Тема: Слово как часть речи

Цели урока: Дать понятие морфологии как раздела науки о языке и понятие части речи. 2. Научить пользоваться таблицей на с. 45.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. (Упр. 126) Устные сообщения.
  1. Работа по теме урока.

1) Вспомним, что такое морфология. Раздел лингвистики, учение о слове и значимых единицах, меньших, чем слово (последние называются морфемами). Слов в языке много, и все они имеют свои значения. В морфологии все слова разделяются по группам, которые называются частями речи.

Части речи – это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельныеи служебные. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение.

Служебны6е части речи: предлог, союз, частица.

В речи самостоятельные и служебные части речи выполняют разную функцию. Самостоятельные слова называют предмет, действие, признак. А служебные слова как бы обслуживают эти слова, организуя их в связную речь.

Подведём итог: Части речи – это группы слов с общим грамматическим значением: (записать в тетради)

ПРЕДМЕТА - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ;

ПРИЗНАКА ПРЕДМЕТА - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ;
ДЕЙСТВИЯ и СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТА – ГЛАГОЛ.

- Есть так же и другие части речи, с которыми мы будем знакомиться в старших классах.

  1. Тренировочные упражнения.

1)Упр. 129. (Коллективно)

2) Заполнить таблицу словами из предложений: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Собаки беспокойно бежали по оленьему следу. (Т. Семушкин) Корабль вернулся из дальнего плавания. Мы были разбужены птичьим пением. В вечернем воздухе разлита прохлада. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут. (А. Пушкин)

Самостоятельные части речи Служебные части речи
Существит. прилагат. глагол наречие союз предлог частица
             

Найти лишнее понятие в цепочке (устно с классом)

- Существительное, союз, глагол.

- Прилагательное,определение,междометие.

- Определение, частица, сказуемое.

4) Игровое задание.Учитель, бросая ученикам мяч, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.

5) Итог урока. Учитель читает слова знаменательных частей речи, ученики поднимают карточки соответствующих цветов (сущ – красная

Глагол – зелёная,

Прилагательное – синяя,

Числительное – жёлтая,

Местоимение – фиолетовая,

Наречие - серая.

Срез знаний. Тест № 1, с. 32 – 33.

Д. з. Упр. 128.

Урок 33.

Тема: Самостоятельные части речи. 2 часа.

Цели урока: 1.Дать предварительное представление обо всех частях речи.

2. Формировать умение определять самостоятельные части речи по вопросам, обнаруживать части речи в тексте или предложении, отличать местоимения и числительные (порядковые) от других, похожих частей речи.

3. Потренироваться в их разграничении.

Ход урока.

1. Организационный момент.Предложить самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить?

Повторение изученного.

1)Повторение корректурного упражнения по отработке орфограмм: проверяемые гласные в корне. Запишите текст по памяти, сверьте с правильно написанным образцом на доске, сделайте самооценку.

Р…чной, л…сной, г…ристый,

М…рской, р…дной, л…систый.

Проверь слова, да не сп…ш...,

Кр…сиво, грамотно с.. ш… .

2) Найти глаголы, прилагательные.

3. Повторение сущ., прил., глаголов. Упр. 130. (Самостоятельно)

4. Наречие.Упр. 131. Чтение и пересказ лингвистического текста.

5. Упр. 132, 133.

6. Этимологическая минутка. Сведения из истории наречия вдогонку (догонка – окончание гонки, погони).

7. Упражнение «Правильно ли ты написал…» Устно сначала разбираем, а потом записываем наречия: вмиг слететь, без оглядки бежать, точь-в-точь.

8. Д. з. Упр. 1345. (Устно)

Урок 34.

Тема: Самостоятельные части речи. 2-й урок.

Цели урока:Закрепить знания о самостоятельных частях речи; закрепить понятие части речи.

Ход урока.

Повторение.

Назовите самостоятельные части речи.

Что обозначает каждая часть речи?

Упр. 135.

2. Лингвистическая задача. На доске в 3-х столбиках записаны слова (наречия), вызывающие затруднения при письме. Какие слова вызывают наибольшие трудности?

негромко спереди сперва сверху медленно впервые неподвижно ещё свежо здесь далеко-далеко в общем сладко весело тихо иногда потом вечно  

- 3-й столбик «опасностей» в написании не составляет. Называем условия выбора орфограмм в 1 и 2-м столбиках.

- Где встречались нам эти наречия?

3. Записать предложения, найти наречия. Определить, что они обозначают, поставить вопрос (работа у доски)

1) Три девицы под окном пряли поздно вечерком (А. Пушкин) 2) Повсюду зеленели травы. (И. Тургенев) 3) Ему казалось, что все, как нарочно, назло пристают к нему. (Л. Толстой) 4) Чапаев носился стремглав. (Д. Фурманов) 5) Сонный сторож неверной рукой четырежды ударил в колокол. (М. Горький) 6) И по-ребячьи Моргунок вдруг протянул ладонь. (В. Твардовский)

Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

5. Заменить выделенные наречия подходящими фразеологизмами. Фразеологические обороты для замены написаны на доске. (Самостоятельно)

1) Он всегда работал очень усердно (всей душой). 2)Они сразу же понравились друг другу (с первого взгляда). 3)Он неохотно отдал единственный у него экземпляр книги (скрепя сердце). 4)Мальчик очень громко кричал во дворе (во всё горло). 5)Пришлось очень долго дожидаться своей очереди (битый час). 6)Близнецы очень похожи друг на друга (как две капли воды).

Упр. 136.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 35 – 36.

Наши рекомендации