную повесть. - Научи, как нам спастись от страшной казни, которая нас ожидает.
Долго думал Али, поникнув седой головой.
- Хорошо, - сказал он наконец, - до утра еще далеко. Ложитесь и отдохните здесь у костра. Постараюсь помочь вашей беде.
На куче мягких опавших листьев и степных трав растянулись усталые слуги вокруг огня и заснули, а старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом.
Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках невиданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.
- Теперь идемте к хану, - сказал старый пастух.
Окруженный испуганными слугами, вошел он в палатку хана.
- Ты принес мне весть о Хусаине? - грозно спросил хан.
- Да, великий хан, - ответил Али и заиграл на том музыкальном инструменте, который смастерил ночью.
Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронесся над шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи, и снова звериный рев и жалобный шум леса...
Ужас охватил всех слушавших: так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан вскочил с места: “Ты принес мне весть о гибели Хусаина? Но ты знаешь, что я обещал вестнику несчастья залить горло горящим свинцом?”
- Хан, - спокойно отвечал старый пастух, - я ничего не рассказал тебе, я не произнес ни одного слова. Если ты гневаешься, то накажи этот инструмент, который я смастерил и назвал домброй.
Хан в ярости и горе приказал плеснуть свинцом на домбру. И свинец выжег круглое отверстие под струнами.
Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у жителей степей с тех пор появился новый музыкальный инструмент - домбра. Очень полюбили его казахи и стали петь под звуки домбры свои прекрасные песни.
2. Какое значение имеет музыка в сказке Д.Родари “Война колоколов”?
“Разразилась однажды война, страшная война не на жизнь, а на смерть. Солдат полегло видимо-невидимо и с той и с другой стороны. Мы стояли здесь, а наши враги - напротив. День и ночь палили мы друг в друга, а война все идет, и конца ей нет. И вот пришло такое время, что не стало у нас ни бронзы на пушки, ни стали на штыки.
Приказал наш главнокомандующий наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста снять все колокола с колоколен, разом их расплавить и отлить громадную пушку - одну-единственную, но такую большую, чтобы можно было с одного выстрела выиграть войну.
Сто тысяч подъемных кранов поднимали эту пушку. Восемьдесят семь железнодорожных составов везли ее на фронт. Наповал-полковник потирал от радости руки и говорил:
- Вот посмотрите: стоит моей пушке выстрелить - и враги от страха удерут на луну!
Наконец великая минута наступила. Пушищу навели на врагов, а мы все заткнули уши ватой. Ведь от адского грохота могли, чего доброго, лопнуть барабанные перепонки, а не ровен час и евстахиева труба.
Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги -и - Баста приказал:
- Огонь!
Надавил бомбардир на стрелятель - вдруг:
- Динь! Дан! Дон!
Покатился по всему фронту, загудел-зазвенел из конца в конец невиданный колокольный звон.
Тут мы вату долой, уши навострили, слушаем. Громыхает пушища, словно гром:
- Динь! Дан! Дон!
А в горах и долах вторит ей, гудит на все голоса сто тысяч и одно эхо:
- Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон!
Закричал наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста во второй раз:
- Огонь! Огонь, черт возьми!
Снова надавил бомбардир на стрелятель.
И опять полетел-поплыл из окопа в окоп праздничный перезвон. Будто не пушка гремит, а звенят-заливаются все колокольни нашей земли.
Тут наповал-полковник от злости принялся рвать на себе волосы. Рвал, рвал, пока не остался у него на голове один-единственный волосок.
Тем временем смолкло все и стало тихо, но вот с другой стороны, из-за окопов наших врагов, будто звон призывный, грянул вдруг оглушительный и веселый звон:
- Динь! Дан! Дон!
Надо вам сказать, что вражеский главнокомандующий обербей-всех-мейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах тоже придумал перелить все колокола своей страны в одну небывалую пушку.
И началось!..
- Динь! Дан! - гудела наша пушка.
- Дон! - отзывалась вражеская.
Солдаты выскочили из окопов и побежали друг другу навстречу. Бегут, а сами приплясывают.
- Мир! Мир! - кричат. - Колокола! Слышите? Колокола! Праздник настал! Колокола звонят - знак подают! Мир!
Наповал-полковник и обер-бей-всех-мейстер прыгнули в свои автомобили - и наутек! Далеко уехали, дальше и некуда, а звон все слышен. Видно, не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не достал голос тех колоколов”.
НАРИСУЙ КАРТИНКУ К ПОНРАВИВШЕЙСЯ СКАЗКЕ
3. Прослушай пьесы “Сказочка” С.Прокофьева (или “Маленькая сказка” Майкапара) и сочини сказку к ним.
4. Ответь на вопросы:
а) что такое опера?
б) перечисли известные оперы и их авторов
в) какие виды искусства объединяются в опере?
г) как называется литературный текст, на который пишется опера?
д) какие разновидности арии знаете?
е) какие номера в опере играет оркестр?
