Урок 33. Мир Прокофьева
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 34-35. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет(обобщающийурок)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, слуховых диктантов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки в 3 классе обучающиеся научатся:
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности ( композитор-исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях, развитие навыков «свободного дирижирования»;
- развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Обучение музыкальному искусству в 3 классе должно вывести обучающихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Разделы и темы | Кол- |
во |
часов | ||
Раздел I. Россия – Родина моя | ||
Характеристика | Выявлять настроения и чувства человека,выраженные в музыке. | |
основных видов | Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в | |
деятельности | процессе исполнения музыкальных произведений. Передавать в | |
ученика (на | импровизации интонационную выразительность музыкальной и | |
уровне учебных | поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории | |
действий) | Отечества и их исполнять. | |
Мелодия –душа музыки | ||
Природа и музыка. Звучащие картины | ||
Виват, Россия! Наша слава- русская держава | ||
Кантата «Александр Невский» | ||
Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во | ||
веки веков сильна… | ||
Раздел II. День, полный событий | ||
Характеристика | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные | |
основных видов | особенности музыки. Понимать художественно-образное | |
деятельности | содержание музыкального произведения. Передавать | |
ученика (на | интонационно-мелодические особенности музыкального образа в | |
уровне учебных | слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в | |
действий) | музыке, живописи, поэзии. Выразительно исполнять | |
произведения разных жанров и стилей. Выявлять ассоциативно- | ||
образные связи музыкальных и живописных произведений. | ||
Утро | ||
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | ||
В детской. Игры и игрушки | ||
На прогулке. Вечер | ||
Раздел III. О России петь – что стремиться в храм | ||
Характеристика | Обнаруживать сходство и различия русских и | |
основных видов | западноевропейских произведений религиозного искусства. | |
деятельности | Определять образный строй музыки с помощью«словаря | |
ученика (на | эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки, песнями на | |
уровне учебных | религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных | |
действий) | праздниках народов России и их традициях. Интонационно | |
осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь | ||
материнства | ||
Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! | ||
Вербное воскресенье. Вербочки | ||
Святые земли Русской | ||
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | ||
Характеристика | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного | |
основных видов | и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о | |
деятельности | значении повтора, контраста, сопоставления как способов |
ученика (на | развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, | |
уровне учебных | участвовать в коллективных играх-драматизациях. Принимать | |
действий) | участие в традиционных праздниках народов России. | |
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения | ||
разных жанров и стилей. | ||
Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины | ||
Былина о Садко и Морском царе | ||
Лель, мой Лель…из оперы «Снегурочка» | ||
Звучащие картины. Прощание с Масленицей | ||
Раздел V. В музыкальном театре | ||
Характеристика | Рассуждать о значении дирижёра,режиссёра,художника- | |
основных видов | постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать | |
деятельности | в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального | |
ученика (на | спектакля. Рассуждать о смысле и значении увертюры к опере, | |
уровне учебных | балету. Воплощать в пении или пластическом интонировании | |
действий) | сценические образы. | |
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья | ||
Опера «Орфей и Эвридика» | ||
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы | ||
Полна чудес могучая природа…В заповедном лесу | ||
Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | ||
В современных ритмах | ||
Раздел VI. В концертном зале | ||
Характеристика | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | |
основных видов | Узнавать стилевые особенности музыки разных композиторов. | |
деятельности | Определять виды музыки,сопоставлять музыкальные образы в | |
ученика (на | звучании различных музыкальных инструментов. Различать на | |
уровне учебных | слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры | |
действий) | музыкальных произведений. Называть исполнительские | |
коллективы и имена исполнителей. | ||
Музыкальное состязание | ||
Музыкальные инструменты. Звучащие картины | ||
Музыкальные инструменты. | ||
Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня | ||
родная | ||
«Героическая» симфония. Призыв к мужеству (2-я часть, финал | ||
симфонии) | ||
Мир Бетховена | ||
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | ||
Характеристика | Выявлять изменения музыкальных образов,озвученных | |
основных видов | различными инструментами. Импровизировать мелодии в | |
деятельности | соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, | |
ученика (на | марша. Определять особенности построения (формы) | |
уровне учебных | музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка |
действий) | современной музыки. Определять принадлежность музыкальных | |
произведений к тому или иному жанру. Участвовать в | ||
подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно | ||
осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | ||
Чудо-музыка | ||
Острый ритм - джаза звуки | ||
Люблю я грусть твоих просторов | ||
Мир С. Прокофьева | ||
34-35 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт | |
Итого | ||