Активизированная великая держава
В играх с числом игроков меньше шести дипломатический статус держав Оттомана и Империи определяется в течение игры. Игрок, держава которого выигрывает это определение, получает контроль над другой державой до того времени, пока её дипломатический статус не будет определён ещё раз. У игроков, контролирующих такую «активизированную великую державу», есть некоторые особые ограничения (и выгоды), делающие игру за них слегка иной по сравнению со стандартной великой державой. См. подробности в разделе «Игры с числом игроков от 2 до 5» книги сценариев.
Второстепенная держава
Второстепенные державы — это Ирландия, Папство, Португалия, Шотландия и Венеция. Лояльность этих государств может изменяться во время игры.
Правитель
Правитель каждой великой державы играет важную роль во время игры, будь то монарх (Испания, Англия, Франция, Империя), султан (Оттоман) или группа командующих армиями (Протестант). Изначальный правитель для каждой державы напечатан на правой стороне её карточки. Правители трёх великих держав (Оттомана, Франции, Империи) меняются во время игры в результате карточек обязательных событий (раздел 6.1). Последующие правители вступают в игру, когда играется одно из этих обязательных событий. Эти карточки помещаются поверх правителя, напечатанного на карточке державы, чтобы атрибуты нового правителя были видны всем игрокам. Филипп II (Испания), Елизавета I (Англия), Генрих III (Франция) и Рудольф II (Империя) — это последние лидеры своих держав, и они никогда не заменяются посредством обязательного события. Однако эти четыре правителя могут быть убиты в результате брака (21.1) или покушения (19.3; только Елизавета и Генрих). В этом случае атрибуты правителя этой державы детально излагаются в правилах раздела 23, предусматривающих смерть этого правителя.
Атрибуты
Все правители обладают двумя атрибутами: административным рейтингом и карточным бонусом, как описано ниже.
Административный рейтинг:административный (или «админ.») рейтинг правителя оценивает способность этого правителя сохранять национальные ресурсы таким образом, чтобы они могли быть использованы во времена нужды. Административный рейтинг всегда даётся в виде числа карточек, которые правитель может сохранять с одного хода на следующий.
Карточный бонус:карточный бонус правителя оценивает, был ли правитель исключительно находчивым по части мобилизации поддержки для своих предприятий или нет. Карточный бонус обычно даётся в виде числа добавочных карточек, которые раздаются державе, когда её возглавляет этот правитель. Единственное исключение — это карточный бонус Сулеймана, который:
a)позволяет игроку-Оттоману удерживать обе его родные карточки в его наборе на этот ход и
b)даёт Оттоману карточку «Селим II» (Selim II) в начале хода 2, если карточка всё ещё находится в колоде.
Дополнительные функции правителя
Генрих III Французский (Henry III) и каждый член группы протестантов-командующих армиями также влияют на игру в качестве командующих армиями. См. раздел 5.1. Эта дополнительная функция командующего армией полностью отделена от роли этих персонажей в качестве правителя великой державы.
Карточки держав
Статус каждой великой державы отмечается на карточке державы. Каждая из 6 карточек держав содержит следующие разделы:
• список акций(слева вверху):список всех возможных акций, которые эта держава может предпринять во время Фазы акций (раздел 11), включая стоимость акций в КО. Список возможных акций различается в зависимости от державы. Цвет фона каждого пункта в списке обозначает тип данной акции.
• карточка изначального правителя(справа вверху):атрибуты изначального правителя этой державы, как описано в разделе 3.3.
• поле бонуса в ПО(Bonus VP, справа внизу):это место для маркеров, которые отображают, что игрок получил победные очки за один (или более) из результатов, включённых в список бонуса в ПО в разделе 25.
Карточка державы также содержит особую информацию слева внизу. Хотя формат этого раздела различается для каждой державы, этот раздел всегда отображает то, как определить число набираемых карточек для этой державы (до того, как прибавляются карточные бонусы) и базовое число ПО (до того, как прибавляются особые ПО и бонус в ПО). Для некоторых держав здесь также включены одна или более дорожка или поле, особенные для каждой державы, описанные более подробно в разделах 10, 20.6, 21.1 и 23.
