Чистая музыка. сложные жанры
Замечательная способность музыки создавать целостно запоминающийся, «симультанный» образ на основе временного развертывания материала наиболее непосредственно сказывается на развитии простых жанров, однако с еще большей глубиной ощущается в сложножанровой структуре.
Благодаря временной природе музыка вообще склонна к длительному развертыванию, которое постоянно стимулируется объективным акустическим свойством угасания тонов. Но длительное 'развертывание звукового материала значительно больше затрудняет восприятие, чем созерцание предметов видимого мира, и поэтому требует для полноценного эффекта дискретности, в чистой музыке—специфически музыкальной, не зависящей от различных стадий сюжета как отражения реальных событий1. Эта абстрагированность частей крупной композиции от жизненной конкретности восполняется в чистой музыке рельефностью симультанных образов, их богатой семантической ассоциативностью и типизированностью. Она же вызывает потребность воссоздания аналогичных стадий и в других произведениях, т. е. заставляет трактовать части сложной структуры именно как жанры, в отличие от актов драмы или глав романа. Свойственная музыке канонизация структурных решений, тесная взаимосвязь жанра и формы еще более усиливают рельефность отдельных симультанных образов, в то же время обеспечивая их единство в сложно-
1 «Бесконечные» музыкальные формы, культивируемые во второй половине XX в. Краузе, Штокхаузеном и др., в этом смысле противоположны естественно дискретным композициям: они предполагают свободное включение и выключение слушательского внимания в процессе звучания музыки.
• 59
жанровой структуре (здесь сказывается нечто общее с архитектурными ансамблями).
Эта предпосылка, вытекающая из эстетической природы чистой музыки, может усугубляться, становясь активным тяготением, в исторических стилях, склонных к широким философским обобщениям, к концепционности музыкального высказывания. Выраженная в музыке концепция бытия потенциально тем полнее и убедительнее, чем более органично она включает разные аспекты, разные точки зрения на мир, в своем сопряжении раскрывающие общую идею.
Таким образом, вырисовываются две основных предпосылки становления сложных жанров в чистой музыке. Первая предполагает нанизывание друг за другом аналогичных звеньев, она наиболее естественно соответствует потребности продления структуры, свойственной природе чистой музыки. Вторая заключается в семантической оппозиции различных звеньев друг другу, в перемене «угла зрения», предоставляемого каждым звеном. Она отвечает духовной устремленности чистой музыки, стимулирует концепционные художественные решения. Соответственно можно выделить два принципа организации сложных жанров: 1) принцип функциональной аналогии и 2) принцип функционального контраста.
В предлагаемых формулировках важно подчеркнуть, что аналогия не является тождеством, контраст же имеется в виду типологически функциональный, т. к. индивидуально-драматургические контрасты, разумеется, возможны в любых сложных жанрах.
Соответственно выделенной паре принципов, сложные жанры могут быть либо сходнофункциональными, либо конт-растнофункциональным'И. Наиболее показательным примером первого типа служат жанры, целиком состоящие из аналогичных звеньев, например, 24 прелюдии и фуги или, в качестве жанра промежуточной сложности, вариации. В подобных жанрах особенно явственна типичная особенность сходно-функциональной структуры—-нестабильность числа частей и потенциальная незамкнутость. «Ведь как бы ни был блестящ и динамически ярок финал любых вариаций, — восклицает Асафьев, — в принципе можно мыслить за ним еще более сильную вариацию!»2.
2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. G. 41. 60
Контрастнофункциональные жанры отличаются, наоборот, принципиальной замкнутостью и тяготеют к стабильному числу частей. Ярким примером выступает малый барочный цикл, уже затронутый в предыдущей главе: свободная импровизация в его первой части—прелюдии, фантазии или токкате—составляет семантическую оппозицию со строгим и последовательным изложением главной мысли в фуге.
Отчетливую семантическую оппозицию малого барочного цикла утвердил И. С. Бах: у его предшественников, в частности, Букстехуде, циклы строились из неопределенного числа многообразно контрастирующих частей. Характерная ба-ховская оппозиция свободы и строгости получает различное претворение в конкретных вариантах: субъективного и объективного, эмоционального и рационального (Хроматическая фантазия и фуга) и т. п. Она может выражаться и в ряде крутых динамических волн, достигающих большой драматической напряженности в первой части, после которой начало фуги приносит ощущение спокойной и уверенной констатации, как бы вздоха облегчения (Фантазия и фуга g moll, Токката, ария и фуга С dur для органа).
Богатые художественные возможности малого барочного цикла, раскрытые Бахом, сделали его исторически перспективным. Он успешно культивировался не только в эпоху барокко, в том числе Генделем, но не был отвергнут и классицизмом (например, в Большой прелюдии и фуге С dur Моцарта, № 394, по Кёхелю), а далее успешно развивался в музыке XIX и XX вв., например, в следующих традициям Баха полифонических циклах Шостаковича, Щедрина и др. Интересен расширенный вариант малого цикла из тгрех частей с лирической средней, отчасти тоже подсказанный Бахом в Токкате С dur: его находим в «Прелюдии, хорале и фуге» для фортепиано Франка или в «Прелюдии, ариозо и фугетте» для фортепиано Онеггера. Кроме того, малый сложный жанр прелюдии и фуги может входить в качестве подцикла внутрь иной композиции. Эта традиция сложилась в барочных сюитах и партитах, а впоследствии была продолжена композиторами XIX и XX вв. Так подцикл прелюдии с фугой имеет место в 1-й симфонической сюите Чайковского, в Квинтете g moll Шостаковича, его же 11-м квартете, где Вступление и Скерцо по существу представляют собой не что иное, как именно прелюдию и фугу.
Подобно иерархии жанровой сложности, разграничение сходнофункциональных'и контрастнофункциональных жанров относительно: встречается множество промежуточных вариантов. В качестве типичного промежуточного жанра можно указать партиту, индивидуальные же решения нередко создают заметные уклоны в каждом из двух типов в сторону противоположного. Однако существуют два жанра, исторически стойких и наиболее широко представленных в европейской музыкальной классике, принципиальная оппозиция которых с избранной точки зрения достаточно ясна: это—сюита и симфония. Им и уделим главное внимание.
СЮИТА
Рассмотрим подробнее, какой аспект функциональности составляет организующую основу сюиты. Ее части аналогичны по своим функциям в метасистеме, т. е. по отношению к музыкальному быту, системе музыкальных жанров в целом, художественной культуре, наконец, отражаемой действительности. Принцип функциональной аналогии в сюите можно сравнить с единой эстетической призмой, сквозь которую преломляются любые отражаемые музыкой образы. Этот принцип господствует в постоянном жанровом наклонении составляющих звеньев, качественно отличающем сюиту от сонаты-симфонии.
Проницательные суждения об этом оставил Б. Яворской в своей замечательно ценной книге о сюитах Баха. Автор пишет там о «моторности как принципе композиционного распределения расчлененного материала» в сюите, о том, что она «основывала свою конструкцию на периодичности устойчивости». Он указывает на такие качества, как «неподвижность, единообразие, изобразительность, характеристику», тогда как сонату-симфонию отличают, наоборот, «подвижность, многообразие, выразительность, развитие»3. Если обобщить эти меткие наблюдения, можно прийти к выводу, что в основе сюиты лежит принцип широко понимаемой музыкальной картинности, предполагающий взаимопроникновение динамики и статики и спокойное, непротиворечивое развертывание ряда аналогичных составляющих звеньев,
5 Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М., Л. 1947. С. 38, 44. 62
причем ряда принципиально незамкнутого и вариативного, свободно допускающего включение дополнительных частей.
. Принцип музыкальной картинности в широком смысле позволяет понять параллелизм бытования и эстетическое равноправие двух основных видов сюиты в эпоху барокко—танцевального и программного, первый из которых сложился у Фробергера и получил классическую трактовку у Генделя и Баха, второй же был намечен английскими верджиналиста-ми и достиг пышного расцвета, неповторимой художественной тонкости в клавирных сюитах Франсуа Куперена.
Искусное мастерство Куперена сказывается в органичном переплетении программности и танцевальности его «ordres». Все они состоят из танцевальных и программных пьес, либо мирно соседствующих друг с другом, либо, что особенно интересно, обнаруживающих совмещение функций, когда, например, типичная аллеманда или сарабанда становятся типовой основой необычайно выразительных женских портретов (La lugubre или La tenebreuse из 3-й сюиты). Многие программные пьесы-картинки составляют у Куперена своеобразный подцнкл в третьей четверти композиции, перед финальной пьесой, т. е. в традиционно нерегламентированной зоне барочного стереотипа.
Логика сочетания программности и типизированно-танце-вальной основы подтверждает значение единого эстетического принципа сюиты и определяет ее статус как равноправно-смежного жанра. В то же время примечательно, что сюита является единственным смежным сложным жанром чистой музыки, все остальные здесь собственные: как максимально обобщающий род, чистая музыка не нуждается ни в каких внешних факторах становления сложножанровой структуры.
