III. Работа с учебником
(Азбука, с. 27.)
1. Рассмотрите рисунок.
– Кого вы на нём видите?
– Куда пришли девочка и мама?
– Для чего они пришли в магазин?
– Давайте озвучим эту картинку.
Дети инсценируют ситуацию в магазине.
– Что и как сказала мама? Девочка? Что ответила продавец?
– Выберите из данных ниже слов название для этого магазина: универсальный, галантерея, парфюмерия, одежда, хозяйственный. Докажите свой выбор.
– Что можно купить в универсальном магазине? В галантерее? Парфюмерии? Хозяйственном магазине?
– Как нужно вести себя в магазине?
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе быстрей прижмём.
А потом быстрей, быстрей!
Хлопай, хлопай веселей!
2. В каких магазинах можно купить эти товары: булки, таблетки, книги, мармелад, диван?
– Вставьте в слова пропущенные буквы. Произнесите их.
– Какие звуки обозначают эти буквы?
– Назовите мягкие согласные (или подчеркнуть).
– На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают?
– Когда вас родители собирали в школу, где вам покупали школьные принадлежности, одежду, обувь?
IV. Итог урока.
– Какие бывают магазины? Чем они отличаются друг от друга?
– Как нужно вести себя в магазине?
Урок 22. ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Н], [Р]. ПОНЯТИя «РОД» И «ЧИСЛо»
(Азбука, с. 28, «Я читаю?», с. 14)
Цели: познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками [н], [р] и буквами, которые их обозначают; понятием «род»; знакомство с местоимениями.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Послушайте внимательно предложение.
– Незнайка нарисовал натюрморт.
– О ком говорится в этом предложении?
– Кто такой Незнайка? (Это главный герой книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)
– Почему его автор так назвал? (Незнайка делал много разных ошибок, потому что у него не хватало знаний.)
– Сегодня Незнайка к нам пришёл в качестве гостя.
– А теперь давайте определим, что сообщается о Незнайке в предложении? (Он нарисовал натюрморт.)
– Что такое натюрморт? (Это картина, на которой нарисованы фрукты, ягоды, цветы, неживые птица, рыба и другие предметы.)
– Ещё раз произнесите предложение, чётко выделяя первый звук в каждом слове.
– Что заметили? (Все слова в предложении начинаются на звуки [н], [н’].)
– Назовите тему нашего урока.
– Произнесите слово натюрморт, выделяя в нем первый звук.
– Какой это звук? ([н].)
– Что вы о нем можете сказать? (Согласный твердый.)
– Произнесите слово Незнайка, выделяя в нем первый звук.
– Что вы можете сказать? (Этот звук мягкий.)
– Я приготовила новую букву, чтобы показать ее вам. Но Незнайка прикрепил ее среди других букв, теперь сам не может ее найти. Давайте ему поможем.
Можно развесить буквы в классе или на доске, и дети находят букву Н.
– Как называется эта буква? (Эн.)
– Встаньте из-за парт парами и изобразите букву Н.
Можно предложить детям выложить ее из счетных палочек.
– На что похожа буква Н?
– Почему букв две? (Н, н.)
– Печатание букв в тетрадях.
2. Знакомство с понятием «род» («число».)
И г р а «Угадай, кто?».
На доске: ОН, ОНО, ОНА, ОНИ, МЫ.
– Прочитайте записанные на доске слова.
– Сейчас я вам буду показывать слова, которые обозначают предмет, а вы будете заменять их словами, записанными на доске. (Например: мама – она, сын – он и др.)
Дети, окна, бабушка, дедушка, облако, стекло, ученики, девочка, мальчик, люди, дочка, брат.
– Вы сейчас имена предметов или названия предметов заменяли словами: он, она, оно, они, мы. Эти слова в русском языке называются местоимениями. Данную часть речи употребляют вместо имени (названия) предмета.
– Можно ли слово девочка заменить словом он, а мальчик – она? Почему?
– Эти слова помогают определить род (муж. – он, жен. – она, сред. – оно.)
– А какого рода ОНИ, МЫ?
– Род можно определить только в единственном числе, то есть если слово обозначает один предмет. Во множественном числе род не определяется.
– На какие же две группы можно разделить местоимения? (Слова в един. и множ. числе.)
– Я сейчас буду называть слова. Если это слово можно заменить местоимением ОН – встают мальчики, ОНА – встают девочки, ОНИ – встают все, ОНО – все сидят.
Снег, дерево, мартышка, тигр, окно, ребята, школьники, учительница и др.