Эстетическая и жанровая природа

В «Горе от ума» мы находим сложную структуру художественных признаков, художественных приемов. В ней очень четко просматривается уровень классицизма. Это самый глубокий уровень. Грибоедов принадлежал к младшим архаистам. К писателям, которые в значительной мере ориентировались на наследие классицизма. Конечно, классицизм остался в 18 веке, в 19 веке торжествовал предромантизм, и создать произведение классицистического стиля было невозможно. Но память классицизма, его следы, веяния в произведениях Грибоедова ясно ощущаются.

Согласно традициям классицизма в драматическом произведении должно соблюдаться единство места. Открывается занавес спектакля - перед нами дом Фамусова. Так, все действие происходит в доме Фамусова. Таким образом, единство места в комедии соблюдено. Классицизм требовал единства времени – действие должно укладываться в течение суток. Вспоминаем комедию: открывается занавес – раннее утро в доме Фамусова. Появляется Чацкий: «Чуть свет уж на ногах\ И я у ваших ног!». Окончание: прошел бал, пустеет вестибюль, не могут найти карету Чацкого, почему он и задержался. Между ним, Софьей и Молчалиным драматическая развязка и последние слова Чацкого: «Пойду искать по свету\ Где оскорбленному есть чувству уголок». А время показано, до Чацкого Репетилов говорит «А время уж идет к рассвету». Таким образом, действие охватывает почти сутки. Единство времени точно соблюдено. Третье единство – единство действия: одна фабульная линия. Грибоедов точно это выдерживает. Есть героиня, которую зовут Софья (имя тоже прилетело из классицизма, мы можем вспомнить Софью Фонвизина) и фабула строится так, что на протяжении всей комедии идет борьба за руку Софьи. Три претендента. Если помните, у Фонвизина также три претендента. В произведении классицизма обычно - значащие имена. Их мы видим и у Грибоедов: главный герой – Чацкий, это имя намекает на прообраз, на Чаадаева. Героиня – Софья, имя по-древнегречески «мудрость», Фамусов – слово означающее молву, сплетню. Скалозуб - так же неприятная фамилия. Репетилов – от фр. «репете» – повторять. Он болтун и все время, не закрывая рта, болтает. Старуха Хлестова, Молчалин.

Что более важно - Грибоедов соблюдает традиционные амплуа. По-русски его можно традиционно перевести словом «роль». Драматурги не придумывали все каждый раз заново: должен быть герой, героиня, наперстница (в комедии – Лиза), у героя должен быть соперник, у героини – отец (так же традиционное амплуа), у которого нужно добиться разрешения на свадьбу. Таким образом, Грибоедов соблюдает распределение амплуа, свойственное классицизму. Есть еще достаточно забавные признаки классицизма. Так, классицизма учил, что каждое действие должно оканчиваться репликой под занавес. Должна быть какая-то или остроумная реплика, или трагическая, но обязательно такая, которая вызовет аплодисменты публики. Вот, первое действие, завязка перед нами. Фамусов уже опасается, что появился Чацкий, соперник в чувствах его дочери, которую он хочет выдать за Скалозуба. И Фамусов, взволнованный, восклицает: «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!».

Есть и отличия от классицизма. И прежде всего бросается в глаза количество действий. В комедии классицизма непременно пять действий. Или три, или одно, но непременно – ассиметричны. Первое действие – завязка, последнее- развязка. А Грибоедов в сущности не дает развязки. Если суть действия в том, кто ставит мужем Софьи, что мы знаем, когда действие кончается? Мы не знаем, за кого она вышла замуж и вышла ли. Могу сказать, что в нач.20 века – конце 19 века появилось не менее 15 развязок комедии. И это свидетельствует об открытости фабулы. Тоже мы можем увидеть в «Кому на Руси жить хорошо», «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Василии Теркине». . Это важный признак реалистического произведения- оно как бы открыто в жизнь. Писатель словно не хочет расставлять все вехи. Как жизнь бесконечна, так и произведение, оно кончается, но кончается без развязки.

Мы говорим, что комедия реалистическая. Это то, что в 20-е годы только-только формировалось в русской литературы (Пушкин, Крылов). Для реализма важен народный язык на основе разговорной речи. Этот язык присутствует в комедии. Автор даже подчеркивает народность и разговорность речи своих персонажей тем, что наделяет их речь особенностями московского говора.