ж) какие бывают оперные ансамбли (перечисли по порядку)?
5. Закончи предложения:
Опера появилась в ______веке, в стране _________, в городе ____________.
Основными разновидностями итальянской оперы являются ____________ и _________. Героями большой серьезной оперы являются _________. Первую итальянскую комическую оперу написал в 1833 году композитор __________________, Она называлась ______________________. В России первые оперы появились в _____ веке. Расцвет русской оперы связан с творчеством классика русской музыки _________________. Две его оперы называются ______________________ и _____.
6. Ответь на вопросы:
а) из каких разделов состоит оперный спектакль (перечисли их по порядку от самого большого до самого маленького)?
б) какие бывают виды оперных вступлений, в чем их различие?
в) какие бывают оперные номера?
г) что такое лейтмотив, лейттема?
д) что такое музыкальный антракт? Чем он отличается от обычного антракта?
7. Исправь ошибки:
Родина оперы - Испания.
Опера-буффа - это большая серьезная опера.
Увертюра - это заключительный раздел оперы.
Опера - сериа - это комическая опера.
Ария, ариетта, речитатив относятся к инструментальным номерам оперы.
В русских операх 18 века арии простые, с большим количеством украшений.
Опера начинается эпилогом, а заканчивается прологом.
Дуэт, терцет, квартет - хоровые номера оперы.
Музыкальный антракт - это хоровое заключение в каком-либо действии.
8. Определи, что это за текст. Вместе с соучениками сочини два-три фрагмента на текст по выбору.
“СКАЗКА ПРО РЕПКУ”
1. Увертюра
2. ХОР: Солнце на небо взошло, стало весело, тепло.
Солнце землю осветило, птиц на ветке разбудило.
Здравствуй, солнце красное! Здравствуй, утро ясное! - 2 раза
3. Ария Внучки: Рано утром у колодца хорошо умыться.
Ручейком прозрачным льется чистая водица.
Кошка тоже умывается, мягкой лапкой утирается.
Стала кошка чистая, чистая, пушистая.
Рано утром у колодца хорошо умыться.
Ручейком прозрачным льется чистая водица.
Жучка тоже умывается, по траве сырой катается.
Стала Жучка чистая, чистая ершистая.
Рано утром у колодца хорошо умыться.
Ручейком прозрачным льется чистая водица.
4. Речитатив: Здравствуй, дедушка!
Здравствуй, внучка!
Ты куда идешь?
Репу сажать.
Давай, я тебе помогу.
5. Дуэт деда и Внучки:
Дед: Ты звени моя лопатка, землю рыхлую копай.
Вырастай скорее, грядка, выше, грядка, вырастай.
Я лопатой раз,
Внучка: Я лопатой два,
Вместе: убирайся, убирайся, злая сорная трава.
Внучка: В грядку зернышко посею, буду грядку поливать.
От бурьяна и пырея буду грядку охранять.
Я лопатой раз,
Дед: Я лопатой два,
Вместе: убирайся, убирайся, злая, сорная трава.
6. Речитатив:
Бабка: Вот беда-то, вот беда! Ой, бегите все сюда!
Дед: Ну, какая там беда?
Бабка: В огород зашли цыплята, семена склюют они!
Дед: Да гони ты их, гони! Что ты гонишь не туда?
Бабка: Вот беда-то, вот беда!
Дед: Ты зайди-ка от ворот!
Бабка: Ох, пропал наш огород!
Дед: Загони цыплят в сарай. Это сам я виноват. Нужен сторож от цыплят.
7. Хореографический эпизод - изготовление чучела.
8. Ария Репки: Меня солнышко пригрело, приласкала мать-земля.
Я ботвою зашумела, поднялась над грядкой я.
Поскорей полейте грядку свежей чистою водой.
Стану я большой и сладкой, стану сладкой и большой.
9. Песня - хоровод:
Все: А ну разок, а ну другой, была бы лишь охота.
Тогда дружней и веселей пойдет у нас работа.
Дед: А ну разок, а ну другой, не хныкать, не лениться!
Как хорошо на свете жить, как весело трудиться!
Внучка: Весенний сад шумит листвой, и грядка зеленеет.
Все: А ну разок, а ну другой, как весело трудиться,
Тому легко на свете жить, кто дела не боится.
10. Ария Крота: Если только бы я мог, я бы вдоль и поперек
Землю рыхлую изрыл, все живое погубил.
Сохнешь, сохни, сохни...
Срок пройдет, и под землею среди вечной темноты,
Погубивши все живое, будут жить одни кроты!
11. Плач Репки: Ой ты горе, злое горе, кто подсек меня под корень,
Как я воду буду пить, как я дальше буду жить?
Пить хочу я, увядаю, вяну, сохну, умираю...
12. Речитатив Внучки: Я прошла горынь-гору и нашла я поутру ручеек.
Я пошла по ручейку и нашла в густом лесу родничок
Все, что жаркою порой сохнет-увядает, -
От воды его живой снова расцветает!