Проведение констатирующего эксперимента
Глава 2. Методическая система развития композиционного мышления детей при работе над орнаментальной композицией.
Экспериментальное исследование изобразительной деятельности учащихся при выполнении орнаментальной композиции.
Проведение констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент проходил на базе центра детского творчества с 2009 по 2010 год. В эксперименте участвовали дети возрастной группы от 10 до 12 лет.
Основная цель данного этапа эксперимента заключается в установлении уровня общей подготовки детей к изобразительной деятельности, определение уровня их композиционного и художественно-образного мышления, способности грамотно владеть полученным материалом и применять его на практике.
При проведении эксперимента были поставлены следующие задачи:
· определить степень общей заинтересованности учащихся изобразительной деятельностью методами анкетирования;
· выявить ряд характерных индивидуальных творческих способностей детей при выполнении заданий;
· определить степень развитости композиционного и художественно-образного мышления в ознакомительных упражнениях и тестовом задании;
· выделить основные трудности композиции, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся;
· наметить пути активизации творческого процесса учащихся.
Решение этих задач потребовало использования следующих методов:
- анкетирование учащихся ;
- наблюдение уроков по изобразительному искусству;
- анализ содержания учебных программ по изобразительному искусству, методических пособий;
- беседы с родителями и педагогами учащихся.
В анкетировании учащихся участвовало 24 учащихся ИЗО-студии. Им были предложены вопросы:
1. Сможете ли вы дать определение слову композиция в изобразительном искусстве?
2. Нравится ли вам сочинять собственные картины на придуманные вами темы?
3. Используете ли вы в качестве источника вдохновения при сочинении собственной картины (композиции) произведения великих художников?
4. Используете ли вы в качестве источника вдохновения при сочинении собственной картины известные персонажи иллюстрации и мультипликации?
Полученные данные анкетирования:
Таблица 1.
Вопросы | Ответ « Да» | Ответ « Нет» |
1 вопрос | ||
2 вопрос | ||
3 вопрос | ||
4 вопрос |
Представленные вопросы ориентированы на определение общей заинтересованности детей в художественном творчестве, а в частности: первый вопрос направлен на выявление их грамотности и заинтересованности в изобразительном искусстве, в частности знание понятия композиции; второй вопрос выявляет творческие способности личности и определяет степень образного мышления; третий и четвертый – похожие вопросы - помогают выявить стремление детей к подражанию (копированию) или творческий подход к композиции, что в целом определяет художественно-образное мышление.
Проведенное анкетирование определило недостаток знаний учащихся в понятии композиции. Подтвердило стремление учащихся к творческой деятельности. Также анкетирование выявило стремление учащихся к отображению своих фантазий посредством иллюстраций и мультипликации и к сожалению, в меньшей степени, проявилось стремление детей черпать вдохновение в картинах великих мастеров.
Посещение уроков ИЗО выявило нехватку занятий и конкретных заданий по композиции, ориентированных на развитие композиционного и пространственного мышления, позволяющих раскрыть учащимся свой творческий потенциал и развивающих их образное мышление.
Анализ поурочных планов подтвердил, что педагоги не акцентируют внимание на занятиях композицией. Беседы с педагогами выявили некоторые трудности, с которыми педагог изобразительного искусства сталкивается при составлении обучающих программ, поурочных планов, проведении занятий. Учащимися в основном предлагается пошаговая разработка уроков по изобразительному искусству по различным направлениям, ограничивающая возможности формирования композиционного мышления.
После проведения анкетирования учащихся, в качестве установки отправной точки для дальнейших сравнений результатов проведенной работы, детям были даны задания, констатирующие об уровне развитости композиционного мышления на данном этапе эксперимента.
1 урок. Беседа о композиции. (1ч.)
Организация: ознакомление учащихся с основными законами и правилами композиции. Рассматриваются картины известных художников, как пример наиболее удачных композиций, особенности применения приемов композиции.
Содержание урока: учащиеся внимательно наблюдают за показом наглядного материала. В конце занятия детям предоставляется возможность задать дополнительные вопросы; закрепление знаний учащихся, путем участия в викторине, на тему пройденного материала.
2 урок. Декоративная композиция. Натюрморт.(2ч.)
Организация: рассматриваются варианты декоративных композиций, приемы стилизации и варианты применения в данном задании различных материалов.
Содержание урока: учащиеся делают несколько эскизов, выбирается техника выполнения; выполняется работа в смешанной технике (аппликация, рисование).
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны, клей, ножницы, цветная бумага.
По итогам проведенных заданий был составлен график, отражающий степень развитости композиционного мышления учащихся на данном этапе эксперимента. В ходе анализа детских работ, сделанных на 2 уроке данного этапа эксперимента, оценивалась степень выполнения композиционных задач, применения детьми знаний о композиции, на примере выполнения декоративного натюрморта. График составлен на основании описанных ниже критериев оценки детских работ, в частности, выполнения композиционных задач.