Реализм подразумевает множественность точек зрении на жизнь. И это мы видим в комедии. Образ Чацкого получал разную трактовку и, допустим, Пушкин был им недоволен. Образ Софьи тоже получал разную трактовку. Фамусов – сложный образ. Конечно, он крепостник, но в тоже время он – заботливый отец. Жена его рано умерла, осталась дочь Софья и Фамусов о ней заботится. И он рассказывает о том, как он внушает Софье правила поведения, как нанимает ей учителей, которые воспитывают по дворянским обычаям того времени. Он хочет выдать замуж ее самым лучшим образом, пусть и не считаясь с ее склонностями (в то время это не было принято. И мы видим, что вмешательство Фамусова не так уж вредит Софье - ведь иначе она бы вышла замуж за Молчалина). У Фамусова живая речь, роль его весьма выигрышная для актера. Молчалин также не прост. Часто Молчалина понимают неправильно. Иногда и актеры, которые играют комедию, и учителя, которые преподают в школе. Молчалин - дворянин. В дореволюционной России сословие жены определялось по сословию мужа. И был такой скандальный случай – граф Шереметьев женился на крепостной девушку. Она, Параша Жемчугова, была танцовщицей, а стала графиней. Таким образом, если бы Молчалин был мещанин, то Софья, выйдя замуж за него, стала бы мещанкой. Это было совершенно невозможно.

Что мы знаем о Молчалине? Что он был беден, служил чиновником в Твери. Был там Фамусов, крупный чиновник, обратил на него внимание. Но это не значит, что Молчалин не был дворянином. Мы видим, что Скалозуб пожимает руку Молчалину. Такой солдафон, полковник, который «метит в генералы», не стал бы подавать руку мещанину, это было совершенно невозможно по нравам того времени. Обычно складывается такое представление, что Молчалин – человек недалекий, неумный. А Грибоедов не так его изобразил. Конечно, у Молчалина ум не такой, как у Чацкого (поэтический), Молчалин - делец, но, по-своему, он далеко не глуп.

Софья ведь Чацкому прямо говорит, что Молчалин ей нравится. Чацкий не верит, и решает проверить. И вот (это третье действие, третье явление): «Ну… с вами не удалось связать двух слов»… (диалог Чацкого и Молчалина). Из их диалога видно, что Молчалин далеко не глуп.

Так раскрывается любой образ. Репетилов появляется эпизодически, но если в него вдуматься, вчитаться, можно увидеть, что Репетилов- это пародия на Чацкого. В самом конце Чацкий говорит: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!». Репетилов же уезжает подобным образом (цитата). Чацкий уезжает, не зная даже куда – у него оскорблено чувство, а Репетилов едет не зная куда от скуки: «Вези куда-нибудь». Чацкий мечет громы и молнии против злоупотреблений крепостным правом. Он за просвещение, сам пишет. А Репетилов тоже пишет, но что: «Водевильчик слепим», а водевиль - самая легкая, бездумная комедия. Он рассказывает Чацкому, что у него и его друзей есть секретнейший союз, который собирается в Английском клубе, там, где никакой секрет невозможен, так собираются все сливки общества. Чем занимаются – пьют и болтают. И зовет он туда всех подряд – и Чацкого и даже Скалозуба! Грибоедов под допросом ссылался на Репетилова и говорил: «Вот мое отношение к тайному обществу. Как же я могу в нем состоять?». Здесь, конечно, отразилась мысль Грибоедова, что «100 прапорщиков не могут изменить мир» и пародийность персонажа на передового человека 20-х годов.

Это реализм. Но есть в комедии и романтический уровень. Как могло случится, что Софья полюбила Молчалина? В комедии это хорошо мотивировано. Фамусов жалуется, что Софья много читает французские романы. Как и Татьяна в «Евгении Онегине». Это были сентиментальные роман, которые изображали чистую любовь юной девушки к необыкновенному молодому мужчине. И благодаря такому контексту и Молчалин уже показался Софье прекрасным возлюбленным. Она его полюбила, увидев в нем сентиментального героя.

Но есть и высокий романтизм: Чацкий одинок, он восстает против отвратительного ему Московского общества, он угнетен всем злом, всей несправедливостью, которые видит вокруг себя, с негодованием говорит о нравах своих современников, бичует их. Он сознает себя человеком нового времени. В комедии сопоставляется «Век нынешний» и «век минувший» устами Чацкого. Век нынешний- время Александра Первого, время между наполеоновскими войнами и восстанием декабристов. Десятилетие от середины десятых годов до середины двадцатых. Но есть там такие хронологические пометы, которые позволяют еще более точно датировать время действие комедии: это самое начало 20-х годов, то время, когда Грибоедов кончил комедию. А век минувший – 18 век, последняя его треть, царствование Екатерины Второй. И там, в монологах Фамусова перед нами разворачивается колоритная картина нравов того времени. Чацкий чувствует себя представителем нового времени. Он отказывается от погони за чинами, богатства, низкопоклонства, от всего, чем живет Фамусов и его окружение.

