Понятие типа речи (с. 178)
Повествование рассказывает о каких-либо событиях и строится по определённой схеме: экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка. Особенность рассказа в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях. Повествование может вестись от 3 лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от 1 лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
Вописании перечисляются конкретные детали предметов, явлений, называются их постоянные или временные признаки. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку.
Описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. д.
При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д.
Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Прирассуждениивыдвигается тезис, строятся доказательства, делается вывод. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: 1-я часть – тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
2-я часть – обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
3-я часть – вывод, заключение.
Часто в одном высказывании сочетаются разные типы речи.
2. Работа с текстами в рубрике «Понаблюдайте!»
3. Выполнение упражнений 535 – 537.
II. Прочитать тексты, определить типы речи
1)Его кабинет всегда был для меня неожиданностью: то был кабинет учёного. В кабинете преобладали старинные и иностранные книги, старые журналы, выходившие лет 20 назад, казались у него на полках новёхонькими. Теперь мне бросились в глаза книги по языкознанию, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог.
На столе у Блока был такой необыкновенный порядок, что какая-нибудь замусоленная клочковатая рукопись была здесь совершенно немыслимой. Позднее я заметил, что все вещи его обихода никогда не располагались вокруг него беспорядочным ворохом, а, казалось, сами собою выстраивались по геометрически правильным линиям.
Вообще комната на первых порах поразила меня кричащим несходством с её обитателем. В комнате был уют и покой устойчивой размеренной надолго загаданной жизни, а он, проживающий в ней, казался воплощением бездомности, неуюта, катастрофы и гибели. (Описание)
2)В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке. Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буками была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон». Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка ил жук. Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней. (К. Паустовский)
3)Развитие значений слова идёт обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, предыдущий – идущий впереди.
Слова-термины, обозначающие отвлечённые математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
Во всех случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
(По Ю. Откупщикову)
III. Итог урока Расскажите, что нового узнали на уроке.
IV. Д. з.§ 67, упр. 539.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
129. |
|
Цели урока: 1. Дать полное понятие типов речи: описание, описание, рассуждение. 2. Закрепить умение различать типы речи.
Ход урока
I. Беседа с классом:
v Какие типы речи вам известны?
v Какой практический приём позволяет различать вам типы речи?(Постановка вопроса. При описании можно поставить вопрос «какой?», при рассуждении – «почему?»)
v А чем отличается повествование? (Перечисляются действия)
II. Работа по теме. Сегодня на уроке вы узнаете кое-что новое о типах речи. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стилях разнообразнее, чем в научном: встречаются
v не только прилагательные и существительные,
v но и глаголы, наречия,
v очень распространены сравнения,
v различные переносные употребления слов.
Рассуждения. Тезис должен быть чётко доказуемым, чётко сформулированным, аргументы – убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.
В тексте-рассуждении широко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, таким образом.
В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на то что, так как.