II. Работа с учебником (с. 80–81)
1. Какую песенку поют все дети на Новый год?
Чтение текста песни.
– Как вы думаете, что означает многоточие?
– Какие куплеты пропущены?
Можно предложить детям спеть эту песню.
2. В какое время года – Новый год?
– Во всех ли странах так?
Чтение текста на с. 81.
– Кто такой Санта-Клаус?
– Чем он отличается от Деда Мороза?
3. Разгадайте ребусы.
(Мишура, гирлянда, подарки.)
– Что можете сказать о получившихся словах?
(Это существительные, мишура – ед. ч., гирлянды и подарки – мн. ч.)
– Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
4. Что желают люди друг другу в Новый год?
– А кто прислал эти пожелания?
Чтение пожеланий.
(Винни-Пух, Колобок, Карлсон.)
III. Работа с тетрадью «Я читаю!», с. 30–31.
– Что происходит в Новый год?
– Какие фантазии можно осуществить?
Чтение текста в тетради «Я читаю!».
IV. Итог урока.
Урок 74. ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА
(Азбука, с. 82, «Я читаю!», с. 26–27)
Цель: познакомить с некоторыми моментами из истории языка.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Назовите пропущенные буквы.
Д Ж
– Что вы можете о них сказать?
(Это буквы е, ё. Они обозначают гласные звуки. Если стоят после согласных, то обозначают их мягкость. Они обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных.)
– Сегодня на уроке мы поговорим об этих буквах и звуках, которые они обозначают. Узнаете что-то новое и интересное.
2. Запись на доске:
ДОБРОЕСЛОВОИКОШКЕПРИЯТНО
– Что вы думаете об этой записи?
– А знаете ли вы, что на Руси все слова писали слитно, без пробела между ними?
– Как же тогда читали ваши ровесники?
– Попробуйте прочитать эту запись.
– Что она означает?
II. Работа с учебником (с. 82).
1. Ещё раньше люди писали слова только согласными буквами.
– Догадайтесь, какую сказку начали писать?
Дети вставляют пропущенные гласные и читают начало сказки.
2. Чтение столбиков слов.
– Почему в одном столбике записаны слова с буквой е (ё) в начале и в серединке слов? (Буквы е,ё в начале слова и после гласного читаются одинаково.)
– Почему в одном (третьем) столбике написаны слова и с буквой е, и с буквой ё?
– В 1-м, 2-м и 3-м столбиках подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
– Сколько букв в словах ёж, мел?
– Сколько в них звуков и слогов?
– Что можно сказать о словах третьего столбика?
3. А сейчас вы узнаете секреты буквы ё.
Чтение текста.
– Что вы узнали о букве ё из этого текста?
– Какие секреты есть у буквы ё?
III. Работа с тетрадью «Я читаю!», с. 26–27.
– Что читали ваши прабабушки?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие секреты есть у буквы ё?
Урок 75. БУКВЫ Яя, Юю. РОЛЬ ФОНЕМЫ
В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ. РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ
ЧТЕНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ
(Азбука, с. 83, «Я читаю!», с. 32–33)
Цели: показать роль фонем в образовании слов; формировать умение выразительно читать стихотворение.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Какая буква стоит предпоследней в алфавите? (Ю.)
– А последней? (Я.)
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
– Что вы можете сказать о звуках, которые обозначаются этими буквами?
2. Запись на доске:
Юра уют Люба
Яша маяк моряк
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с большой буквы и с маленькой.)
– Почему слова написаны с большой буквы?
– Какие ещё случаи написания в словах заглавной буквы вы знаете?
– На какие ещё две группы можно разделить слова? (Слова, в которых звуков больше, чем букв, и слова, в которых и звуков, и букв одинаковое количество. Или слова, в которых ю, я обозначают два звука. Слова, в которых ю, я обозначают мягкость согласных.)
3. А знаете ли вы, что слово имя – очень древнее?
Это интересно!
Имена – это слова особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами.
Индейцы Америки могли назвать ребёночка Ун-Уис – «совёнок» или Хома-Хомани – «утреннее облачко». У древних греков встречались имена Пётр, что означало «камень»; Фока – «тюлень»; Хризис – «золото».
– А знаете ли вы, почему вас и ваших друзей так назвали?