Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения
Пример для обсуждения.
Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далёкого северного города Норильска 2 мальчика: Коля Дубов и Серёжа Новиков. Рано утром Коля пошёл к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чём давно мечтал, - море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их чёрные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!
Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» - говори Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол». «Иностранец, - догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идёт, с корзиной и цветами «Наверно, садовник, - думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно кивает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!
А вон Серёжа-норильчанин. Тоже к морю бежит.
- Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.
- Где?
- Вон там, в море» Идём, я покажу!
Так речь наконец-то состоялась.
3) Вопросы для обсуждения:
· Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать)
· Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому).
· Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет ничего общего для их языка.)
· Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)
4) Продолжение примера-рассказа: Вечером Коля написал домой письмо и рассказал в нём о море и дельфинах. И только потом, вернувшись из лагеря, узнал: оказывается, почтальон принёс его письмо, когда дома была одна слепая бабушка. Значит, пока не пришёл с работы папа и не прочитал вслух его, Колино, письмо, она ничего о жизни своего внука в «Артеке» не знала.
5) Вопросы для обсуждения:
· Почему не состоялось письменное общение Коли с его бабушкой? (Бабушка слепая, то есть у неё не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган зрения.)
· Сделайте вывод о том, какие условия необходимы для речевого общения.
6) Монологическая и диалогическая речь.Теория, с. 9. – 10.Словарно-орфографическая работа.
7) Упр. 14. Понаблюдайте!
8) Составить диалог«Летние каникулы»
9)Никитина «Русская речь», с. 10 -11. См пособие по русской речи для 5 класса.
10)Стр. 10 Речь устная и письменная.. Стр. 8 – 9 «Русская речь» Никитиной.
11) Дома: с. 9 – 10, ЗСП 1, 2, 3.
Урок 6
Тема:Что изучает фонетика. Графика. Звуки гласные и согласные. Алфавит.
Цели урока: 1. Дать понятие о фонетике как разделе языкознания.
2. Сформировать умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух.
3. Научить пользоваться элементарными знаками фонетической транскрипции при передаче устной речи на письме.
Ход урока
1. Словарный диктант.Промерзать, сахаристый, лингвист, человечество, утверждать, вооружиться, поглотить, недоразумение, разъединять, взволноваться, единоборец, затормозить, прилеплять, сожаление, укротитель.
Упр. 16. Эпиграф.
3. Фоне – греч «звук»
4. Фонетика, фонема, телефон,магнитофон,микрофон, фонограмма,мегафон,таксофон, т́ермин.
Беседа.
1) Что изучает фонетика? Звуки речи
2) Гласные звуки? При образовании их голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот без препятствий.
3) Согласные звуки? Для этих звуков характерна сильная струя воздуха, так как необходимо преодолеть преграду.
4) Слог? Сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
5)В какой речи используются звуки? (устной) Буквы? (письменной) Упр. 19.
6)Обозначение звуков. Одна и та же буква может обозначать разные звуки: б - [б], [б’]. Упр. 20
7)Упр. 21
8)Упр. 23. Практическая работа. (осень) - [о́с’ин’] – 5 б., 4 зв. Алфавит + с. 12.
9) Д. з. алфавит наизусть. Упр. 22
Тема: Урок 7. Что обозначают буквы е, ё, ю, я.
Цели урока: Объяснить учащимся, что буквы е, я, ё, ю имеют особенность: могут обозначать то 2 звука, то один с предшествующей мягкостью согласного звука. 2. Сформировать умение употреблять общепринятый знак фонетической транскрипции.
Ход урока.
Поверка дом задания.
На какие группы делятся звуки?
2) Допишите знаменатель: [б][в], [г],[д], [ж][з]
_________________
[п] ?
Сколько гласных букв включает в себя алфавит? А согласных?
4) Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему? Найди ошибку: «Моя дочь в детстве не выговаривала букву «р».
Проиллюстрируйте примерами схему, раздел – звуки.
II. Изучение нового материала.
1) Чтение теоретического материала на стр.13.
2) Выполните задания (коллективная работа):
· Найдите в тексте слова с буквами е. ё, ю, ю
· Укажите при помощи транскрипции, какие звуки они обозначают.
· Выполнение упр –й: 27, 28, 29
· Упр. 31, 32, 34 – письменно
III. Итог урока.
1. Охарактеризуйте употребление букв и звуков в слове я (два звука)
2. Игра «Дай сигнал». Учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышали слова, в которых буквы могут передавать 2 звука: дождя, бури, вьюги, счётчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания.
3. Д. з. § 6, упр. 30.
