В мире художественного слова м.ю. лермонтова

1. Как вы понимаете слова и выражения: нынешнее племя; зимние квартиры; у наших ушки на макушке; уж постоим мы головою за родину свою; рождён был хватом; ломить стеною; слуга царю, отец солдатам.?

2. Какое значение имеют слова басурманы, мусью, заутра ? Назовите слово с отрицательной окраской.

3. Какие черты устного народного творчества можно найти в стихотворении «Бородино»?

4. В стихотворении происходит своеобразный диалог старого и молодого солдата. Найдите и зачитайте примеры диалогической речи. Обратите внимание на то, как часто в разговор со старым солдатом вступает солдат молодой.

5. Почти всё стихотворение — это рассказ старого солдата о Бородинском сражении, то есть его воспоминания. Найдите в словаре и выпишите значения слов диалог и монолог. Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов предоставляет слово солдату — участнику Отечественной войны 1812 года?

В стихотворении «Бородино» поэт вводит в образную речь целый ряд художественных приёмов. Помимо обращения к фольклору это и риторическое обращение, и сравнение, и метафора. Они позволяют с большей художественной силой передать атмосферу боя, чувства русского воина — защитника Отечества.

Обратите внимание на знаки препинания в конце строф. Помимо точек и запятых, предложения оканчиваются вопросительным и восклицательным знаками, многоточием. Это конечно же не случайно. Такая пунктуация помогает почувствовать особое эмоциональное состояние рассказчика, словно самому побывать в гуще событий.

Слово восклицание обозначает возглас, выражающий сильное чувство.

Риторическое восклицание— восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.

Образец: Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий / Французы двинулись, как тучи...Риторическое восклицание «Ну ж был денёк!». С его помощью особо ярко передаётся воспоминание старого солдата о тяжёлом сражении, о силе врага.

7. Вспомните такое выразительное средство, как звукопись. Перечитайте фрагмент стихотворения, начинающийся словами «Ну ж был денёк!..». Какой повторяющийся гласный звук создаёт ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра? Как называется повторение одинаковых звуков? Какую роль это образное средство играет в тексте?

8*. В отрывке из стихотворения найдите примеры аллитерации (см. Краткий словарь терминов во второй части учебника) и объясните роль этого выразительного средства в создании картины боя. Отрывок определите сами.

9. М.Ю. Лермонтов называет неприятеля: француз(2 раза), французы(2 раза), мусью, враг, басурманы(5 раз). Выпишите из текста слова, которыми поэт называет русских солдат. Этих слов почти в три раза больше. Почему? Назовите самые выразительные, на ваш взгляд, слова, отражающие героизм, храбрость русских солдат, которые «постояли головою за родину свою».

10. Прочитайте вслух фрагмент стихотворения, в котором автор передаёт накал боя. Обратите внимание, что многие предложения, например «Носились знамена, как тени» или «Смешались в кучу кони, люди...», начинаются со сказуемого, что не свойственно русскому языку. Как вы думаете, почему поэт использует обратный порядок слов?

11. Внимательно перечитайте отрывки стихотворения, начинающиеся словами: «Да, были люди в наше время...»(они расположены в начале и в конце произведения). Это своеобразное обрамление стихотворения, представляющее как бы зачин и концовку. Найдите в этих фрагментах слова, подтверждающие этот тезис. В каком значении употреблено здесь слово «поле»?

12. Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат мусью!» В своём ответе покажите знание прямого и переносного значения слова. Однозначными или многозначными являются слова «друг» и «брат»?

13. Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, бой (удалый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). Какое слово встречается чаще и почему?

СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРЫ

Особую художественную роль в описании Бородинского боя сыграли сравнения («французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени», «мы пойдём ломить стеною») и метафоры.

Сравнение- образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета.

Метафора(от греч. слова, обозначающего «перенесение») - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате создаётся художественный образ.