Старинная сюита была одним из важнейших светских жанров—в своем роде совершенной художественной моделью, отражавшей миропонимание эпохи барокко: свободная от связи с религиозными мотивами, «она отмечена печатью высокой духовности, единством индивидуально-человеческого и надличностного, возвышенного. Наиболее красноречиво это единство проявляется в аллемандах и сарабандах, а среди нерег-ламентированных частей—в ариях: например, в таких гениальных страницах музыки барокко, как аллеманды Французских сюит Баха d moll, с moll, h moll, сарабанда из Французской увертюры-сюиты h moll,, сарабанда, из d тоП'ной сюиты Генделя, ария из D dur'Hofi клавирной сюиты Баха.
Но и остальные составляющие жанры окрашены в соответствующие этому качеству тона, выдержаны в духе благородной серьезности и сдержанности. Даже жиги, несмотря на свое происхождение от комического матросского танца, при всей своей характерности наделены волевой энергией и динамизмом, а.в некоторых жигах явно акцентируется серьезный тонус, например, в Английской сюите g moll Баха, его же d тоП'ной Французской сюите или в d тоП'ной сюите Генделя.
В пределах сдержанной гаммы настроений музыка барочных сюит богата контрастами, тонко расцвечивается разнообразными нерегламентированными частями, национальными танцами. Но и в области национально-характерного господствует строгая сдержанность, минимум средств выкупается изяществом и меткостью каждого найденного штриха, например, в полонезе из Французской сюиты Е dur Баха.
Специального внимания заслуживает проблема музыкального единства старинной сюиты. Его степень отнюдь не меньшая, чем в классической симфонии, но оно качественно иное.
Всю сюитную композицию пронизывают сквозные элементы музыкальной структуры. Здесь и тонкие интонационные связи, как в Английской сюите g moll или во Французской dmoll Баха между аллемандой и курантой; и ритмические фигуры, объединяющие, например, сарабанду, гавот и полонез в Е dur'Hoft Французской сюите; и сквозные гармонические элементы—например, в 1 сюите a moll Рамо последовательность доминанты и субдоминанты, заметно нарушая уже сложившийся норматив, играет роль лейтгармонии. Наиболее общими факторами объединения выступают: господство одной тональности, ритмическая периодичность формы (благодаря преобладанию старинной двухчастности), а также другие аспекты симметрии. Так средняя пара частей подчинена трехдольности, а во внешней паре четырехдольное™, ал-леманды отвечает своеобразная двухдольность жиги (6/8).
Во внутреннем музыкальном единстве сюиты, лишенном внешне 'заметных вех, подсказок для слушателя, был заложен фундамент циклического объединения сложных жанров, на котором развивались его дальнейшие приемы. Однако примечательно, что тематические связи для сюиты не характерны, т. к. они воплощают принцип сквозной драматургии. Даже развиваясь впоследствии параллельно с поздними симфониями, сюита сохранила специфику своей музыкальной целост-
ноети—относительную обособленность частей, не связанных сквозной драматургией, но погруженных в некую общую музыкально-художественную атмосферу.
Таким образом, всё в музыке барочной сюиты говорит об уравновешенности, покое и статике, порожденных метафизическим типом мышления; все качественно отличает ее от диалектически раскручивающейся, как спираль, структуры симфонии. И лишь один принцип постепенного нарастания контраста в соотношении частей- (аллеманда-журанта-^сарабан-да-*-жига) действует в противоположном направлении, создавая динамическую перспективу формы. Когда эта перспектива открывается прелюдией, а замыкается жигой, трактованной в энергично-волевом характере, создается значительная предпосылка контрастной функциональности в рамках сход-нофункциональной структуры.
Принцип функциональной аналогии, как и производный от него принцип широко понимаемой музыкальной картинности, составляют эстетический стержень жанра, раскрывая преемственность старинной и новой сюиты (обычно в музыкознании принято подчеркивать их различия). На каком художественном материале и в каких новых аспектах развивались эти принципы в XIX—XX вв.?
Картинность получила новый мощный стимул со стороны романтической программности, более конкретной, часто сюжетной, заимствованной из литературного источника. Характеристический профиль сюиты при этом, естественно, усложнился, как соответственно усложнился комплекс выразительных средств, особенно в симфонической музыке. Расширился и тональный план, включающий смелые колористические контрасты, но, как правило, централизованный вокруг глав-ной-тональности крайних частей (например, в 1 симфонической сюите Чайковского: d—g—d—А—В—D). Однако выдержанность одного состояния (а не действия!) в каждой части, взаимопроникновение динамики и статики продолжают оставаться константными признаками жанра.
