Поэзия xix века о родной природе
В творчестве почти каждого поэта есть тема родной природы. В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по-разному не только у разных поэтов, но и в творчестве одного автора.
Прочитайте стихотворения о родной природе русских поэтов XIX века. Проследите, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов. Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, тональность каждого текста, отношение автора к изображаемому времени года и т.д. Чтобы ваша работа была выполнена наиболее точно, советуем составить подробный план сопоставительной характеристики.
.Ю. Лермонтов (1814—1841)
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
1837
Вопросы и задания
1. Что в природе способно успокоить лирического персонажа, заставить его забыть «души тревогу», «разогнать морщины на челе»?
2. Поэт изображает конкретное время года или создаёт обобщённый образ природы? Обоснуйте свой вывод.
3. Какой предстаёт природа в стихотворении? Дайте развёрнутый ответ, включая в него образы стихотворения М.Ю. Лермонтова.
4*. Как связаны природа и Бог в стихотворении?
.И. Тютчев (1803—1873)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
1857
Вопросы и задания
1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?
2. Почему эту пору поэт величает «дивной»? В ответе используйте художественные образы стихотворения.
3. Убранное поле в стихотворении — «отдыхающее», и «...паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде». Почему поэт даёт такое описание?
4. Какое настроение создаёт система художественных образов в стихотворении?
ЕСЕННИЕ ВОДЫ
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней».
Вопросы и задания
1. Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль?
2. Выпишите слова, передающие состояние пробуждающейся природы.
3. Описывая пробуждение талых весенних вод, Ф. Тютчев употребляет слово торжественного стиля: «гласят». Как вы думаете, почему? Какие ещё средства художественной выразительности создают особую торжественность?
.A. Фет (1820-1892)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег, |
И саней далёких
Одинокий бег.
1842
Вопросы и задания
1. Чем зима «родна» поэту? Почему зимний пейзаж для него — «чудная картина»?
2. Вы прочитали различные стихотворения о зиме. Расскажите о своём отношении к этому времени года. Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, восклицательные и вопросительные предложения, риторические фигуры.
Е.А. Баратынский (1800—1844)
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует её
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нём
Забвенье мысли пьёт,
Кого далёко от неё
Он, дивный, унесёт!
1836
Вопросы и задания
1. Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?
2. Вместо слова жаворонок Е. Баратынский употребил жав-ронок. Как вы думаете, почему?
3. Какое настроение создаёт поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств? Какова роль восклицательных предложений?
4. «Что с нею, что с моей душой?» — вопрошает поэт. Дайте ответ на этот вопрос.
5. В каких строках заключена главная мысль стихотворения?
.З. Суриков (1841—1880)
В НОЧНОМ
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далёком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздаётся:
То табун коней в ночное
По лугам несётся.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули... Не шелохнет
Лес густым навесом.
Всё темней, темней и тише...
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.
Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст — и снова
Всё смолкает в поле.
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпя искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят..
Детям боязно — и дети
Огонёк разводят.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
1874
Вопросы и задания
1. Найдите самое главное отличие стихотворения о природе И.З. Сурикова от стихотворений других поэтов, приведённых в данном разделе.
2. Стихотворение называется «В ночном». Что значит — быть в ночном? Как вы понимаете заглавие произведения?
3. Какие детали лета вы увидели в стихотворении?
Живое слово
Подготовьте рассказ о летней ночи. Введите в него средства образной выразительности.
После уроков
1. Подготовьте вопросы для викторины «Природа в произведениях русских поэтов XIX—XX веков» и проведите её.
2. Работы каких художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края? Как бы вы назвали это издание?
МИХАИЛ
ЮРЬЕВИЧ
ЛЕРМОНТОВ
1814-1841
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве, в семье отставного капитана, небогатого помещика, потомка шотландского рода Юрия Петровича Лермонтова. Мать, Мария Михайловна, урождённая Арсеньева, умерла от чахотки, когда Мише исполнилось два года. Будущего поэта воспитывала бабушка — Елизавета Алексеевна, богатая и знатная помещица. Детские годы его прошли в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.
М.М. Лермонтова, мать поэта.
Неизвестный художник.
1810-е гг.
Ю.П. Лермонтов, отец поэта.
Неизвестный художник.
1810-е гг.
Михаил Лермонтов.
Неизвестный художник.
1820-1822 гг.
В роду Лермонтовых были замечательные офицеры, участвовавшие во многих сражениях во славу Русского государства. Но наиболее яркие впечатления об Отечественной войне 1812 года поэт получил из рассказов простых солдат в имении Тарханы — здесь, среди крепостных, были те, кто прошёл эту войну и вынес все её тяготы.