Вопросы и задания

1. Выпишите из текста стихотворения сравнения. Какую роль они играют в описании сражения?

2. Прочитайте отрывок из стихотворения «Бородино». Найдите метафоры и объясните, какие грани изображаемых событий они усиливают в данном отрывке.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

«ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я ...»

Середниково

Середниково — подмосковная усадьба Столыпиных. Расположена на берегу реки Горетовки. Дом в классическом стиле, по некоторым сведениям, был построен русским архитектором И.Е. Старовым. Около дома был разбит большой парк, вырыты пруды, через овраг перекинут белокаменный мост.

Лермонтов проводил в Середникове летние каникулы 1829, 1830 и, возможно, 1831 года. Живописная природа, народные песни и сказки, рассказы о войне 1812 года — всё побуждало к раздумьям.

В Середникове была большая библиотека с произведениями классиков мировой литературы (Пушкин, Шекспир, Шиллер и др.). Особое впечатление производили на юного поэта творения Байрона и книги о его жизни.

Здесь было написано много лирических стихотворений.

В 1914 году в Середникове был установлен памятник-обелиск Лермонтову.

По ТА. Ивановой

Тарханы

Истоком глубокой любви поэта к Отчизне явился небольшой уголок в глубине России, старинное село Тарханы, которое теперь называется Лермонтово. Село раскинулось в широкой лощине, на берегах глубокого оврага, у маленькой речушки Милорайки. Большое зеркало пруда блестит посреди села.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (Пензенская область). Вид на главный усадебный дом

Чем для поэта был этот край и пора его жизни в Тарханах, лучше всего сказал он сам в стихотворении, помеченном датой «1-е января»:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,— памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей...

Период с 1815 по 1827 год, почти половина его короткой жизни, связан с Тарханами. Село Тарханы Пензенской губернии принадлежало в XVIII веке сначала князьям Долгоруковым, затем Нарышкиным, наконец, куплено и подарено Елизавете Алексеевне Арсеньевой, бабушке поэта. Дом её всегда был полон людьми (устраивались танцы, домашние спектакли). Отсюда бабушка писала поэту письма, на-иример: «Стихи твои, мой друг, я читала — бесподобные...»

По А. Семченко

Вопросы и задания

1. Какие авторы — классики мировой литературы — радовали будущего поэта в Середникове?

2. Как вы представляете себе Тарханы по описанию А. Семченко?

Минуты творчества

1. Подготовьте рисунок «Бородинское сражение».

2. Составьте начальные кадры для диафильма «М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Подумайте над последовательностью кадров, расположением и оформлением текста и рисунка в каждом кадре. Назовите строфы стихотворения, которые обязательно войдут в ваш фильм в виде титров. Посмотрите в словаре значение слова титр.

Живое слово

Напишите сочинение на тему «Путешествие на поле славы».

Для вас, любознательные

Основателем рода Лермонтовых в России принято считать шотландца Георга (Юрия) Лермонта, который в 1613 году оказался на Русской земле в составе польского гарнизона. Около 60 шотландцев и ирландцев перешли в ряды московских войск Д. Пожарского; в их числе был и Георг Лермонт.

С материнской стороны родственниками М.Ю. Лермонтова были Столыпины. Старинный и известный дворянский род, среди представителей которого были выдающиеся государственные и военные деятели.

В Москве, на Малой Молчановке, 2, сохранился дом, в котором жил поэт, когда учился здесь. В нём сейчас размещён музей М.Ю. Лермонтова. Существуют и другие музеи М.Ю. Лермонтова: Домик Лермонтова в Пятигорске, Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, Лермонтовский зал в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге, Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».

Стихотворение «Бородино» — первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и с его подписью.

В 1981 году вышла в свет «Лермонтовская энциклопедия».

После уроков

Придумайте вопросы и задания для литературной игры «Что? Где? Когда?» и викторин «Тарханы — Москва», «На поле Бородина». Проведите викторины и литературную игру.