Урок 8
Тема:Фонетический разбор слова.
Цели урока:1. Углубить и систематизировать представление о фонетическом разборе слова.
2. Изучить порядок фонетического разбора слова.
Ход урока.
I. Словарный диктант.Сегодня на уроке мы проверим ваши орфографические знания и умения. Удивительная картина, происхождение человечества, увлекать искусством, лингвистический термин, утверждать в статье, замечательный учёный, знаменитый артист, посветить фонарём, посвятить стихотворение, удалиться от берега, поседел от старости, посидел на скамейке, отворили дверь, отварили грибы, соединили провода.
II. Проверка дом. задания.
1.Представление отчётов-наблюдений за речью дикторов разных радио- и телепередач.
2.Вопросы к беседе:
· Сколько звуков могут передавать буквы е. ё, ю, я?
3) В каких случаях эти буквы передают 2 звука? Подтвердите примерами.
· Когда эти буквы на письме передают 1 звук? Приведите примеры.
III.Объяснение порядка разбора слов.
· К о м м е н т и р о в а н н о е ч т е н и е порядка фонетического разбора слов на стр. 15.
1.Анализ образца фонетического разбора.
2.Выполнение упражнений 35. 36 на с. 16 коллективно.
IV.Д. з. упр. 37
Урок 9 Тема: Повторение.
Цели урока: 1. Повторить и обобщить изученное по разделу «Фонетика. Графика».
V.Подготовить учащихся к контрольной работе.
Ход урока.
I. Различение в значениях словслушать и слышать. Слушать можно и между делом, а вот чтобы услышать что-то, необходимо очень постараться!
Слышать – это значит понять! Слышать горазда труднее, чем слушать!
II. Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Графика». Фронтальный опрос:
-Что изучает фонетика?
- Каково происхождение названия этой науки?
- Какие звуки речи вы знаете?
- Какие твёрдые не имеют мягкой пары? [ж], [ш], [ц]
- Мягкие? [ч’], [щ’], [й’]
- Звонкие непарные? [й’], [л], [л’] [м], [м’], [н] [н’], [р], [р’]
- Глухие непарные [х], [х’], [ц] [ч’], [щ’]
- Где живут буквы?
- Какой звук можно обозначить разными буквами? [j’] ( упр. 28) Например, ма[j’], да[j’], или м[аj’а] – моя, [п’j’у] – пью
- Какие гласные звуки вы знаете?
- На какие группы делятся согласные звуки?
III. Выполнениепрактических заданий.
1. Записать слова по из транскрипции:[буква’р’],
[бал’шо j’], [да́ч’н’ик], [м’ит’эл’], [про́з’ба], [йэл’], [ка́м’эн’щ’ик], [м’итла], [Гр’иша]. [ка j’у́та].
2. Затранскибировать слова мышь, шифер, лейка, пасть, пью, что, семья
3. Дать характеристику звукам: [б’], [у], [j’].
4. Найди ошибку, обоснуй свой выбор: [с] – согласная, глухая, твёрдая
[с] – согласный, глухой, твёрдый
5. Затранскрибируйте предложение: Моя киска любит рыбку [Ма j’а к’иска л’уб’ит ры́пку],
Что ты поёшь? [Што ты па j’о́ш]
VI.Отрывки из стихотворения Тютчева (учитель читает)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
7. Что описывает автор? Удаётся ли это ему? Мы как бы слышим раскаты грома, чувствуем первые капли дождя. Нам даже немного страшно от сильных раскатов грома и от предстоящего буйства природы.
- Как, каким образом поэт передаёт неповторимое звучание грома? С помощью повторения звуков [г], [р]: гром, играя, грохочет, гремит. Поэт умел не просто слушать окружающий мир, но и слышать его.
- Попробуйте сами найти, вспомнить другие слова, которые могут передать звучание грома (грохочет, бормочет, грянет, гремит, барабанный грохот, громогласный). Как называется этот звуковой приём в речи? (Звукопись, аллитерация)
8. Проведите фонетический разбор слов по вариантам:
1 – ямочка, семью, чудесный
2 – ёлочка, девятью, широкий
V. Итог урока.Со всеми ли заданиями вы справились успешно? На следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу, поэтому ещё раз проанализируйте, что было трудным сегодня для вас, повторите материал и хорошо подготовьтесь к контрольным заданиям.
VI. Д. з.§ 5 – 7; ЗСП 1, 2, 3.
Урок 10.
Тема: Контрольная работа
Цели урока: 1. Проверить знания учащихся по фонетике.
2. Проверить умение выполнять фонетический разбор.
Ход урока.