1. Гармоничное заполнение листа и расположение элементов композиции;
2. Установление композиционных отношений;
3. Выделение композиционного центра;
4. Соблюдение правил симметрии, ритма, равновесия;
5.Использование средств художественной выразительности (контраст, динамика и др.)
6. Использование композиционного акцента;
7. Соответствие и соразмерность композиции заданному формату листа.
Рис. 1
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости разработки новых путей и методов обучения детей изобразительному искусству, способствующих развитию композиционного мышления. Это определяет необходимость создания блока уроков, активизирующих творческий подход к решению художественных задач. Важнейшая задача этих уроков активизировать в детях исследовательский процесс, путем внедрения заданий, несущих в себе новые приемы и принципы, необычность и оригинальность выполнения заданий.
Для определения эффективности экспериментальной методической системы, был проведен формирующий эксперимент. Для проведения формирующего эксперимента группу детей, состоящую из 24 человек, разделили пополам на две группы.
Формирование навыков композиционного мышления детей на занятиях изобразительным искусством при выполнении орнаментальной композиции в экспериментальных группах. Формирующий эксперимент.
Сущность методики данного эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения детей орнаментальной композиции по программе и методическим рекомендациям, разработанным нами для экспериментальной группы. Экспериментальная работа состояла из ряда обучающе-развивающих занятий.
Целью эксперимента является практическое обоснование методики обучения детей, развивающей композиционное и художественно-образное мышление учащихся, посредством усвоения ими понятий о композиции как необходимых составляющих орнаментального искусства.
Задачами формирующего эксперимента являются:
1. Ознакомиться с программами по изобразительному искусству с целью выявления недостатков преподавания композиции детям возрастной категории 10-12 лет.
2. Разработать блок занятий для экспериментальной группы детей, включающий в себя ознакомление с орнаментальным искусством и выполнение заданий по орнаментальной композиции, ориентированный на развитие композиционного мышления детей.
3. Создать условия для лучшего понимания детьми экспериментальной группы композиции, методами расширенного изучения материала по теме орнаментального искусства.
4. Провести цикл практических занятий в соответствии с разработанной методикой.
5. Проверить положения, выдвинутые в результате теоретических исследований, о том, что выполнение заданий, связанных с орнаментальной композицией, влияет на формирование композиционного и художественно-образного мышления учащихся.
Суть принципа предложенной нами технологии состоит в том, что разработанная нами программа последовательно выполняемых заданий, направлена на формирование композиционного мышления ребенка, построена по принципу перехода от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей детей.
В процессе реализации данной методики обучения наблюдалась положительная динамика развития художественно-образного и композиционного мышления детей, а также мотивация изобразительной деятельности учащихся при выполнении орнаментальных композиций. Тематика орнаментального искусства была воспринята детьми с большим интересом. Практика работы с детьми этого возраста показывает, что детям свойственны стремления к фантазии, вымыслу, которые дают толчок для образного мышления и творчества, а также задатки конструктивного, пространственного мышления, способности к анализированию положительно сказываются на формировании композиционного мышления.
Для достижения главной цели был разработан блок занятий - программа формирующего эксперимента - входящий в обучающую программу по изобразительному искусству. Методика обучения, предлагаемых нами заданий, заключается в передаче новой информации способом различия и открытия, т.е. каждое новой занятие отличается от предыдущего, но сходное по общей цели. Все занятия представляют цепочку связанных между собой заданий, развивающих не только память, но и творческое, композиционное и художественно-образное мышление. Использование на уроках изобразительного искусства различных художественных материалов и техник, также способствует развитию изобразительных способностей и помогает детям выразить свои чувства наиболее ярко и индивидуально.
Программа предусматривает несколько основных видов деятельности:
· ознакомительные беседы об орнаментальном искусстве;
· изучение области применения орнамента, народных промыслов;
· показ приемов рисования по данной теме;
· выполнение практических работ и ряда упражнений направленных на более прочное усвоение материала;
Программа формирующего эксперимента
Таблица 2.
№ п/п | Тематика занятий | Содержание занятий | Кол-во часов |
Орнамент - виды и особенности. Орнаменты народов мира. | Вводная беседа. Ознакомительное занятие. | ||
Композиция орнамента. Геометрический и растительный орнаменты. Варианты расположения различных мотивов орнамента в полосе, круге, квадрате. | Выполнение упражнений, моделирующих качество работы детей. (бумага, карандаш) Выполнение практических заданий. (бумага, карандаш) | ||
Особенности композиции орнамента. Цвет в орнаменте. Декоративная живопись и графика на примерах картин известных художников прошлого столетия. | Изучение стилистики орнамента. Аналитическая беседа – изучение творчества художников серебряного века. Знакомство с особенностями композиции и орнаментов эпохи модерн. | ||
Натюрморт. Декоративное рисование. | Разработка эскизов и выполнение декоративной композиции с применением орнаментов, а также стилизация предметов. | ||
Ознакомление с применением орнамента и стилизации в иллюстрации к литературному произведению. | Ознакомительная беседа на примерах орнаментального оформления книг. | ||
Иллюстрация литературного произведения. | Выполнение творческой работы с применением орнамента и стилизации в иллюстрации. (Иллюстрация к лит. произведению по выбору учащихся) | ||
Применение орнамента в русском народном декоративно-прикладном искусстве. | Беседа с детьми на тему русского народного творчества (на примере резьбы и росписи по дереву). | ||
Роспись деревянной доски (Северодвинская роспись) | Разработка эскизов. Выполнение росписи с учетом особенностей и закономерностей Северодвинской росписи. | ||
Создание эскизов для росписи декоративных предметов интерьера. | Изготовление эскизов для росписи предметов интерьера, таких как: ваза (фриз), круглая тарелка или витраж (квадрат) с применением геометрического или растительного орнамента с учетом применения пройденного материала. | ||
Роспись декоративного предмета интерьера на основе эскизов. (предмет для росписи по выбору учащихся) | Выполнение росписи предметов интерьера, в соответствии с эскизами. |
Программа предусматривает развитие у обучающихся композиционного мышления, изобразительных, художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности. Обучение, развитие и воспитание и детей осуществляется в познавательном процессе и активной творческой деятельности. Тематическое планирование программы создано с учетом возрастных особенностей детей, их заинтересованности при усвоении нового материала и выполнении творческих работ. Задания по орнаментальной композиции в декоративном рисовании постепенно усложняются, обеспечивая продвижение результатов деятельности учащихся и успешное усвоение навыков.
Цель программы – развитие композиционного мышления детей посредством усвоения ими понятий о композиции как необходимых составляющих орнаментального искусства. Способствовать развитию творческих способностей и художественного вкуса у детей, чувства ритма и цветовой гармонии, привитие художественных навыков и умений в декоративном рисовании, в декоративно-прикладном искусстве и умелого их использования в дальнейшей работе. Создание условий для активной познавательной и творческой деятельности, самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе его индивидуальности.
Задачи программы:
1.Обучающие:
· закреплять и расширять знания, полученные на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
· знакомить с основами знаний в области композиции, орнаментального искусства, цветоведения и декоративно-прикладного искусства и народных ремесел;
· продолжать формировать композиционное, образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль и индивидуальность с помощью эскиза и рисунка;
2. Воспитывающие:
· осуществлять эстетическое воспитание школьников;
· воспитывать в детях любовь к родной стране и ее богатому культурному наследию;
· воспитывать в детях любовь к природе, ее бесконечному многообразию;
· воспитывать в детях понимание природы, как неугасаемого источника вдохновения;
· формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете (живущие ныне и ушедшие цивилизации) являются яркими представителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого;
· воспитывать в детях уважительного и почтительного отношения к произведениям изобразительного искусства;
3. Развивающие:
· формирование композиционного, художественно-образного, конструктивного, творческого и пространственного мышления;
· развивать, изобретательность и самостоятельность в выборе композиции;
· формирование творческих способностей, духовной культуры ребенка и эмоционального отзывчивого отношение к действительности;
· развивать устойчивый интерес к народному творчеству и творчеству великих художников;
· развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях и находить способы их решения;
· развивать аналитические способности детей, а также способности к грамотной оценке собственных и чужих работ.
Обучение детей было ориентировано на усвоение детьми нового материала, посвященного орнаментальной композиции. У детей возник необычайный интерес при ознакомлении с орнаментами, В процессе реализации программы формирующего эксперимента народным творчеством, работами великих художников, стилистикой орнаментальных мотивов.
Одним из самых распространенных приемов построения орнамента является симметрия. Если же несколько элементов орнамента расположены вокруг одной точки (птицы, цветка), то получаем центральную симметрию, при угловой симметрии элементы орнамента повернуты к центральной точке под определенным углом. Зная и учитывая законы ритма, симметрии, построения орнамента, а, также следуя основным принципам композиции, необходимо направлять детей на создание интересных в художественном отношении работ. Но, выполняя орнаментальную композицию, нужно напоминать детям, что покрыть орнаментом поверхность – не всегда означает сделать ее красивой, художественно выразительной; необходимо не терять чувство меры. В общей композиции орнамент наносят на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить или подчеркнуть другую поверхность.
