Вот почему св. Апостол Павел и предостерегает: «БЕРЕГИТЕСЬ ОБРЕЗАНИЯ» (Филип. III, 2)

Отсюда ясно, что обрезание с нашей христианской религиозной точки зрения недопустимо.

Что касается физиологической стороны, то это – вне нашей компетенции. НО СЧИТАЕМ, ОДНАКО, НУЖНЫМ СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЁ СОЗДАННОЕ БОГОМ – «ДОБРА ЗЕЛО» как сказано в кн. Бытия I, 31, а потому самонадеянною дерзостью является – вносить свои поправки в то, что так премудро и целесообразно создано БОГОМ, и не раз уже сама природа наказывала человека за подобного рода «поправки».

Несомненно также, что упорное стремление подвергать теперь в эпоху Нового Завета новорожденных младенцев акту обрезания имеет своё мистическое значение, в силу вышеуказанных причин, для христиан влекущее за собою последствия самые роковые, отражающиеся не только на психике, но и на всём дальнейшем развитии религиозно-нравственной жизни ребёнка. Из святоотеческих предсказаний первых веков христианства известно, что антихрист будет насильственно вводить обрезание (Св. Ипполит Римский).

ВОПРОС: В «Православной Руси» было сказано, что у нас в Православной Церкви никогда не было принято украшать святыни искусственными цветами. Это неверно: всегда в России, а особенно в Малороссии иконы украшали искусственными цветами и вышитыми полотенцами и т. д.

ОТВЕТ: Вышитые полотенца ничего общего с искусственными цветами не имеют, а что касается искусственных цветов, в собственном смысле, то этот обычай пришёл к нам через Малороссию (как и многое другое, чуждое духу истинного Православия), находившуюся под польской властью, с латинского Запада. В церковь верующие должны приносить всё настоящее, а не поддельное, фальшивое, искусственное, какими являются искусственные цветы. Многое вошло у нас в обычай за последнее время, под влиянием чуждого Православия Запада, но это не значит, что всё это может быть оправдано с точки зрения истинного Православия.

ВОПРОС: Как полагается петь по 9-ой песни канона в дни будничные «Достойно есть» на глас ирмосов или особым напевом, подобно: «Величит душа моя Господа»?

ОТВЕТ: По 9-ой песни канона на будничной утрени полагается петь «Достойно есть» тем же самым напевом, каким пелись ирмосы канона.

ВОПРОС: На утрени Великого Пятка (Последование Страстей Господних) Славословие чтется, хотя «Всякое дыхание поётся». Правильно ли это?

ОТВЕТ: Эта утреня по структуре своей – будничная, а потому Великое Славословие на ней читается, а не поётся, хотя и указано петь «Всякое дыхание».

ВОПРОС: Можно ли подходить к исповеди, записав свои основные грехи на листе бумаги?

ОТВЕТ: Если это делается исключительно с целью, как-нибудь не забыть при исповеди какого-либо своего греха, то, конечно, можно. Это и практикуется многими, желающими добросовестно полностью перечислить все свои грехи, не забыв ни одного.

ВОПРОС: Как поступить, если грех, отпущенный на прежней исповеди, продолжает безпокоить совесть? Можно ли вторично исповедываться в этом грехе? Правильно ли исповедывать свои основные грехи на каждой исповеди вновь?

ОТВЕТ: НАДО твёрдо верить, что грех, искренно исповеданный и омытый слезами покаяния, прощён Богом. Поэтому исповедывать его вновь нет надобности, кроме случаев, когда полагается исповедь за всю свою жизнь, как, например, перед пострижением в монашество, перед принятием таинства священства: тогда нужно вновь исповедывать духовнику все свои грехи, совершенные от самой ранней юности.

Если совесть неспокойна, это признак, что исповедь не была достаточно полной и искренней. Но надо также помнить, что каждый грешник, хотя бы он и получил разрешение своих грехов на исповеди, надлежаще проведенной, всё же всегда, в течение всей своей жизни, должен укорять себя за содеянные им грехи. ПОСТОЯННОЕ САМОУКОРЕНИЕ ЕСТЬ САМЫЙ ВЕРНЫИ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ. Неправильно думать, будто разрешение грехов на исповеди освобождает от этой обязанности постоянного самоукорения. Из житий святых мы знаем, что самые великие угодники Божии, которых все почитали святыми, постоянно укоряли сами себя за все свои даже самые малые и ничтожные грехи, от которых ни один человек не может почитать себя вполне свободным.

Впрочем, нет никакого греха и лишний раз исповедать своему духовнику или, в особенности, новому своему духовнику (если почему-либо произошла смена духовника), свой прежде-исповеданный грех, если он особенно сильно смущает и безпокоит совесть.

ВОПРОС: Можно ли вторично причащаться Св. Христовых Таин на Пасхальной литургии, если причащался в Великую Субботу?

ОТВЕТ: Можно, но только не иначе, как испросив на это благословение своего постоянного духовника и с надлежащим приготовлением.

ВОПРОС: Должны ли мы преклонять голову на возглас: «ОГЛАШЕННИИ, ГЛАВЫ ВАША ГОСПОДЕВИ ПРИКЛОНИТЕ».

ОТВЕТ: Формально, конечно, не должны, раз мы не оглашенные, а уже «верные», то-есть принявшие таинство Св. Крещения. Но, сознавая себя, сколь мы недостойно носим это высокое звание «верных», как часто и много мы нарушаем обеты Св. Крещения, изменяя Христу Спасителю и угождая диаволу, от которого со всеми делами его торжественно обещали отречься, мы, по чувству глубокого смирения, можем, конечно, и при этом возгласе преклонять голову, как бы ставя себя мысленно в разряд оглашенных.