Мы подошли к жанровому своеобразию комедии. Первоначально она задумывалась как трагедия, и следы этого заметны. Так, Чацкий одинок. Трагический герой всегда одинок. Он противостоит всем остальным персонажам. Судьба его вызывает не смех, а совсем другие реакции, и произведение это называется «ГОРЕ от ума».

В комедии есть такое место, где Софья говорит: «Он сошел с ума». Она не думает, что Чацкий сумасшедший, она говорит это просто так. А гость подхватывает: «Как, разве Чацкий сумасшедший» и распространяет эту сплетню. И когда появляется Чацкий, то все от него шарахаются. И потом он узнает, что это Софья обвинила его в сумасшествии.

Грибоедов гениально предугадал судьбу Чаадаева. Прообраз Чацкого, Чаадаев, опубликовал такой философский трактат, он его назвал «Философическое письмо», что Николай Первый распорядился объявить Чаадаева сумасшедшим. Человек в здравом уме не мог выступить так против официальной идеологии, как это сделал Чаадаев.

В произведении есть такие несообразности, которые показывают, что Грибоедов перестраивал свою комедию несколько раз, и не доделал это до конца. А между тем Софья говорит Чацкому, что «мы в трауре, так бала дать нельзя».

«Горе от ума» положило начало русского реалистического театра. Отсюда тянутся нити к Островского, от Островского – к Булгакову.

Мой курс состоит из 3 частей: до Пушкина, Пушкин, после Пушкина. Мы кончили в прошлый раз первую треть и сегодня начинаем вторую треть курса.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.

(1799-1837)

Пушкин – центр русской литературы. Не только центр русской литературы, но и центр всей русской культуры. Поэтому его мы изучаем подробнее, чем других писателей. Пушкин изучается во всем мире. Есть 4 перевода «Евгения Онегина» на английский язык, один из переводов - Набокова. Есть собрание сочинений Пушкина в переводах на японский язык, а на европейские языки Пушкин переведен очень полно. В чем разница между университетом и детским садом? В детском саду воспитательница сообщает детям знания, в университете мы не только даем знания, но и учим вас самим добывать знания.

Поэтому я даю вам библиографию:

Источники. Пособия. Исследования.