Военные фишки
Существуют четыре типа военных фишек: командиры, морские капитаны, сухопутные части и морские части. В этом разделе приводится пример каждой военной фишки и объясняется значение чисел на ней. Предоставленные фишки являются абсолютным лимитом. Ни для каких целей не может быть создано больше; это общий лимит людских сил и финансовых ресурсов каждой державы в этот период. Военные фишки используют тот же цвет, что и родные области каждой державы (исключения: гугенотские военные фишки светло-серого цвета соответственно своим маркерам контроля; независимые военные фишки — коричневые в отличие от своих серых областей на карте).
Командиры
Командиры помещаются в пластиковые подставки таким образом, чтобы игроки могли быстро определить их текущее местоположение на карте (для тех игроков, которые предпочитают альтернативный вариант, также предоставлены лежачие фишки командиров). Числовая информация, содержащаяся на фишке командира, слегка различается для командующих армиями и морских командиров. Морские командиры имеют на своих фишках синий фон, который отличает их от командующих армиями.
Командующий армией
Боевой рейтинг:верхнее число на фишке командующих армиями — это их боевой рейтинг. Более высокие боевые рейтинги увеличивают шанс успешного перехвата или уклонения от сражения и прибавляют дополнительные кубики во время штурма или полевого сражения.
Командный рейтинг:нижнее число (всегда представленное в жёлтом поле) — это командный рейтинг командира. Он указывает на число сухопутных частей, которое командир может контролировать одновременно.
Командиры по умолчанию:командующие армиями могут быть удалены из игры посредством события «Безвременная кончина» (Untimely Death), убийства (19.3) или результата брака «Супруг убит» (Husband murdered) (21.1). Если один из этих результатов служит причиной удаления из игры последнего командира державы, переверните квадратную фишку этого командира на обратную сторону (командир по умолчанию) и поместите её на Дорожку ходов (Turn). Этот безымянный командир вступит в игру на будущий ход, если эта держава не будет иметь вновь прибывающего командира. По отношению к этому правилу захваченные командиры находятся «в игре», в то время как командиры, которые не входят до будущего хода, находятся «вне игры». Гугенотские командиры считаются принадлежащими к иной державе, чем голландские командиры.
Соединения
Соединение — это группа сухопутных частей в одной области, которая функционирует как объединённая целостность в целях движения, полевого сражения, перехвата и штурма. Один (или более) командующий армиями также может быть включён в соединение. Максимальное число сухопутных частей в соединении зависит от командного рейтинга представленных в нём командиров:
Представленные командиры | Максимальный размер соединения |
Ни одного | |
Командный рейтинг командира | |
2 или более | Сумма двух самых высоких командных рейтингов |
Командующие армией никогда не считаются, когда определяется размер соединения. Соединения не могут включать части более чем двух различных великих держав. Они могут включать части великой державы и второстепенной, которая состоит в активном союзе с этой великой державой.
Пример соединения: командиры Империи Швенди (Schwendi) (командный рейтинг «8») и Зриньи (Zrinyi) (командный рейтинг «6») сгруппированы в Вене (Vienna) с 6 регулярными частями и 8 наёмниками. Империя тратит 1 КО, чтобы передвинуть соединение в Пресбург (Pressburg). Если бы Империя не включила ни одного командира в состав этого соединения, то только 4 части могли бы двинуться. Если бы Империя включила только 1 командира, число регулярных частей и наёмников должно было быть равно или меньше, чем командный рейтинг этого командира. Игрок за Империю должен передвинуть обоих командиров из этой области для того, чтобы передвинуть все 14 сухопутных частей из Вены.
Морской командир
Боевой рейтинг:верхнее число на фишках морских командиров — это их боевой рейтинг. Более высокие рейтинги увеличивают шанс успешного перехвата или уклонения от сражения и прибавляют дополнительные кубики во время морского боя.
Пиратский рейтинг: морские командиры Оттомана Драгут (Dragut) и Улудж Али (Uluch Ali) располагают вторым числовым значением. Это число (после буквы «P») — их пиратский рейтинг, указывающий число дополнительных кубиков, которые этот командир обеспечивает, когда находится в морской зоне, где Оттоман инициирует пиратство.
