Тема 27. Лирика А.К.Толстого
Тексты: Коль любить, так без рассудку... Двух станов не боец, но только гость случайный... Благословляю вас, леса… (из поэмы «Иоанн Дамаскин»). Средь шумного бала, случайно...
1. Используя разные источники информации, назовите 5 самых интересных фактов биографии А.К.Толстого.
2. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений, подготовьте его анализ, используя материалы памятки.
Т3. Докажите, что А.К.Толстой – поэт чистого искусства.
Тема 28. Слово о Н.А.Некрасове. Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова
Тексты: Я не люблю иронии твоей… Поэт и гражданин. Рыцарь на час. Умру я скоро. Жалкое наследство… Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Пророк. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). В дороге. Вчерашний день, часу в шестом… Мы с тобой бестолковые люди... О Муза! я у двери гроба!...
Индивидуальные задания:
1. Подготовьте рассказ о биографии и личности поэта, используя различные источники.
2. Подготовьте выразительное чтение фрагментов и анализ стихотворения «Поэт и гражданин». Объясните, чью позицию: поэта или гражданина – принимает сам автор.
3. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения «Элегия». Объясните, в чем видит автор существо своей поэзии.
4. В чем заключается неповторимость, новаторство поэзии Н.Некрасова?
2. Одно из стихотворений или фрагментов выучите наизусть.
Памятки
Примерный план анализа стихотворения
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
3. Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
8. Основные настроения, тональность стихотворения.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
10. Лирический герой. Его своеобразие и способы его самораскрытия.
11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
12. Столкновение и соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.
14. Музыка стихотворения.
15. Ритм, размер.
16. Рифмовка, характер рифм.
17. Лексика. Языковые выразительные средства.
18. Поэтический синтаксис.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
21. Отзывы критиков о стихотворении.
22. Звучание стихотворения в наши дни.
Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не существует. При этом общеизвестно, что анализ художественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение истории создания, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции.
Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.
Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает, с чего начать, можно рекомендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов.
Вот ее возможный вариант:
I
В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает?
Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?
II
1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?
Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?
2. Как построено стихотворение?
Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?
3. Как звучит начало стихотворения?
Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?
Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний, мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?
4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?
Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?
Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?
Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?
5. Каков итог лирического высказывания?
Находит ли лирический конфликт свое разрешение?
Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
Ш
Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?
Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?
Примерный план анализа эпизода
1. Тема, проблема, основная мысль эпизода.
2. Название эпизода, обоснование выбранного названия.
3. Место эпизода в композиции произведении.
4. Роль данного эпизода в раскрытии идеи произведения, характеристике персонажей.
5. Сцепление названного эпизода с другими.
6. Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эпизоде (метафора, олицетворение, аллегория, сравнение, юмор, ирония, гротеск, гипербола и др.) и их роль.
7. Роль диалога в эпизоде.
8. Роль авторского замысла и ремарок.
9. Особенности языка автора и действующих лиц.
План анализа драматического произведения
1. Время создания и публикации пьесы.
2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.
3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.
4. Действующие лица и их группировка.
5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.
6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.
8. Драматические характеры и их связь с действием.
9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.
10. Роль монологов и диалогов в пьесе. Слово и действие.
11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.
12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
13. Комедийные средства (если это комедия).
14. Трагический колорит (если это трагедия).
15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены.
16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.
17. Пьеса и ее драматургические традиции.