I. Источники. Это тексты произведений Пушкина. В отличие от Грибоедова Пушкин относился к своим рукописям как профессионал. Он их хранил, часто к рукописи возвращался, часто через день, через месяц, год, несколько лет, и дорабатывал то, что бросил. И рукописи произведений Пушкина дошли до нас в большом количестве и относительном порядке. Это особенно важно, потому что Пушкин мыслил с пером в руках. Вот он работает над чем-то, пишет какое-то стихотворение – естественно, он записывает. Вспомнил он друга, - и тут же на полях набрасывает пером профиль своего друга. Вспомнил молодую женщину, о которой они с другом разговаривали когда-то: появляется ее портрет. Пушкин был прекрасный рисовальщик. Недавно вышла такая книга, на английском языке, где собраны все рисунки Пушкина. Выходные данные: М, «Воскресение», 1999. «The complete collection of drawings». Пушкинские рукописи хранятся в Петербурге, в Пушкинском Доме. Иначе это учреждение называется ИРЛИ: Институт Русской Литературы Академии Наук. Там есть специальный отдел по изучению творчества Пушкина и бронированная комната, где хранятся в оригинале все рукописи Пушкина и все рукописи Лермонтова. Там поддерживается определенная температура, влажность воздуха, и все-таки бумага стареет. Некоторое время назад перестали выдавать пушкинские рукописи. Если нужно – то рукописи фотографируют и дают фотографии. И вот, некоторое время назад, Россия и Англия заключили договор о том, чтобы издать факсимильно все рукописи Пушкина. Факсимиле происходит от двух латинских слов: «фак» «симле» - «делай также». Делается это в Англии под покровительством принца Уэльского. Кроме пушкинских рукописей для нас очень важным источником его произведений являются прижизненные издания его работ. Иногда Пушкин вносил исправления в последнюю минуту. Так что беловая рукопись показывает один текст, а печатный текст дает уже другое прочтение. Там есть важные источники: черновые рукописи (они показывают замысел автора), беловые рукописи, и, наконец, прижизненные печатные издания, за которыми наблюдал сам Пушкин. Вот один пример: Пушкин пишет трагедию «Борис Годунов», первую реалистическую трагедию на русском языке. Она посвящена Смутному времени, установлению российского государства, династии Романовых, и Пушкин в рукописи кончает так: «Выходит боярин к народу в Кремле и говорит, что сын Бориса Годунова погиб, и «Кричите: «Да здравствует Дмитрий Романович!»». Далее у Пушкина ремарка: Народ: «Да здравствует царь Дмитрий Романович». А первое прижизненное издание «Бориса Годунова» кончается там иначе: «Народ безмолвствует». Таким образом Пушкин показывает волю народа. Наконец, для нас большое значение имеет первое посмертное собрание сочинений Пушкина. Оно вышло в 11 томах. Николай Первый распорядился о его публикации с тем, что вся прибыль вырученная пойдет в пользу семьи поэта: Натальи Николаевны, вдовы его, и четверых детей. 11 томов, и многие произведения опубликованы впервые. Следующий важный этап: Павел Васильевич Анненков издал новое собрание сочинений Пушкина в семи томах. Томов меньше, но произведений больше (более мелкий шрифт), Анненков провел большую собирательскую работу, включил целый ряд произведений, которые до сих пор опубликованы не были. Это собрание сочинений вышло в в 1855-1857 годах. Это важно, так как в 1855 году умер Николай Первый, самый суровый, жестокий царь. Были смягчены цензурные правила, начались либеральные реформы. И можно было публиковать то, что не разрешалось при Николае (как раз в это время вышла книга «Горе от ума»). Полное академическое собрание сочинений Пушкина (большое), оно было начато в 1937 году, к столетию со дня смерти Пушкина, и закончено в 1949 году, к стопятидесятилетию со дня рождения. Оно издано в 16 томах. И еще – дополнительный том, вышедший в свет в 1959 году. Основную часть составляет указатель имен. Допустим, кто-то пишет курсовую работу, скажем…о Дельвиге. Можно открыть алфавитный указатель и найти там все упоминания Дельвига. Одновременно выходило десятитомное собрание сочинений Пушкина, десять небольших томиков. Большой академический Пушкин издан без комментариев, над подготовкой этого собрания сочинений работали крупнейшие наши ученые: Борис Викторович Томашевский, Мадзалевский, Оксман, Ахматова и другие. Когда первый том был подготовлен, его повезли показывать Сталину. Сталин посмотрел, увидел подробные комментарии и велел их убрать. Шел тридцать седьмой год, шли повальные аресты, разгул сталинского террора, а как только писатель или научный работник бывал арестован, из библиотек изымали его книги. А Сталин понимал, что кое-кто из тех людей, которые сегодня готовят собрание сочинений, завтра будут арестованы и уничтожены. Поэтому большой академический Пушкин вышел без комментариев. А малый академический Пушкин подготовлен единолично Борисом Викторовичем Томашевским. Здесь небольшие комментарии, но есть. В полном собрании сочинений печатаются не только художественные сочинения, но и письма, и в обоих изданиях напечатаны все письма. Но в большом академическом издании опубликованы не только все письма Пушкина, но и все письма к Пушкину. И еще: в большом академическом приведены все разночтения. В малом –нет. Разночтения – это когда дается основной текст произведения и указывается, какие отступления от этого текста были в беловой рукописи, потом – в черновых рукописях.

II. Пособия. Есть замечательные пособия по изучению Пушкина. Например: Тсявловский. Он подготовил труд, который называется «Летопись жизни и творчества Пушкина». У нас в науке есть такой жанр - летопись жизни и творчества писателя. Тсявловский не довел до конца свой труд, он умер. Но после его смерти другие пушкинисты завершили его работу. И сейчас у нас есть «Летопись жизни и творчества Пушкина». В четырех томах. Есть замечательный средневековый латинский афоризм: Quod non est in actis, non est in mundo: «Чего нет в документах, того нет в жизни». Конечно, есть двухтомник «Пушкин в воспоминаниях современников». Было несколько изданий. Есть четырехтомный словарь языка Пушкина. Черийский Л.А. «Пушкин и его окружение», Ленинград, Наука, 1989. Был такой инженер, Черийский, всю жизнь работал инженером, но так полюбил Пушкина, что всю жизнь собирал материалы о людях, с которыми Пушкин встречался на протяжении всей своей жизни. А когда вышел на пенсию - подготовил эту книгу. Сколько людей он нашел, которые, по документам, были знакомы с Пушкиным, и включил в свою книгу? Две с половиной тысячи! О каждом из людей сказано, когда впервые он встретился с Пушкиным, какие были самые важные встречи, что это был за человек и указано, в каких документах говорится о контактах этого человека с Пушкиным. Еще одна необыкновенная книга: «Пушкин (далее – фр.)». Указывается адрес каждого слова книги. Сперва корконданции стали делать для Библии. Часто бывает – нужно найти адрес какого-то высказывания в Библии. В конце девятнадцатого века стали составлять корконданции уже к произведениям писателей. К каждому слову указано, где оно находится. «Энциклопедический словарь для школьников». Пушкин написал шестьсот стихотворений и о каждом из них есть информация в этой книге. И о людях, с которыми общался Пушкин.

