Урок 8. как мы общаемся с миром
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
определять подходящими словами ощущения от восприятия окружающего мира с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния;
знать способы восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств;
определять и называть органы чувств;
называть признаки, отличающие человека от других живых существ.
Метапредметные результаты:
передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира, которые переживают персонажи картин отечественных художников;
оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира;
соотносить и характеризовать предложенные картины и стихотворения;
определять своими словами самое главное в картинах;
контролировать свою речь, ее четкость и правильность.
Личностные результаты:
осознавать красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
делиться своими впечатлениями от восприятия картин.
Оборудование.У учителя — апельсин в картонной коробке, на которой нарисован знак вопроса; флакончик с ват кой, смоченной в цитрусовом масле или соке апельсиновой цедры; апельсин в непрозрачном мешке; одноразовые соломинки; апельсиновый сок в непрозрачном стакане, закрытом бумажной крышкой.
Предварительная работа:экскурсия в парк и наблюдения за природой с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания.
Ход урока
Актуализация знаний и умений. В начале занятия учитель кратко пересказывает детям одну из сказок: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Двое из сумы», «Про Федота-стрельца», «Семь Симеонов» или показывает мультфильм (например, «Вовка в тридевятом царстве»). В этих сказках героям служат волшебные помощники. Они далеко глядят, жар усмиряют, чудесные кушанья готовят, в одну ночь дворцы строят… Учитель: «Если кто-то не читал, обязательно попросите взрослых почитать вам эту сказку. А вот наши знакомые ребята недавно прочитали эту сказку и разговорились». Показывает детям кукол.
Мальчик (обращаясь к кукле Девочке): «Вот бы и мне чудесных помощников!» Девочка: «А у нас и так есть замечательные помощники». — «Какие? Я сам все делаю: и кровать заправляю, и зубы чищу, и в школу сам иду, и портфель сам несу…» — «Ну, это ты и правда можешь сам делать. Я про тех помощников, которые тебе помогают мир узнавать». — «Про телевизор? Радио?» — «Да нет, которые всегда с тобой и их специально включать не надо».
Целеполагание. Учитель: «Ребята, а вы догадались, о каких помощниках идет речь?» Дети высказывают свои предположения. Учитель подводит итог, перечисляя органы чувств. Просит детей выполнять при их перечислении условные движения: осязание — вытянуть ладошки; обоняние — показать на нос; вкус — открыть рот; слух — приставить ладошки к ушам; зрение — поморгать глазами. (Выполняется в игровой форме с несколькими повторами и убыстрением темпа.)
Аналитический этап. Учитель: «Давайте поиграем в «помощников». Сначала по отдельности проведем исследования, а потом все вместе попробуем разгадать загадку таинственной коробки со знаком вопроса: что в ней находится?»
Дети распределяются (жеребьевкой или назначением) по группам: 1я группа — слух; 2я — обоняние; 3я — осязание; 4я — вкус. Каждая группа проводит свое исследование: «обонянию» предлагается исследовать флакончик с ваткой, смоченной в цитрусовом масле или соке апельсиновой цедры; «слуху» — послушать, как звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается; «осязанию» — на ощупь определить, что находится в непрозрачном мешке; «вкусу» — попробовать с помощью одноразовых соломинок апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой. Когда все группы закончат работу, учитель помогает детям сделать выводы по плану (каждый раз просит по возможности назвать несколько вариантов):
1 Как оно звучит? (Без звука.) На что похоже?
2 Какой у него запах? На что похоже?
3 Какое оно на ощупь? На что похоже?
4 Какого вкуса? На что похоже?
Учитель: «Что же лежит в коробке? Давайте спросим «зрение». А «зрением» будем мы все». Учитель достает из коробки апельсин. Спрашивает, что может «сказать зрение». (Какого цвета, какой формы предмет.) Обсуждает с детьми, какой орган оказался самым «догадливым».