203. ВОПРОС: По недостатку данных нельзя точно определить день Рождества Христова. Поэтому я считаю, что праздник Рождества Христова можно и должно перенести на новый стиль. Это потому, что все американцы в день Рождества Христова идут в свои храмы, и наше молодое поколение, вступившее в смешанные браки (а таких большинство), тоже идёт туда. Если бы в наших храмах было в этот день рождественское Богослужение, то они пошли бы в наш храм. Сторонники старого стиля указывают «а то, что нарушается длительность рождественского поста, а между тем большинство из них встречают год по Новому стилю и не за постным столом. По личному опыту знаю, что если Рождество Христово приходится на рабочий день, то взять отпуск с работы не всегда возможно. Если лица, принимающие американское подданство, не считаются с американскими традициями, то такие лица вызывают недоумения у американцев и справедливый вопросы «Почему они приняли подданство?» Итак у нас двунадесятые и престольные праздники переносятся на другие дни, по усмотрению настоятеля и что уставом не предусмотрено, но вызывается жизненной необходимостью, дабы верующие могли помолиться в честь своих православных праздников и в том числе и на Рождество Христово по новому стилю.

ОТВЕТ: Действительно, по недостатку данных нельзя с точностью установить день Рождества Христова. Но это не значит, что можно праздновать день Рождества Христова когда кому заблагорассудится: ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НАДО ПРАЗДНОВАТЬ ТОГДА, КОГДАЭТО УСТАНОВЛЕНО НАШЕЙ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ – 25 ДЕКАБРЯ ПО НАШЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ КАЛЕНДАРЮ. Весь Богослужебный строй нашей св. Православной Церкви представляет собою строгое гармоническое целое, где всему отведено своё место и где не может быть места произволу, ибо тогда будет внесена путаница и безпорядок, нарушающий эту строгую гармонию. В частности, день Рождества Христова тесно связан с предшествующим ему сорокадневным постом, с особыми празднованиями и воспоминаниями целого ряда предшествующих ему дней, со днями так называемого «предпразднства» Рождества Христова и т. под. Всё это нарушится, если ввести празднование Рождества Христова по новому стилю: вместо стройного порядка будет недопустимый хаос.

Встречать Новый Год по новому стилю да ещё «не за постным столом» не станут подлинные православные христиане, и запретить этого нельзя тем, кто по духу чужды своей св. Православной веры и не дорожат её традициями и установлениями.

Принятие американского подданства (правильнее – «гражданства») не обязывает нас отрекаться от своей св. Православной веры и от её обычаев и традиций. И магометане, и язычники, и особенно евреи пользуются здесь полной свободой и правом исповедывать свою веру и праздновать праздники, в согласии со своими обычаями и традициями, и никто их не смеет упрекать за это в какой-либо «нелояльности» к Америке, а потому более чем странно принуждать православных христиан к принятию обычаев и традиций инославных американцев. Нам известно, что благоразумные американцы-работодатели, наоборот, весьма охотно отпускают своих служащих в церковь на большие праздники, в соответствии с исповедуемой ими верой. Исключения, конечно, всегда возможны.

То, что у нас двунадесятые и престольные праздники будто бы «переносятся на другие дни, по усмотрению настоятеля», – совершенно не отвечает действительности: и двунадесятые и престольные праздники празднуются в своё время, когда это положено церковным уставом, но сверх того некоторые отцы настоятели в ближайший воскресный день устраивают ещё особое всенародное празднование престольного праздника, дабы дать возможность принять в нём участие возможно большему числу верующих, не могущих быть в храме в самый день праздника. Это неправильно называется перенесением праздника, ибо он не может переноситься и не переносится.

В ЧУЖОЙ СТРАНЕ И В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИХ МЫ ТЕМ БОЛЕЕ, ЧЕМ ЭТО БЫЛО В РОССИИ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПОВЕДНИКАМИ СВОЕЙ ВЕРЫ, А НЕ РАСТВОРЯТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС СРЕДЕ, ЧТО СОВСЕМ НЕДОСТОЙНО ЗВАНИЯ ИСТИННОГО ХРИСТИАНИНА. А то, что же будет с нами, если нам всем навяжут столь усиленно пропагандируемую теперь новую, общую для всех, веру? Принятие одного новшества неизбежно влечёт за собою принятие и других новшеств, и постепенно все устои веры расшатываются. ЭТО и ЕСТЬ ПУТЬ ОТСТУПЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА НАЧИНАЕТСЯ КАК-БУДТО БЫ С «МАЛОГО» – МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОГО НА ВИД – А ЗАТЕМ, ПОСТЕПЕННО ПРОГРЕССИРУЯ, ПЕРЕХОДИТ ВСЁ К БОЛЬШЕМУ и БОЛЬШЕМУ, И, НАКОНЕЦ, УТРАЧИВАЕТСЯ И САМОЕ СУЩЕСТВО ВЕРЫ – ИСПАРЯЕТСЯ ДУХ ЕЁ, И «СОЛЬ, по выражены Христа-Спасителя, ОБУЕВАЕТ».

НАШЕ СПАСЕНИЕ В ТОМ, ЧТОБЫ КРЕПКО ДЕРЖАТЬСЯ СВОЕГО. И это вызывает не недоумение, а напротив – уважение к нам иностранцев.

Наши рекомендации