III. Исследования. Первым характеристику творчества Пушкина дал Белинский. Надо удивляться тому, что многие его мысли о творчестве Пушкина так и дошли до нас непоколебленными. После смерти Пушкина вышло 11-томное собрание сочинений Пушкина, а Белинский выпустил 11 статей о Пушкине. Они публиковались в журнале «Отечественные записки». В совокупности они составляют том страниц в 500-600. Следующий важный этап – монография Анненкова. Первый том этого собрания он назвал «материалы для биографии Пушкина». А в действительности это – хорошая, крепкая биография Пушкина, первая биография. И тоже – до сегодняшнего времени она не утратила своего значения и сохранила свой интерес. Была переиздана Анненковым в 73-м году и уже во время перестройки – дважды. Важным шагом вперед в изучении творчества Пушкина стали труды Юрия Николаевича Тынянова. У него есть ряд статей, который объединены в книгу. Сам Тынянов издал книгу под названием «Архаисты и новаторы». Сейчас мы пользуемся Тыняновым Ю.Н. «Пушкин и его современники», М., «Наука», 1968 год. Тынянов хотел написать роман «Пушкин», но довел его только до окончания лицея. Следующая книга – Александр Леонидович Слонимский «Мастерство Пушкина», М., ГИХЛ, 1959.

Книга «Мастерство Пушкина» по-своему уникальна. В советское время заниматься вопросом мастерства писателя считалось формализмом, а это было едва ли не государственным преступлением. Здесь рассматриваются художественные приемы Пушкина.

Томашевский Борис Викторович. Он задумал монографию «Пушкин» в трех томах, но успел написать только 1 том, в 1956 году. Там творческая биография поэта доведена до ссылки. После его смерти его вдова собрала заготовки для 2-го и 3-го томов и издала второй том. Там- отдельные вопросы.

Роман Осипович Якобсон. Некоторые его называли «лингвист №1» в мировом масштабе. Друг Маяковского, участник формальной школы, в начале 20-х он эмигрировал в Чехословакию, а когда пришел Гитлер – эмигрировал в США (т.к. был евреем и был вынужден спасаться). У него нет книги, но есть сборник статей, который называется «Работы по поэтике», М., Прогресс, 1987. Там – три статьи о Пушкине. Ю.М.Лотман - огромного масштаба ученый, со своей точкой зрения на Пушкина, «Биография Пушкина». Пушкинским домом издается 2 серии. Одна из них: «Пушкин. Исследования и материалы». Там – большие монорафические статьи. Другая серия называется «Временник пушкинской комиссии». Временник – старое русское слово, приблизительно соответствующее слову «дневник». Здесь печатаются небольшие сообщения.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ПУШКИНА

Пушкин родился в старой дворянской семье, в Москве, гордился своим происхождением, дворянством и говорил, что подлинным судьей в русском языке может быть только человек, родившийся в Москве.

Первый период жизни Пушкина, который охватывает жизнь в Москве, можно обозначить так:

1. Подготовка к творчеству. 1799-1811. Пушкин принадлежал к необычной семье, родоначальником со стороны матери был Абрам Петрович Ганнибал, африканского происхождения. Он ребенком был привезен в Европу, и будто бы за бочку рому куплен Петром Первым. Мальчик оказался необыкновенно смышленым, Петр его полюбил, послал за границу учиться, сделал генералом, конечно, дворянином, дал ему земли и крепостных. Таков был прадед великого поэта. Первый раз он женился на гречанке, второй раз на немке. Есть серьезная теория, которая достаточно убедительно показывает, что гении рождаются на пересечении наций и социальных положений. На пушкинском времени это хорошо видно – Кюхельбекер – наполовину немец, Вяземский – наполовину англичанин. Эта же теория учит, что на протяжении нескольких поколений накапливается талант, пока в ком-то не просверкает гений. Влияние африканской крови помогла и, конечно, отразилось на необыкновенном темпераменте Пушкина. Была такая книжная лавка Смирдина. Однажды Пушкин с приятелем зашли, не нашли ничего интересного. В дверях столкнулись Булгариным, как звал его Пушкин, «сволочь нашей литературы».