При выполнении творческих работ учащиеся сталкиваются с некоторыми проблемами, одна из наиболее распространенных - проблема компоновки объектов на листе. При организации композиционного пространства важно учитывать законы визуального восприятия плоскости: пропорциональное соотношение площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их частей; максимальная убедительность и выразительность орнаментального образа. При работе над заключительными творческими заданиями, входящими в программу формирующего эксперимента, моей задачей, как педагога, была постановка вопроса о создании наиболее интересной орнаментальной композиции, применимой детьми для оформления декоративных предметов интерьера. Учащимся были даны задания, способствующие развитию их навыков компоновки орнаментальной композиции в различных геометрических формах:
1. орнамент в полосе – чередование мотивов;
2. круг - форма, сосредоточенная в себе, но неустойчив композиционно;
3. квадрат - устойчивая форма.
Первое задание, наиболее простое, из предложенных упражнений, было ориентировано на развитие в детях способности к построению ритмичного чередования орнаментальных мотивов и как основа для более качественного выполнения последующих заданий. Второе задание, отличающееся по уровню сложности от первого, ориентировано на развитие способностей скомпоновать орнаментальные мотивы в форму круга, при этом вписывая изображения по краю круга, необходимо учитывать дугообразное построение мотивов, сохраняя их одинаковость. Третье задание направлено на развитие композиционного мышления детей, путем усложнения построения и разнообразия способов расположения мотивов, вписанных в форму квадрата. В дальнейшем, учащимся было дано задание, полученные композиции применить как эскиз к росписи нескольких декоративных предметов интерьера. Например, в первом случае, фризовая роспись декоративной вазы, во втором, роспись круглой тарелки , в третьем, роспись витража квадратной формы (последнее, - при использовании декоративных витражных красок).
К моменту начала выполнения заданий, возникали проблемы с построением ритмично чередующихся предметов, т.к. детям поначалу было сложно в точности повторять выбранные ими мотивы для орнамента. Для лучшего понимания изображения орнамента и компоновки его мотивов, для начала, детям были даны упражнения в виде множественной обрисовки на отдельном листе бумаги более простых элементов орнаментальных мотивов, при этом основываясь на их элементарном повторе. В упражнениях, усложняясь, предстояло вписать элементы в различные геометрические формы. В ходе выполнения упражнений некоторые дети были озадачены трансформацией объектов, при попытке вписать их в форму круга или квадрата. Как правило, дети брались за выполнения рисунка в центре круга, не подчеркивая его геометрической формы, что противоречило поставленной задаче. В ходе работы, непосредственно на собственных примерах, были подробнее рассмотрены и проанализированы геометрические формы круга и квадрата с особенностями их построения и способами подчеркнуть их формы внутренним заполнением орнаментами.
Целью этого упражнения является выработка у учащегося умения правильно рисовать карандашом орнаменты и разнообразные криволинейные формы, проявления умения конструктивно мыслить. Также закрепляется навык соразмерности движения рук и силы линий нажима карандашом. Учит постановке первичного глазомера. Умения на глаз определять величину одинаковых фигур и способность их рисовать карандашом. Знакомство с правилами построения пересекающихся фигур и орнаментов.К концу этого цикла упражнений учащийся должен с легкостью уметь проводить прямые линии, без отрыва от плоскости листа и уметь рисовать различные по форме кривые и рисовать карандашом орнаменты, которые максимально верно должны передавать геометрические фигуры и отображать правила построения орнаментов.
Учащиеся, отработав приемы, смело приступали к выполнению задания. В круге были показаны вариации расположения мотивов по краю (основываясь на предыдущем задании «орнамент в полосе») способные наилучшим образом подчеркнуть геометрию заданной формы. При этом детям была дана возможность оставить центральный рисунок, как часть повествующего сюжета, в котором орнамент послужит украшающим дополнением (в данном случае рассматривался сам предмет декоративной росписи – тарелка, в центре которой заключался выбранный сюжет). В упражнении с компоновкой орнамента в квадрате детям были предложены варианты для размышления над выбором наиболее удачного расположения мотивов в квадрате. Именно их самостоятельное размышление над этим вопросом пробудило в них интерес к созданию уникального, нестандартного изделия. Изучая возможности композиционного решения орнамента в квадрате, расширяются познания ребенка в геометрических возможностях любой прямоугольной формы; это диагональные решения, пересечение перпендикулярных прямых, деление на квадраты и треугольники, решение определенных ритмических задач, через усиление центральных или периферических орнаментальных частей квадрата.
Широкие возможности компоновки орнаментальных мотивов в различные геометрические формы учат детей правильно организовывать любое пространство изобразительной плоскости, достигать наибольшей выразительности композиции посредством линии, пятна, цвета и их гармоничного взаимодействия. Целостность восприятия композиции, формы изделия – естественный и желаемый итог обучения детей орнаментальной композиции.