Далее учитель спрашивает: «А если бы в коробке был колокольчик, то какой орган помог бы нам больше остальных?» Затем делает вывод: «И все же определеннее всего дает нам знать о мире зрение. И пословица тоже об этом говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Учитель повторяет признаки апельсина, определенные детьми. При этом читающие ученики «подчеркивают» с помощью счетной палочки на голубой плашке (с. 18) название того чувства, которое помогло им определить тот или иной признак. Учитель подводит итог: «Вот так же, как и мы сейчас дружно работали, сотрудничают наши органы чувств, помогая нам жить в окружающем мире. Это и есть наши волшебные помощники».
Тренировочные упражнения. Учитель: «Давайте теперь рассмотрим рисунки на с. 19 и попробуем определить, на каком из них активнее всего ребята слушают, ощущают вкус, чувствуют запах, осязают нечто шелковистое, твердое, чувствуют особенно сильно, как дует ветер. (Ученики используют счетные палочки как указки).
А вот сейчас давайте вслед за волшебным клубочком «войдем» в каждую из репродукций картин художников (пускает по столу клубочек). Для этого станем маленькими, как наши пальчики (показывает движения указательным и средним пальцами, как ножками маленького человечка). Потихоньку подойдем к героям картин, понаблюдаем за ними и расскажем, что они делают, что и как видят, слышат, чувствуют, о чем думают и говорят». При обсуждении учитель выделяет выразительные, образные характеристики, которые дают дети героям картин и их ощущениям. Учитель должен подсказать детям, что надо постараться вообразить себя в той обстановке, в которой находятся персонажи художников А. А. Пластова, Н. П. Богданова-Бельского, И. М. Прянишникова. Только тогда можно найти точные слова для то го, чтобы передать ощущения ласкового летнего ветерка, прохладной родниковой воды, ее бриллиантового сверкания в лучах солнца, нежную влажность бревен под босыми нога ми на мосточке у родника, многообразие звуков, которые слышит девочка на картине А. А. Пластова (шелест листвы, журчание воды и звон капель, отскакивающих от поверхности ведра, щебетание птиц в кустах).
Учитель: «Другие, не менее радостные переживания роднят нас с героями картины Н. П. Богданова-Бельского: бодрость яркого зимнего, возможно, февральского дня, когда солнышко уже прогрело доски на крылечке, подтопило снег на крыше, закапали веселыми слезинками первые сосульки. И в то же время свежо, нежно пахнет снежком, морозец румянит щеки, но уже не страшит на излете зимы. Переливается трелями балалайка в руках у мальчика, а девчушки радостно слушают и, возможно, будут скоро подпевать или в пляс пустятся на крылечке, на солнечном припеке. Совсем иное настроение у героев картины И. М. Прянишникова: на вечерней зорьке собрались ребятишки ловить рыбу для ушицы. Неслышно, дремотно струится прогретая летним солнцем вода в реке или пруду. Стараясь не шуметь, чтобы не спугнуть добычу, ступает рыбак в воду. Другие еще на бережку сосредоточенно готовят снасти, также блюдя тишину и спокойствие. Тень от деревьев несет с собой прохладу и умиротворение».
При расхождении в описаниях репродукций учитель подчеркивает: «Ребята, мы смотрим на одну и ту же картину, а понимаем, видим, чувствуем ее по-разному, потому что мы разные, у нас разный опыт. От этого и жизнь каждого из нас становится разнообразнее и интереснее. Однако поразительно, как тонко должен был чувствовать природу и людей каждый из этих художников для того, чтобы и в нас сейчас пробудить похожие чувства и ощущения».
Выводы и обобщения. Завершая занятие, учитель сообщает детям, что в мире природы у многих животных органы чувств развиты намного сильнее, чем у человека. Например, всем известны чуткий нос собаки, орлиная зоркость, великолепный слух летучей мыши (приводит интересные факты из жизни этих или других животных).
Учитель: «Однако же у людей есть такие помощники, с которыми им становятся доступны любые уголки земного шара, по плечу многие сложности. Поэтому люди могут не только сами жить в мире и согласии, но и оказывать помощь другим обитателям планеты, творить красоту. А что это за помощники, мы узнаем на следующем уроке. Сейчас же в награду за дружную работу съедим, ребята, по дольке апельсина, порадуемся его цвету, вкусу, запаху».
Физкультминутки.Дети встают у парт, выполняют движения пальчиковой гимнастики под слова учителя:
Мы делили апельсин — (Показывают кулачок.)
Много нас (широкое движение руками), а он один (кулачок).
Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят, эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра, (Поочередно отгибаются пальцы.)
А для волка — кожура. (Встряхивание кистями.)
Он сердит на нас — беда. (Игровой испуг.)
Разбегайся кто куда! (Прыжки вокруг себя.)
Рекомендации для занятий в семье.На прогулке, по дороге в школу и домой побеседуйте с детьми о том, что они видят, слышат, ощущают вокруг; какими словами могут описать впечатления, которые доставляют им зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Поделитесь своими впечатления ми, которые вам доставляют ваши органы чувств. Попробуйте вместе с ребенком передать свои впечатления в рисунке.
Урок 9. КАК МЫ ОБЩАЕМСЯ С МИРОМ (продолжение)
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
называть признаки, отличающих человека от других живых существ – человеческая речь, память, мышление;
определять описательно подходящими словами ситуации, когда человек использует в своей жизни речь, мышление, память;
наблюдать за своим восприятием окружающего мира с помощью пяти чувств и запечатлением этого восприятия в словесных высказываниях и в своей памяти.
Метапредметные результаты:
передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников и выделять ситуации общения с помощью речи, памяти, мышления;
анализировать репродукции картин, размышляя над их содержанием;
оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира;
характеризовать предложенные картины и стихотворения;
определять своими словами самое главное в картинах;
моделировать (на основе анализа картин) ситуации общения людей друг с другом (даже на расстоянии во времени и жизненном пространстве), с природой;
тренировать память, вспоминая и описывая с помощью высказываний свои впечатления от восприятия природы;
контролировать свою речь, ее четкость и правильность, избегая употребления слов - «сорняков».
Личностные результаты:
осознавать красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
делиться своими впечатлениями от восприятия картин;
понимать важность особенностей человека: речь, мышление, память, позволяющих ему творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности.
Оборудование:магнитофон, аудиозапись стихотворений А. С. Пушкина и местного поэта.
Предварительная работа:по возможности экскурсия в художественный музей.
Ход урока
Актуализация знаний и умений. Занятие начинается с выполнения в рабочей тетради задания № 1 (с. 16). Дети вспоминают тему предыдущего урока, дополняют предложения, раскрашивают рисунки. Учитель просит детей сравнить человека и животных по признаку наличия у них органов чувств. Оказывается, что по этому признаку человек и животные очень похожи. А вот вы полнить то задание, которое дети только что сделали, ни одно животное не сможет. Человек умеет говорить сам и понимает речь другого человека, у человека есть память, он умеет сравнивать, наблюдать, делать выводы, придумывать новое.
Целеполагание. Учитель берет в руки кукол. Мальчик приглашает Девочку: «Пойдем, я тебе что-то покажу в саду. Только тихо-тихо, чтобы не помешать». Дети как можно тише открывают заранее заложенную в учебнике с. 20. Возможно, пальцами изображают человечков, идущих по странице к репродукции картины А. И. Лактионова. Девочка и Мальчик разговаривают вполголоса: «Смотри, берег реки. Как далеко видно! Небо голубое и в речке вода синяя. Ух, как жарко! Вон мальчишки купаются. Вот бы и нам окунуться. А вот и лавочка у дорожки — можно посидеть. Только она занята. А что это девочки делают?» Учитель обращается за ответом к детям: «Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам рассмотреть эту картину на уроке, посвященном познанию мира? (Потому что человек познает мир, прежде всего в общении с другими людьми, читая книги, обдумывая увиденное и услышанное.) Вот это и есть главные помощники человека в познании мира — речь, мышление и память. Ребята, а у кого есть любимая книга? Как она называется? (Дети отвечают.) А что вам помогло ответить на мой вопрос, что вы сделали для того, чтобы ответить? (Вспомнили.) Да, нам на помощь опять пришел наш важный помощник — память. Если бы не память, нам нечего было бы обдумывать, не о чем говорить».
Аналитический этап. Учитель: «Как вы думаете, могут ли сегодняшние герои нашего урока — память, мышление, речь — помочь людям так же зорко видеть, так же чутко слышать, как наши меньшие братья?» После обсуждения учитель предлагает детям выполнить в рабочей тетради задание № 3 (с. 17).
Далее учитель вновь использует диалог кукол. Девочка: «Представляешь, людям дан такой бесценный дар — речь. Никто, кроме человека, на нашей планете не владеет умением выражать свои мысли, чувства словами. А мы часто так плохо обращаемся с нашим родным языком: грубим, засоряем речь словами-сорняками…» Учитель вступает в разговор: «Ты совершенно права. А ведь доброе сердце, светлая голова, трудолюбие и, конечно, талант могут превратить слова в сокровище культуры. Посмотрите на репродукцию картины двух художников — Ивана Константиновича Айвазовского и Ильи Ефимовича Репина. Узнаете ли вы, кто на ней изображен? Вспомните, на каких уроках мы уже видели его образ и работали с отрывком из его произведения. О чем говорилось в том тексте? Из какого произведения А. С. Пушки на этот текст?» Учитель просит читающего ученика прочитать название картины — «Прощание А. С. Пушкина с морем». Учитель: «Пушкин очень любил море. Послушайте его замечательное стихотворение. Поэт обращается к морю, словно к близкому человеку, говорит с ним, прощается, как с дорогим другом. Слушайте стихотворение и смотрите на картину. Похоже ли она передает чувства поэта?»
Тренировочные упражнения. Учитель читает стихотворение сам или включает аудиозапись и сообщает детям: «Это стихотворение — настоящее произведение искусства, созданное с помощью слов. Оно так точно передает чувства и мысли поэта, что два художника смогли их глубоко понять и спустя много лет после кончины А. С. Пушкина уже с помощью своего искусства, искусства живописи, воспроизвести на холсте переживания и думы автора. Давайте уже своими словами попробуем передать, каково море на этой картине и каков человек, который с ним беседует. Море великое, могучее, «свободная стихия», как сказал А. С. Пушкин. И сам поэт, его душа — могучая, свободная стихия. Друг против друга на картине стоят две равные по мощи силы: одна — сила природы, другая — сила человеческого духа, мысли, памяти, слова.
Выводы и обобщения. Вот какими бесценными дарами обладаем мы, люди: па мятью, мышлением, речью. Давайте мы с вами договоримся: совсем не обязательно всем писать стихи, но вот беречь свой родной язык в повседневной жизни, защищать его от грубых, ненужных слов, следить за чистотой, правильностью речи может каждый из нас».
Региональный компонент.Познакомьте детей с поэтическим и живописным произведениями, созданными поэтом и художником — вашими земляками.
Физкультминутки.Ученики под руководством учителя по следовательно заменяют слова на соответствующие движения:
Летит, летит по небу шар, Лети, мой шар, лети, мой шар,
По небу шар летит. Лети, лети, лети!
После каждой строки дети подпрыгивают.
Рекомендации для занятий в семье.Попросите ребенка рассказать дома о своих впечатлениях от картины «Прощание А. С. Пушкина с морем». Вместе с ним в Приложении прочитайте о художниках Н. П. Богданове-Бельском, И. К. Айвазовском, И. Е. Репине. Попытайтесь своими словами определить самое главное в их картинах, то, что они особенно любили изображать. Подтвердите свою мысль примерами на основе наблюдения и размышлений над сюжетами картин.