Приятель:

Если к смердину зайдешь, ничего там не найдешь

Ничего себе не купишь.

А Пушкин добавил.

Лишь Булгарина толкнешь

Иль в Булгарина наступишь

Дядя Пушкина, Василий Львович, собрал удивительную библиотеку, известную всей Европе. В 1812 году она сгорела в Москве, и Василий Львович собрал вторую библиотеку. Конечно, почти сплошь французскую. Отец будущего поэта тоже имел прекрасную библиотеку. В доме дяди и отца Александр видел Карамзина и Дмитриева, т.е. крупнейших поэтов своего времени. Он рано начал читать и тут проявилась такая его особенность – прочитанное он запоминал на всю жизнь. Забегая вперед, скажу, что, когда он слушал стихи, то с двух чтений запоминал навсегда. В первые 10 лет своей жизни он прочитал всю французскую литературу, важнейшие произведения древнегреческих и древнеримских писателей во французских переводах, и всю русскую литературу восемнадцатого века. Здесь в его жизни входит Арина Родионовна. Но в основном он рос на руках сперва французских гувернанток, а затем - мужчин гувернеров. Они часто менялись, и я думаю, что описание гувернера Петруши Гринева в чем-то навеяны воспоминаниями Пушкина. Он в пять лет начал писать по-французски, сочинял стихи, эпиграммы. Какую-то пьеску сочинил. Литературные порывы были уже в это время.

Так заканчивается период приготовления к творчеству.

2. Лицей. 1811-1817. Царское село. Лицеистам его покидать не разрешалось на протяжении всего обучения. Здесь начинается творчество. Это предромантизм, а в рамках предромантизма- легкая поэзия. Из легкой поэзии в лицее Пушкин осваивает лирику. Элегии, дружеские послания, эпиграммы, мадригалы, песни, - вот круг лирических жанров, которые Пушкин освоил в лицее. Он знакомится не только с русской литературной традицией, но и с западно-европейской, и здесь сильное влияние на Пушкина оказал Оссиан, это вымышленный поэт, но он оказал такое влияние на всю литературу, как никто другой. Это романтическая поэзия, баллады северных рыцарей, северных скальтов. Пушкин подражал. И впоследствии, в его первой поэме «Руслан и Людмила» традиция Оссиана сказалась. В лицее выяснилось, что в области литературы Пушкин далеко опередил своих товарищей. Он опередил их во французском языке, хотя все они были из дворянских семей, и, следовательно, прекрасно владели французским, но Пушкина прозвали «Француз» и говорили, что Пушкин говорит не по-французски, а по-парижски. Правда, у него была еще одна кличка- «обезьяна». Вообще Пушкин учился плохо. Его мало интересовали предметы, которым их обучали. А образование им давали энциклопедическое, всестороннее. Однако, можно было и не учиться, но было известно, что в конце их всех расставят по успеваемости и соответственно дадут чины. Был у Пушкина Горчаков, друг, который впоследствии стал канцлером Российской империи. А Пушкин написал в стиховторении, незадолго до выпуска:

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в ассесора.

Он кончил не последним, но в конце списка. В его аттестате было написано: «отличные успехи в фехтовании и танцевании, посредственные в русском языке». Во время занятий Пушкин обычно сидел где-нибудь в конце и сочинял стихи. Но представьте себе, что первые два года учения в лицее не Пушкин был признанным лицейским поэтом, а два других лицеиста.

Первое произведение, дошедшее до нас, Пушкин написал в 1813 году. Оно называется «К Наталье». Это была первая любовь поэта.

В лицее учились шесть лет. Через три года устроили экзамен. Лицейский экзамен мало напоминал современные. Там был пышный зал, никаких билетов, некоторые лицеисты получили задания заранее. Пушкин, например, получил задание написать оду. Он уже был известен как лицейский поэт. На экзамен приехал министр просвещения, граф Разумовский, приехал великий поэт, Державин, родители, родственники воспитанников. Кульминацией оказалось выступление Пушкина. Он потом вспоминал, уже зрелым человеком, как, стоя рядом с Державиным, читал свою оду «Воспоминания в Царском селе». Прошу прочитать. Пушкин подражает Державину, прославляет Россию, императрицу Екатерину Вторую, при которой взошла звезда Державина, прославляет Державина. И Пушкин записал, что, когда он прочитал имя Державина, голос его задрожал. Пушкин прочитал свою оду и убежал в лицейский сад. Державин был потрясен, он сказал: «Вот, кто меня заменит!». Он просил, чтобы Пушкина привели, хотел обнять своего преемника. Пушкин кончает свои записки словами «Меня искали, но не нашли». Еще раз Пушкин вспомнил этот день, когда писал последнюю главу «Евгения Онегина». Он назвал самые важные периоды становления его творчества. И вспомнил о своей музе «И свет ее улыбкой встретил, успех нас белый… старик Державин нас заметил и , в гроб сходя, благословил».

