По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого. Русский национальный характер

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.)– современный прозаик.

Сочинение

Русский характер. Как много сказано о нём, как много написано! Современный прозаик С. М. Покровский также поднимает проблему тайны русского национального характера.

Автор обращается к историческому факту, Прутскому походу Петра Первого. Поход был очень трудным: турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. Русских преследовал страшный зной, голод и жажда. Нельзя было двигаться вперёд, но нельзя было и отступать. Сложность положения лучше всех понимал сам царь. Он, как истинно русский человек, готов был принять смерть, но на нём лежала ответственность за государство. Пётр Первый «отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами». Когда турки перехватили это письмо, они решили заключить перемирие с окружённым русским войском. Против этого протестовал Карл XII, уверенный, что теперь русские легко будут разбиты. Но турецкий визирь оказался мудрее: он понял, что «русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови». Визирь понял русский характер.

С. Покровский чётко и неоднозначно трактует силу русского национального духа. «Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь».

Эта точка зрения не вызывает сомнений, она находит своё подтверждение и в истории Российского государства, и в нашей литературе.

Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба с польско-литовской и шведской интервенцией в начале 17 века – вот малая часть исторических событий, в которых русский народ проявил свою готовность защищать родину ценой собственной жизни. Великую мощь русского национального характера показали воины России в войне с Наполеоном и в Великой Отечественной войне.

Бородинское сражение, знак величия русского духа, стало объектом изображения многими русскими писателями и поэтами. Вспомним «Бородино» М. Ю. Лермонтова. Поэт гордится теми, кто не щадил себя во имя отчизны. В словах полковника, героя стихотворения, тоже русский дух, суть нашего национального характера:

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!"

- И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Великий Л. Н. Толстой в «Войне и мире» рисует Бородино как воплощение русского национального характера. Солдаты перед решающим боем чистые рубахи надели, совершили молебен перед иконой Иверской Божьей матери. В бою они готовы на смерть и страдания ради Родины. «Чудесный народ, бесподобный народ!» - скажет о своих воинах великий полководец.

Наверное, невозможно перечислить все великие события истории, в которых русский народ проявил чудеса героизма, назвать все книги о подвигах. В минуты испытаний русские люди поднимаются на борьбу с теми, кто пытается посягнуть на «семью, друга, дом, Отчизну», ради этого мы готовы на всё и побеждаем, ибо «побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества».

Наши рекомендации