Морфологический разбор
Имени существительного
Имя существительное
Собственное
Неодушевлённое
Род Число
Склонение Падеж
В предложении является
Оценка
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Морфологический разбор Благодаря технологиям учёные исследовали глубины озера и нашли под илистым дномзалежи нефти.
Имя существительное
Собственное
Неодушевлённое
Род Число
Склонение Падеж
В предложении является
Оценка
урок | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 1 час |
Цели урока:1. Закрепить правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 2. Подготовиться к контрольному диктанту.
Оборудование:таблица на доске:
падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р. | -ы, - и | - | - и |
Д. | -е | - | - и |
П. | -е | - е | - и |
Ход урока
Ι. Проверка дом. задания.Беседа о падеже и склонении имён существительных по таблице из упр. 719.
ΙΙ. Работа по теме.
1. Повторение сведений о правописании букв е и и в окончаниях имён существительных 3-х склонений и существительных (с. 245)
2. Образец рассуждения при выборе написания букв е и и у существительных на
– ия, - ие, - ий. Отработка умения соблюдать последовательность при применении правила (упр. 728 – 730)
3. Тренировочное задание. Допишите окончания
Работать - в поликлиник.. , в киоск.. , на экскаватор.. , на комбайн.. , в учреждении.. .
Сверкать – в неб.. , на солнц.. , на ладон.. , на пальц.. , на витрин.. .
Побывать на Кубан.. , на комбинат.., на курорт.. , в музе.., в институт..
Находиться – в сберкасс.. , в домоуправлени.. , в магазин.., на телеграф.. , в библиотек.. .
Беседовать о литератур.. , о музык.. , об архитектур.., об акварел.. , об иллюстрации..
4. Объяснительный диктант. Цель: объяснить орфограммы и записать словосочетания. Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.
5. Итог урока. Расскажите о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Просклоняйте слово «мечта».
6. Д. з. упр. 731, § 99.
179 урок | Употребление имён существительных в речи | 1 час |
Цели урока: 1. Рассмотреть синтаксическую роль имён существительных.
2. Сформировать умение правильно употреблять имена существительные в речи, учиться точной и образной речи у художников слова – писателей и поэтов.
Ход урока
Ι. Проверка дом. работы.Беседа о правописании безударных падежных окончаний имён существительных по вопросам и примерам упр. 730.
ΙΙ. Работа по теме.
1. Повторениеизученного о главных и второстепенных членах предложения (с. 247).
2. Определение,какими членами предложения являются выделенные существительные (упр. 732)
3. Определениероли существительного в предложении по вопросу (упр. 733)
Тренировочные задания.
- Какоеиз приведённых слов является лишним в этом ряду?
· Носок, мозоль, георгин, помидор.
· Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
5.В каждом из приведённых ниже предложений есть слово, выбор которого весьма сомнителен. Объясните, почему. Сделайте стилистическую правку.
1) Но во всём этом существует грандиозная опасность.
2) Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена только их японских деталей.
3) Объявление на груди у женщины рассказывает, что у неё больной сын.
Спортсмен выполнил свои упражнения с апломбом. (книжн. Излишняя сам уверенность в поведении, в речи. Говорить с апломбом)
Военными комиссариатами Москвы будет осуществлён глобальный переучёт москвичей-призывников.
ΙΙΙ. Итог урока. Какой вывод можете сделать об употреблении имён существительных в речи?
Д. з. упр. 735, подготовка к словарному диктанту.
180. | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 урок |
Цели урока: подготовить детей к диктанту (повторить орфограммы, которые будут в диктанте, тренировка в выполнении заданий).
Ход урока
Ι. Объяснительный диктант.Самолёт, набирать, высота, мотор, обшивка, трещать, воздушный, наверх, вниз, пассажиры, задёргивают, чёрный, волшебная красота, стремительно, лётчик, бросать, потомучто, предельная скорость, проскочить, бетонная дорожка.
ΙΙ. Разбор по составу: собирает, весенние, (на) пароходе, проложить, прелестные, берётся.
ΙΙΙ. Запись текста под диктовку.Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… (И. Тургенев)
ΙV. Найтипример «Буква е и и в окончаниях имён существительных»: засухи.
V. Морфологический разбор имени любого существительного.
VΙ. Д. з. упр. 734.
181-182 уроки | Контрольный диктант и его анализ | 2 урока |
Цели урока: 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор имени существительного.
В самолёте во время грозы
Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Летчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке.
В. Железников (97 слов)
Задания:
1. Найдите 3 примера орфограммы «Буква е и и в окончания существительных».
2. Разберите слова по составу:
Вариант Ι – набирает, воздушные, (в) самолёте
Вариант ΙΙ – проскочить, (по) бетонной, несётся.
3. Выполните морфологический разбор любого имени существительного.
Д. з.§ 101, упр. 736 (у), тест № 5.
Тема: Рр Строение текста типа описания предмета. М. пособие, с. 251. 2 часа.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета.
2. Сформировать умение создавать собственные тексты подобного типа.
Ход урока
Ι. Вводная беседа: