ВОПРОС: Какой взгляд имеет Церковь на исполнение регентами собственных композиций за богослужением?
ОТВЕТ: Пение, употребляемое в церквах за богослужением, имеет своим назначением духовно воспитывать верующих, порождая в них соответствующие молитвенные чувства и переживания, а потому составление церковных мелодий ни в коем случае не может быть делом произвола каждого. Нельзя смотреть на выбор тех или других мелодий, как на дело «вкуса». Установление большей или меньшей степени церковности тех или иных мелодий и допущение их к употреблению в церквах за богослужением это, конечно, прерогатива Высшей Церковной 'Власти. Без цензуры и одобрения Высшей Церковной Власти недопустимо исполнение регентами их собственных композиций во время богослужения.
ВОПРОС: В некоторых приходах существует обычай при последнем явлении Святых Даров, по возгласе: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков», возлагать св. Чашу на головы верных со словами: «По вере вашей будет вам». Откуда этот обычай, и если он законный, то почему не все его придерживаются?
ОТВЕТ: Это – просто благочестивый обычай, распространённый в Юго-Западной Руси, но не имеющий для себя оснований ни в Уставе ни в общеобязательной практике. Он не всегда безопасен, ибо при большом стечении молящихся всегда есть риск – толкнуть Св. Чашу и пролить Св. Дары.
ВОПРОС: Есть немало наших соотечественников живущих в гражданском браке с новыми мужьями или с новыми жёнами, после того, как их прежняя, освящённая Церковью, супружеская жизнь прекратилась по тем или иным причинам. Поскольку Церковь гражданского брака не признаёт, то такие лица, как блудно живущие, являются лишёнными благодати таинства покаяния (их не допускают к говению). Можно ли и каким порядком оформить им свой развод, а если нельзя, то как придти им ко спасению?
ОТВЕТ: Лица, живущие в гражданском браке, как блудодействующие, не допускаются к Таинству Св. Причащения до тех пор, пока не прекратят своего блудного сожития, и не понесут той эпитимии за грех, которую наложит на них их духовник. Если эти лица прежде, до своего блудного сожития, состояли в законном церковном браке, то они должны восстановить свою прежнюю законную брачную жизнь, а если это почему-либо невозможно, то должны законным образом получить церковный развод своего прежнего церковного брака и вступить в новый законный церковный брак. Для получения развода они должны подать соответственным образом мотивированное прошение о разводе в Епархиальное Управление той Епархии, к которой принадлежит тот приход, в коем они состоят прихожанами. В уважительных случаях такой развод можно получить безпрепятственно. По получении развода необходимо заключить новый церковный брак.
Живущие блудно, без церковного брака, не имеют права быть допущенными к причащению Св. Христовых Таин, как не получившие разрешения «во всех грехах своих» (а разрешения не даётся, если нет покаяния и твердого решения загладить свой грех самым делом, исправив свою жизнь).
ВОПРОС: Могут ли православные мiряне молиться по чёткам, как это практикуется у католиков? Кто ввёл обычай молиться по чёткам? и когда?
ОТВЕТ: Происхождение чёток церковное предание относит ко времени основателя общежительного Монашества преподобного Пахомия Великого (IV век), который ввёл чётки для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных ежедневно произносить определённое им число молитв и поклонов. С тех пор чётки получили самое широкое распространение, как в восточном, так и в западном Монашестве, и вошли во всеобщее употребление не только среди монахов, но и среди ревновавших о благочестии мiрян. По уставу, каждый монах обязан каждодневно выполнять положенное ему число поклонов в соединении с молитвой Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»), а чётки, по самому своему устройству, являются весьма удобным и вместе с тем простым орудием для их подсчета. Самое ношение монахом чёток на своей руке должно постоянно напоминать ему о его главном занятии - непрестанной молитве, которая заповедана св. Апостолом Павлом не одним монахам, а всем вообще христианам (см. I Солун. V, 17). Вот почему, по облачении новопостриженного монаха в монашеские одежды, ему непременно вручается Игуменом «вервица» (чётки) со словами: «Приими, брате, имярек, меч духовный, иже есть глагол Божий, во всегдашней молитве Иисусовой: всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли, во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»... Но к этому же непрестанному памятованию спасительного Имени Иисусова приглашаются и все ревнующие о своём спасении мiряне, ибо дух жизни о Христе у монахов и у мiрян один и тот же. Этим и объясняется, что в древней Руси чётки, под особым названием и несколько своеобразного устройства, так называемый «лестовки» (представлявшие собою длинный ремешок из кожи с кожаными же как бы ступеньками на нем) имели самое широкое употребление и у мiрян, что до настоящего времени сохранилось у наших старообрядцев. И по этим чёткам-«лестовкам» не только монахи, но и верующие мiряне, на Святой Руси любили молиться, совершая ежедневно утром и вечером своё домашнее молитвенное правило. С оскудением молитвенного духа и благочестия исчезли из употребления наших мiрян и чётки. Не нужно думать и бояться (как опасаются некоторые), что молитва по чёткам приобретает механический характер. Всякая молитва, и без чёток, может совершаться лишь механически, если молящийся не даёт себе труда творить молитву с глубоким вниманием и благоговением, побеждая свою рассеянность. А употребление молитвы Иисусовой с поклонами санкционировано нашей Церковью, указывающей в конце некоторых богослужебных книг (Псалтири с восследованием), как можно все службы церковные, в случае нужды, заменять определённым числом поклонов с молитвой Иисусовой, что трудно было бы выполнять, не употребляя чёток: За весь Псалтирь – 6000 молитв (Иисусовых, За кафизму едину – триста молитв, за славу – сто. За полунощницу -- шестьсот. За утреню – тысяча пятьсот. За часы без междочасия – тысяча; с междочасием же 1500. За вечерню – шестьсот. За великое повечерие – семьсот. За малое повечерие – четыреста.