Морские капитаны
Морские капитаны — это исторические исследователи и пираты, которые совершают плавания по карте мира, чтобы совершать попытки пиратства, основывать колонии и пытаться осуществить кругосветное плавание. Они выставляются на карту мира с помощью акции «Снарядить экспедицию» (17.4). Морские капитаны из Англии (только) также могут служить вместо этого морскими командирами на карте Европы. Морские капитаны всегда отображаются двухсторонней лежачей фишкой. Лицевая сторона фишки (сторона в «полном составе») практически такая же, что и у морского командира, боевой рейтинг морского капитана — это большое число слева вверху, а пиратский рейтинг — слева посередине фишки. Морские капитаны де Сор (de Sores) и ле Клерк (le Clerc) доступны либо Франции, либо Протестанту: кто первым снарядит экспедицию с одной из этих фишек, тот имеет исключительное право пользоваться этим капитаном до тех пор, пока тот не вернётся в Европу (когда ещё раз станет доступным игроку, который первым возьмёт его на службу).
Мореходный рейтинг:морские капитаны имеют третье числовое значение, идущее после их пиратского рейтинга. Это число ( после буквы «N») — их мореходный рейтинг, модификатор броска кубика, который помогает им выдерживать опасные путешествия по карте мира.
Повреждённая:обратная сторона фишки морского капитана — это «повреждённая» сторона. Морские капитаны переворачиваются на эту сторону, если они несут потери, предпринимая бросок на мореплавание или инициируя пиратство. Текст на повреждённой стороне кратко описывает особый бонус этого капитана (см. полное разъяснение в книге сценариев). Этот бонус доступен капитану всё время, находится ли тот на повреждённой стороне или в полном составе.
Сухопутные части
Существуют три типа сухопутных частей, все они представлены круглыми фишками. Фишки сухопутных частей имеют разный «номинал» (1, 2, 4 и 6), чтобы облегчить группирование. Не все номиналы доступны каждой державе. Игроки могут высвобождать части мелкого номинала в любой момент, заменяя несколько фишек (все одного и того же типа, и все в одной и той же области) более сильной фишкой равной суммарной силы. Если после высвобождения частей мелкого номинала по всей карте там, где это возможно, у державы всё ещё недостаточно частей мелкого номинала, чтобы правильным образом «внести изменения» для удовлетворения результатов боя или карточки событий, то эта держава теряет дополнительные части в области, где произошло сражение или событие, до тех пор, пока не будет достигнуто число, которое может быть представлено доступными фишками.
Регулярные части:регулярные части имеют многоцветный значок части и тёмную полоску внизу фишки цвета своей державы. Числовое значение на фишке отображает число регулярных частей, представленных этой игровой фишкой. Все державы, как великие, так и второстепенные, имеют регулярные части.
Наёмники:наёмники имеют целиком чёрный значок части. Фон — это бледный вариант цвета их державы. Числовое значение на фишке отображает число наёмников, представленных этой игровой фишкой. Все великие державы за исключением Оттомана получают наёмников. Наемные части можно найти на обороте фишек регулярных частей этих держав. Наёмники более дёшевы в создании, чем регулярные части, но могут дезертировать от игрока в важный момент.
Кавалерия:только игрок-Оттоман обладает кавалерийскими частями. Числовое значение на фишке отображает число представленных кавалерийских частей. Кавалерийские части можно найти на обороте фишек регулярных частей Оттомана. Кавалерия помогает при попытках перехвата и уклонения от сражения, но неэффективна во время осадных операций.
Морские части
Прямоугольные фишки используются, чтобы представлять морские части. Каждая морская часть всегда представляет одну группу морских кораблей. У морских частей нет номиналов. Числовое значение на фишке отображает число кубиков, которые она бросает в морском бою, и число вражеских «хитов», которое требуется, чтобы уничтожить её. Цвет вокруг числа отображает то, какой державе принадлежит часть. Как показано в таблице, приведённой ниже, десять держав получают морские части. Четыре из этих держав обладают двумя различными типами морских частей; тип части в игре отображён тем, какой стороной вверх лежит фишка. Державы с двухсторонними частями должны внимательно взвешивать уникальные способности каждого из четырёх типов морских частей, когда решают, какие части строить. Ограничения на создание морских частей находятся в 17.3.