После экзамена состоялся торжесмтвенный обед. И после обеда сказали, надобно запросить документы дипломатические, чтобы Пушкин по ним образовал свой слог, стал дипломатом. Старик Державин дремал, но при этой фразе сказал: «Оставьте его поэтом!».

Вообще образование лицейское было малоудачным. В лицей приняли мальчиков 10-12 лет, а преподавателями им назначили профессоров петербургского университета. Программа была энциклопедическая, и Пушкин имел право сказать: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Но если образование было поставлено не особенно удачно, то воспитание лицеистов было бесподобным. И Пушкин опять имел право сказать: «Куда бы нас не бросила судьбина …отечество нам - Царское село». Какие дружбы там завязались! Князь Горчаков, ставший в конце жизни канцлером Российской империи. Рядом учился И.И.Пущин, друг Пушкина. Пущин занимал комнату №13, а Пушкин - №14.

Этот бесценный друг русского поэта стал декабристом. 14 декабря 1925 года он был на Сенатской площади. Когда восстание было разгромлено, он вернулся домой и ждал ареста. Но совершенно неожиданно к нему пришел Горчаков. Принес ему деньги и заграничный паспорт, чтобы он мог бежать. Он рискнул всем своим будущим, чтобы помочь лицейскому товарищу. А Пущин отказался. Он не хотел, чтобы Горчаков из-за него рисковал своим будущим, и ему было стыдно спасаться, когда товарищи по восстанию останутся и погибнут. И он на 30 лет пошел на каторгу и в ссылку. А после смерти Николая Первого получил свободу и написал воспоминания о Пушкине. Жуковский, Батюшков – крупнейшие поэты этого времени, посещали Пушкина в лицее. Сначала они старались развивать его поэтический дар, а потом увидели, что они ничего не могут дать юному поэту, но им было дорого общение с этим гением. Батюшков к этому времени уже почти не писал, а Жуковский всякий раз читал Пушкину свои новые стихи. Пушкин тут же их рассказывал Жуковскому, запоминая с одного прочтения. Иногда бывало, что, тут же рассказывая наизусть, он одно слово заменит. Тогда Жуковский менял это слово.

Пушкин готовился к новому экзамену Жуковскому и батюшкову. На освоение традиций легкой поэзии, традиций предромантизма. Пушкин пишет послание «городок». В этот раз он для образца взял стихотворение Батюшкова «Мои пенаты», в 316 строк. Пушкин пишет свое послание в 430 строк. Он точно следует образцу Мы говорили, что в ЛП сложился образ героя, который чуждается столицы, двора, читает стихи, живет налоне природы, наслаждается радостями жизни. И в этом, а не в погоне за славой, за богатством, видит смысл творчества. Пушкин в своем послании следует установившейся традиции. Стихотворение написано короткими стихами, трехстопным ямбом. Эти стихи вдвое короче, чем александрийский стих классицизма. А здесь - живой, подвижный разговор. Пушкин создает условный образ. Его герой – в маленьком городке, снял себе неприхотливый домик и там осуществляет идеал легкой поэзии. Центральная, самая большая часть стихотворения, такая – Пушкин перебирает русских и французский поэтов, которые были любимцами его и его современников. Он вспоминает Вольтера, Тассо, Ореоста, Горация, А дальше вспоминает Дмитриева, Карамзина, Крылова, Фонвизина, Княжнина, и каждому дает сжатую юмористическую характеристику. Доходит до своего дядюшки, Василия Львовича Пушкина, известного в ту пору поэта.

Он с удовольствием описывает времяпрепровождение своего героя, его прогулки и мечты, и завершает стихотворение настойчивым приглашением в гости. Но в лицее Пушкин в конце отходит от лирики, обращаясь к поэме, стихотворному эпосу. На протяжении лицейских лет он несколько раз затевал писать поэму, но не был к этому готов. А в конце, в последний лицейский год, затевает поэму Руслан и Людмила и пишет успешно. И это только начало.

Каждый воспитанник получал чин в зависимости от успехов. Чин Пушкина был небольшой, и он все-таки был прикомандирован к министерству иностранных дел. Где-то служить был обязан каждый дворянин.

