III. Работа с учебником

(Азбука, с. 27.)

1. Рассмотрите рисунок.

– Кого вы на нём видите?

– Куда пришли девочка и мама?

– Для чего они пришли в магазин?

– Давайте озвучим эту картинку.

Дети инсценируют ситуацию в магазине.

– Что и как сказала мама? Девочка? Что ответила продавец?

– Выберите из данных ниже слов название для этого магазина: универсальный, галантерея, парфюмерия, одежда, хозяйственный. Докажите свой выбор.

– Что можно купить в универсальном магазине? В галантерее? Парфюмерии? Хозяйственном магазине?

– Как нужно вести себя в магазине?

III. Работа с учебником - student2.ru

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе быстрей прижмём.

А потом быстрей, быстрей!

Хлопай, хлопай веселей!

2. В каких магазинах можно купить эти товары: булки, таблетки, книги, мармелад, диван?

– Вставьте в слова пропущенные буквы. Произнесите их.

– Какие звуки обозначают эти буквы?

– Назовите мягкие согласные (или подчеркнуть).

– На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают?

– Когда вас родители собирали в школу, где вам покупали школьные принадлежности, одежду, обувь?

IV. Итог урока.

– Какие бывают магазины? Чем они отличаются друг от друга?

– Как нужно вести себя в магазине?

Урок 22. ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Н], [Р]. ПОНЯТИя «РОД» И «ЧИСЛо»
(Азбука, с. 28, «Я читаю?», с. 14)

Цели: познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками [н], [р] и буквами, которые их обозначают; понятием «род»; знакомство с местоимениями.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. Послушайте внимательно предложение.

– Незнайка нарисовал натюрморт.

– О ком говорится в этом предложении?

– Кто такой Незнайка? (Это главный герой книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)

– Почему его автор так назвал? (Незнайка делал много разных ошибок, потому что у него не хватало знаний.)

– Сегодня Незнайка к нам пришёл в качестве гостя.

– А теперь давайте определим, что сообщается о Незнайке в предложении? (Он нарисовал натюрморт.)

– Что такое натюрморт? (Это картина, на которой нарисованы фрукты, ягоды, цветы, неживые птица, рыба и другие предметы.)

– Ещё раз произнесите предложение, чётко выделяя первый звук в каждом слове.

– Что заметили? (Все слова в предложении начинаются на звуки [н], [н’].)

– Назовите тему нашего урока.

– Произнесите слово натюрморт, выделяя в нем первый звук.

– Какой это звук? ([н].)

– Что вы о нем можете сказать? (Согласный твердый.)

– Произнесите слово Незнайка, выделяя в нем первый звук.

– Что вы можете сказать? (Этот звук мягкий.)

– Я приготовила новую букву, чтобы показать ее вам. Но Незнайка прикрепил ее среди других букв, теперь сам не может ее найти. Давайте ему поможем.

Можно развесить буквы в классе или на доске, и дети находят букву Н.

– Как называется эта буква? (Эн.)

– Встаньте из-за парт парами и изобразите букву Н.

Можно предложить детям выложить ее из счетных палочек.

– На что похожа буква Н?

– Почему букв две? (Н, н.)

– Печатание букв в тетрадях.

2. Знакомство с понятием «род» («число».)

И г р а «Угадай, кто?».

На доске: ОН, ОНО, ОНА, ОНИ, МЫ.

– Прочитайте записанные на доске слова.

– Сейчас я вам буду показывать слова, которые обозначают предмет, а вы будете заменять их словами, записанными на доске. (Например: мама – она, сын – он и др.)

Дети, окна, бабушка, дедушка, облако, стекло, ученики, девочка, мальчик, люди, дочка, брат.

– Вы сейчас имена предметов или названия предметов заменяли словами: он, она, оно, они, мы. Эти слова в русском языке называются местоимениями. Данную часть речи употребляют вместо имени (названия) предмета.

– Можно ли слово девочка заменить словом он, а мальчик – она? Почему?

– Эти слова помогают определить род (муж. – он, жен. – она, сред. – оно.)

– А какого рода ОНИ, МЫ?

– Род можно определить только в единственном числе, то есть если слово обозначает один предмет. Во множественном числе род не определяется.

– На какие же две группы можно разделить местоимения? (Слова в един. и множ. числе.)

III. Работа с учебником - student2.ru

– Я сейчас буду называть слова. Если это слово можно заменить местоимением ОН – встают мальчики, ОНА – встают девочки, ОНИ – встают все, ОНО – все сидят.

Снег, дерево, мартышка, тигр, окно, ребята, школьники, учительница и др.

Наши рекомендации