Держава | Число частей | Лицевая сторона | Оборотная сторона |
Оттоман | Галера | Корсар | |
Испания | Галера | Галеон | |
Англия | Галеон | Галеон со срезанной верхней палубой | |
Франция | Галера | Галеон | |
Империя | Галера | ||
Голландцы | Галеон | ||
Гугеноты | Галеон | ||
Папство | Галера | ||
Португалия | Галеон | ||
Венеция | Галера |
Галера [Galley]:галеры менее эффективны, когда сражаются в атлантических морских зонах. Они изображаются как корабль с низкими бортами и белыми парусами.
Корсар [Corsair]:корсары — это единственная морская часть, которая может инициировать пиратство в Европе без того, чтобы быть в состоянии войны с державой, выбранной целью. Они менее эффективны, когда сражаются в атлантических морских зонах. Они изображаются как корабль с низкими бортами и чёрными парусами.
Галеон [Galleon]:галеоны сражаются одинаково хорошо на всей карте, но штрафуются при попытках перехвата или уклонения от сражения в средиземноморских зонах. Они изображаются как корабль с высокими бортами и белыми парусами.
Галеон со срезанной верхней палубой [Race-built]:галеоны со срезанной верхней палубой равносильны галеонам за исключением того, что они получают меньшие повреждения, когда сражаются в атлантических морских зонах. Они изображаются как галеон с более приземистыми очертаниями.
Патруль [Patrol]:патрули могут быть созданы Испанией в океанской зоне. Они помогают защищать поселения на карте мира от пиратства.
Непобедимая армада [Armada]:одна особая морская часть, «Непобедимая армада», доступна только Испании. См. раздел 23.2.
Карточки и сокровища
Игровой процесс в «Королеве-девственнице» приводится в движение одной колодой, состоящей из 112 карточек, дополненной 30 фишками сокровищ. Этот раздел описывает различные типы карточек и то, как управляться с добавлением и удалением карточек из колоды. Он также описывает управление сокровищами, которые рассматриваются как специализированная разновидность карточек с ограниченным применением.
Типы карточек
В игре существуют пять типов карточек, как описано ниже. За исключением карточек обязательных событий каждая карточка может быть сыграна либо как событие, либо как Командные Очки (КО). КО могут быть использованы, чтобы предпринять акции (раздел 11), или для того, чтобы объявить войну (раздел 9.4) (когда разыгрывается обязательное событие, то в первую очередь происходит это событие, а затем активная держава получает 2 КО, чтобы потратить их на акции). Если игрок использует карточку как событие, то он должен следовать инструкциям, напечатанным на этой карточке. Некоторые карточки имеют по два альтернативных набора инструкций, отделенных словом «ИЛИ» [OR], напечатанным заглавными буквами. Эти карточки дают игроку возможность сыграть их двумя различными способами. Когда разыгрывается карточка с двумя наборами инструкций, применяются только условия и эффекты выбранной игроком части.
Родные карточки
Каждая держава имеет одну или две родные карточки, доступные для игры каждый ход. Конкретное число меняется в зависимости от державы и хода игры согласно правилам на добавление новых карточек в игру (6.2). За исключением игрока-Оттомана в то время, когда Сулейман является правителем Оттомана, все державы должны тайно сбросить все родные карточки, кроме одной, во время Фазы весеннего развёртывания в начале каждого хода. Как только они используются, родные карточки помещаются на соответствующую карточку державы (не в колоду сброшенных карточек), чтобы отобразить то, что они не доступны до тех пор, пока карточки не будут розданы в начале следующего хода. Родные карточки никогда не могут быть забраны из набора державы, когда требуется забрать карточки случайным образом (будь то из-за розыгрыша события, дипломатического соглашения, шпионажа или пиратства) или когда выбирается определённая карточка (розыгрыш события карточки или шпионаж). Если держава вынуждена открыть свой набор, она должна также показать родные карточки, которые есть в наборе.