В 1817 году Пушкин расстается с лицеем. Отсюда он унесет дружбу с Кюхельбекером, Дельвигом. Последнего он вспоминал, умирая. Начинается новый период жизни поэта

Петербург. 1817-1820.

В лицее Пушкина увлекала в основном лирика. В Петербурге лирическое творчество Пушкина разворачивается по-прежнему и с новой силой. Те жанры, которые он развивал, остаются с ним на всю жизнь. Но каждые несколько лет он завоевывает новые жанры. В Петербурге все три года, создавая лирику, Пушкин работает над поэмой «Руслан и Людмила». Значит, в Петербургский период два больших жанра находятся в поле творчества Пушкина: лирика и поэма. Творчество Пушкина в это время разворачивается в русле все того же предромантизма, все той же легкой поэзии, что и в Лицее.

Когда Пушкин оказался в Петербурге, то с головой окунулся в светскую жизнь. Пушкин много ездил верхом, прекрасно стрелял, в деревне иногда работал по 12 часов в день (писал. И это – огромное напряжение!). В 30 лет уже начиналась лысина. Современников поражала небрежность одежды наряду с дендизмом Пушкина. Обращали внимание на сбитые подошвы и каблуки, по поведению нельзя было догадаться, что это – дворянин древнего рода.

Его идеалом в петербургские годы был именно денди, франт. Нужно было быть высокомерным, утонченно одетым, по последней моде, и вести соответствующий образ жизни. В 1820 году Пушкин был сослан на юг, оказался в Кишиневе, потом в Одессе, и начал писать роман «Евгений Онегин». И в первой главе романа он описал день петербургского молодого человека.

Но образ Пушкина несколько отличается от описанного. Проснувшись, он иногда даже не вставал с постели, брал в руки бумагу, перо, чернильницу, и работал. А потом уже начинал свой день денди.

Что же Пушкин работал?

Именно в эти три петербургских года Пушкин создал большую часть своей вольнолюбивой, порой революционной лирики. Чаадаев был гвардейским офицером. Его полк стоял в царском селе, где была летняя резиденция императора, Александра Первого. Лицеисты общались с передовыми офицерами, которые прошли всю Европу и из Парижа принесли идеи французской буржуазной революции и передали эти идеи лицеистам.

И вот теперь Пушкин сдает свой следующий экзамен. Он сдает экзамен Чаадаеву на усвоение революционных идей. И Пишет свое «Послание к Чаадаеву»№1. Во втором и третьем он прямо отказывается от революционных идей. Если сначала :» На обломках самовластья», то потом: «На камне дружбы освященной напишут наши имена».Пушкин пишет оду «Волность» само название которой - волность. Ода эта основа на передовых идеях французских философов восемнадцатого века. На теории общественного договора. Согласно теории общественного договора власть императора основана на договоре с народом. Народ передает монарху власть, для того, чтобы монарх правил государством в интересах народа.

А вот если царь начинает править не в интересах народа, а в своих интересах, народ не только может, а обязан низвергнуть такого царя. И вот Пушкин свою оду «Вольность» строит на этой теории. Сперва он ее излагает в прекрасных стихах, а потом говорит, что в Англии в 17-м веке король нарушил договор, был свергнут и казнен, во Франции в 18-м веке король нарушил договор, был свергнут и казнен. Так будет и с любым другим. «Деревня» - вроде бы элегия. «Увижу ли, друзья, народ неугнетенный, и рабство, падшее по мании царя?».

Так кончилось ученичество Пушкина. Он выходит на абсолютно самостоятельную дорогу. Ему двадцать один год. Только что закончена поэма «Руслан и Людмила». Жуковский поражен. Жуковский в восторге.

Так, он подарил Пушкину свой портрет «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму».

Но радость этой большой поэтической победы была омрачена для Пушкина политической грозой, которая над ним разразилась. До царя доходили и вольнолюбивые стихи Пушкина, и высказывания, и поступки. Царь приказал подвергнуть Пушкина допросу и провести у него обыск. Но Пушкин сам написал все свои стихотворения, т.к. обыск ничего бы не дал, т.к. в бумагах у него ничего не было. Когда это было представлено царю и доложено о поведении поэта, он сказал: «Положим, это благородно, но его надо сослать в Сибирь». Благодаря заступничеству друзей, ссылка была заменена следующим наказанием: Пушкин был отправлен чиновником в Кимшинев. Это было окраинное генерал-губернаторство.

ЧЕТВЕРТЬЫЙ ПЕРИОД . 1820-1824. ЮГ.

Это период высокого романтизма .Период начала Пушкинского реализма.

Наши рекомендации