Стихотворение «Бородино» было опубликовано в
1837 году в журнале «Современник», основанном
A.C. Пушкиным.
Исследователь творчества М.Ю. Лермонтова И.Л. Андроников писал: «Впервые в русской поэзии рассказывает о великом событии и даёт ему историческую оценку солдат, рядовой участник сражения. В стихотворении нет ни одного имени — ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», изображена сама гуща боя. Лермонтов описывает сражение очень конкретно и точно: солдат в стихотворении — артиллерист, место сражения — курганная батарея Раевского. Язык рассказчика полон метких изречений и простонародных словечек...
При Николае I солдатская служба продолжалась двадцать пять лет. В середине 30-х годов ещё не окончили срока многие ветераны Отечественной войны. И Лермонтов воспроизводит характерную для того времени воен-но-бытовую сцену — разговор поколений о причинах поражения Наполеона».
Однако смысл описаний не сводится к точности изображения картин и места боя, даже к точно созданному портрету его мужественного участника.
Современник Лермонтова, литературный критик
В.Г. Белинский отмечал, что ключевыми являются строки во втором куплете, с которых начинается ответ старого солдата на вопрос его молодого товарища:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Богатырями для поэта были они, солдаты и офицеры войны, победители, а не пришедшее им на смену поколение.
Для вас, любознательные
Участниками Отечественной войны 1812 года были русские писатели. Среди них — первая русская женщина-офицер, автор записок «Кавалерист-девица» Надежда Андреевна Дурова (1783—1866); Фёдор Николаевич Глинка (1786—1880), написавший «Письма русского офицера», «Очерки Бородинского сражения» и другие сочинения, посвящённые войне с Наполеоном, Денис Васильевич Давыдов (1784^1839), командир партизанского отряда, действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих «Военных записках»;
генерал Алексей Петрович Ермолов (1772—1861), автор воспоминаний, получивших название «Записки А.П. Ермолова», и другие.
Прочитайте фрагменты из «Записок А.П. Ермолова» и из «Очерков Бородинского сражения» Ф.Н. Глинки. Сравните описание событий, данных участниками Бородинского сражения, с изображением Бородинского боя в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
Из «Записок А.П. Ермолова»
Вдруг загорелся на левом нашем крыле пушечный и ружейный огонь. Двинулись страшные громады сил и, не-взирая на сопротивление наше, в ужасающем виде, медленными подойдя шагами, овладели укреплениями нашими впереди села Семёновского. Недолго, однако же, могли удерживаться в них изгнанные, с беспримерным уроном отступили. Раздражённый неудачею неприятель собрал рассеянных, присоединил к ним свежие войска и возобновил нападение. Полки, наступающие, разрушаемые губительным огнём наших батарей и пехоты, шли бестрепетно вперёд. Дивизии графа Воронцова и Неверовского встретили их штыками, и любимое оружие русского солдата одно могло продлить сопротивление. Из рук в руки переходили батареи...
Ф.Н. Глинка. Из «Очерков Бородинского сражения»
Солдаты наши желали, просили боя! Подходя к Смоленску, они кричали: «Мы видим бороды наших отцов! пора драться!» Узнав о счастливом соединении всех корпусов, они объяснялись по-своему: вытягивая руку и разгибая ладонь с разделёнными пальцами, «прежде мы были так (т.е. корпуса в армии, как пальцы на руке, были разделены)! теперь мы, — говорили они, сжимая пальцы и свёртывая ладонь в кулак, — вот так! так пора же (замахиваясь дюжим кулаком), так пора же дать французу раза: вот этак!» Это сравнение разных эпох нашей армии с распростёртою рукою и свёрнутым кулаком было очень по-русски, по крайней мере очень по-солдатски и весьма у места.
ОРОДИНО
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Художник H.H. Побединская. 1952 г.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны3 с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Художник Ф.А. Рубо. 1912г.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
1837
Вопросы и задания
1. Что рассказывает старый солдат про день Бородина? Какими настроениями сопровождается его рассказ (уныния, горечи, радости, гордости)? Передались ли эти настроения вам?
2. Какими вы представляете себе старого и молодого солдата? Составьте устно их портреты.
3. Какой момент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы А.Ф. Рубо? Какие строчки стихотворения ему созвучны? Какие изобразительные детали позволяют почувствовать накал сражения?
Тема — круг событий и проблем, составляющих основу произведения; то, о чём писатель говорит в своём творении.