III. Закрепление пройденного
1. Запись на доске.
У МАМЫ МИЛА МИЛА.
– Прочитайте. Скажите быстро. Ещё быстрее!
– Что заметили? (Два одинаковых по написанию слова.)
– Но в чём отличие? (Одно слово написано с большой буквы, а другое – с маленькой.)
– Почему?
– Чем ещё отличаются слова? (Ударение стоит на разных буквах.)
– Какую роль играет ударение в словах? (Меняет смысл слов.)
– Об этом продолжим разговор на следующем уроке.
2. Работа с тетрадью «Я читаю?» (с. 13).
– Возьмите в руки карандаш и вставьте в схемы получившиеся слова. (Омули, налимы.)
– Какой звук будет ударным? Почему?
– Что можете сказать об этих словах? (Отвечают на вопрос кто? (существительные), стоят во множественном числе.)
– Назовите согласные в этих словах.
– Как располагаются они в алфавите?
3. Работа с учебником (Азбука, с. 24).
1) Соедините буквы в алфавитном порядке. Что у вас получилось?
2) Чтение двустишия и постановка ударений над словами.
Эту работу можно выполнять парами или в группах.
3) Назовите малышей и их родителей.
IV. Итог урока.
– С чем познакомились сегодня на уроке?
– Что такое ударение?
– Как определить место ударения?
Можно предложить детям выполнить задания в тетради «Я читаю?» (с. 13).
Урок 19. Твёрдые и мягкие согласные.
Ударные и безударные гласные.
Распространение предложений (Азбука, с. 25)
Цели: формировать умение определять твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные; дать понятие «распространенные предложения».
Ход урока
I. Повторение пройденного.
1. Проверка домашнего задания.
2. Игра «Полубуковка».
– Узнайте, какие это буквы?
На доске:
(О И У А М Э Ы Л)
– Какая буква лишняя? Почему? (Лишняя буква Ы, потому что она маленькая, а остальные большие. Заглавной буквы Ы не бывает.)
– Почему именно эти буквы использованы в этой игре? (Это те буквы, с которыми уже познакомились.)
– На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные.)
– Что вы можете сказать о гласных звуках, которые обозначаются этими буквами? На какие две группы их можно разделить? (Гласные, которые обозначают мягкость согласных, и гласные, обозначающие твёрдость.)
– Какими бывают согласные? (Твёрдые и мягкие.)
II. Работа над темой.
– Посмотрите внимательно на схемы слов с пропущенными согласными. Скажите, в какой схеме есть мягкий согласный. Почему он будет мягким?
На доске:
– Подберите к схемам подходящие слова.
– Как называется «значок», который стоит над схемами? (Знак ударения.)
– Над какими буквами может стоять ударение?
– Почему?
– Сколько в словах может стоять ударений?
– Как назвать гласные, над которыми стоит ударение? (Ударные.)
– А гласные, над которыми нет знака ударение? (Безударные гласные.)
– Как вы думаете, почему во второй схеме не поставили знак ударение?
– Запомните, если в слове одна гласная, то она и будет ударная. Потому знак ударение ставить не нужно.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.