НИКОЛАЙ

ВАСИЛЬЕВИЧ

ГОГОЛЬ

1809-1852

Украина — родина Николая Васильевича Гоголя. Он появился на свет в 1809 году в селе Великие Сорочин-цы Полтавской губернии. «Он родился на берегу реки Псёл. На обрывистом её берегу, с которого открывался вид на пойму, на мост через реку, на дорогу, ведшую в хутора и селения бывшей гетманщины. Он родился на свет здесь, в сердце Малороссии, на земле, где гремели битвы», — пишет исследователь творчества Н.В. Гоголя И.П. Золотусский.

Детство Гоголя прошло в Васильевке — удивительно красивом селе, лежавшем в уютной низине. За домом, окружённым яблонями, вишнями, клёнами, был парк, взращённый заботливыми руками отца — Василия Афанасьевича.

Дом Гоголей в Васильевке. Художник Н.А. Ярошенко. 1876 г.

М.И. Гоголь-Яновская, мать писателя. Неизвестный художник. Первая половина XIX в.

В.А. Гоголь-Яновский, отец писателя. Неизвестный художник. Первая половина XIX в.

Именно с этими местами связаны многие произведения писателя. Образы крестьян, их язык, обычаи, приметы, обряды чудесной жизнью заживут на страницах его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: в «Сорочин-ской ярмарке», «Ночи перед Рождеством», «Вечере накануне Ивана Купала»... Сочное украинское слово слышал Гоголь и от отца, одного из первых украинских писателей.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, вспоминала: «...муж мой писал много стихов и комедий в стихах на русском и малороссийском языках». В гостеприимном доме Гоголей царила атмосфера любви и добра.

Учился Николай Гоголь в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии. Много читал, начал собирать собственную библиотеку, занимался рисованием. Таланты Гоголя проявились ещё в годы учёбы: он играл в ученическом театре, сотрудничал в рукописных журналах и редактировал их.

В конце 1828 года Гоголь переехал в Петербург. Он надеялся осуществить свои мечты — проявить себя на государственной службе. Но очень скоро разочаровался в Петербурге, понял, что чиновники ничего не делают ради «счастья граждан».

Он вспоминает о своей Полтавщине, Сорочинцах, Диканьке. Он просит мать присылать ему комедии своего отца, фольклорные записи: «...Вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, Вы ие откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно».

Интерес к народному творчеству, к сказкам и песням проявился у Гоголя очень рано. Он называл народные песни «звонкими, живыми летописями», «народной историей, живой, яркой, исполненной красок, истины, обнажающей всю жизнь народа».

Воспоминания о чудесных людях милой его сердцу Малороссии, их песнях, преданиях, рассказах побудили его приняться за написание книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Гоголь соединил в «Вечерах...» реальное с фантастическим. Причудливые фантазии в его повестях выражают веру народа в сверхъестественные существа. В устном народном творчестве враждебные человеку явления представлены в образах «нечистой силы». Так и у Гоголя: черти, ведьмы, оборотни — это сила, враждебная человеку, действующая в союзе с недобрыми людьми: обманщиками, хвастунами, вымогателями, завистниками и пр.

Как заметил критик Белинский, «Ночь перед Рождеством» есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, — словом, тут вся поэзия его жизни».

Книга Гоголя быстро разошлась, вызвала живой интерес у публики, доброжелательные отзывы критики.

Вопросы и задания

1. Расскажите о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к своей малой родине.

2. Что лежит в основе книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Выпишите из текста слова и словосочетания, которые помогут вам при ответе на вопрос.

Для вас , любознательные

A.C. Пушкин высоко оценил книгу Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которую вошла повесть «Ночь перед Рождеством». В своей рецензии, помещённой в «Литературной газете», Пушкин писал: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошёл в типографию, где печатались «Вечера», то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою <...> наборщики помирали со смеху, набирая его книгу<...> Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа

Наши рекомендации