Во-первых, его составляющими часто по-прежнему бывают музыкальные картины или портреты: из них состоят «Карнавал» Шумана, фортепианный триптих Листа «Венеция и Неаполь», симфоническая сюита «Моя родина» Сметаны. Особенно это типично для русской сюиты, где в данное русло укладываются и «Костюмированный бал» Рубинштейна, и «Силуэты» Аренского, и «Времена года» Чайковского, а также
«Из Средних веков» Глазунова или оригинальный шедевр в истории жанра—«Картинки с выставки» Мусоргского.
Во-вторых, в сюитах, связанных с литературно-повествовательными сюжетами, преобладает не действенная драматургия, а отражение отдельных, относительно законченных стадий сюжета, каждая из которых замыкается в себе, не подчиняясь причинно-следственным связям с предыдущими. Такова «Шехеразада» Римского-Корсакова, где музыка всех частей вдохновлена сюжетно равнозначными образами «Тысяча и одной ночи». Заметно отличается в этом смысле «Ан-тар», недаром первоначально задуманный как симфония. Но и признание автора, переименовавшего «Антар» в сюиту из-за отсутствия в нем сонатного allegro, тоже показательно: как максимально действенная часть, сонатное allegro в сюите неуместно.
Среди новых сюит имеется немало и непрограммных или пограничных с чистой музыкой, хотя столь устойчивого типа, каким была танцевальная сюита барокко, по объективным историческим обстоятельствам больше не сложилось. Сохраняет ли свою силу в новых непрограммных сюитах принцип функциональной аналогии?
Наиболее типичные, яркие примеры дают, на это положительный ответ. Правда, жанровый профиль сюиты обогащается так же, как и характеристический: не только за счет новых, соответствующих эпохе, первичных жанров, например, вальса («Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля), но и благодаря введению семантически более высоких вторичных жанров, таких как скерцо (в симфонических сюитах Чайковского), элегия (прекрасная страница его же 3 сюиты), ноктюрн («И ночь, и любовь» из 1 сюиты для двух фортепиано Рахманинова) и т. п. Однако все они—жанры достаточно детерминированные (по М. Михайлову), т. е. имеющие отчетливый комплекс музыкальных признаков, выявившие свои художественные возможности, широко распространенные в качестве как составляющих, так и самостоятельных. Особенно важны два крайних из отмеченных здесь признаков—определенность музыкального облика и переменность бытования. Благодаря им такие части сюиты с несомненностью осознавались именно как жанры, в отличие, например, от сонатного allegro или andante, которых традиционная теория в этом качестве не признавала.
Не следует обходить молчанием и такие поздние сюиты,
в которых новые черты сочетаются с преднамеренно воссоздаваемым типом барокко.
Прекрасные образцы находим в творчестве Дебюсси и Равеля. Сюита «Для фортепиано» Дебюсси представляет собой сокращенную последовательность характерных для барокко частей, подчиненную принципу нарастания контраста: импровизационная Прелюдия ведет к величественной центральной Сарабанде, ее же сменяет Токката, гораздо более динамичная и стремительная, чем Прелюдия. Бергамасская сюита Дебюсси близка вольным, чисто национальным композициям Купе-рена: за Прелюдией здесь следуют два нерегламентирован-ных танца—Менуэт и Паспье, трактуемое как финал, а перед ним, в традиционной свободной зоне сюиты, располагается «Лунный свет»—единственная программная часть, воссоздающая купереновский жанр тонкой, изысканной, но теперь уже вполне импрессионистической музыкальной картины. Близка старинной французской традиции и «Гробница Куперена» Равеля, своим посвящением прямо указывающая на первоисточник. Свобода выбора составляющих жанров при равноправии первичных и вторичных дополняется здесь их своеобразной симметрией: сюита начинается барочным подциклом прелюдии и фуги и завершается токкатой, между ними же расположены старинные французские танцы—Форла-на. Ригодон и Менуэт.
Было бы неверно усматривать в сюитах Дебюсси и Равеля только стилизацию: это глубоко самобытные сочинения, где чувствуется прежде всего индивидуальный стиль каждого композитора. Однако жанры—как сл'ожные, так и составляющие—служат здесь знаком определенной части национальной культуры, глубоко почитаемой авторами и вдохновляющей их на собственное музыкальное высказывание. Воссоздание жанра, таким образом, входит в художественную задачу этих произведений, определяя новый своеобразный аспект функциональной аналогии.
Весьма оригинальную трактовку жанров, тоже как знаков музыкально-культурных ценностей, предлагает Шостакович в своей фортепианной сюите «Афоризмы». Она полна парадоксальных противоречий. Охвачен очень широкий круг, как бы целый академический арсенал разнообразнейших жанров, где есть и лирические (Элегия, Ноктюрн), и эпические (Легенда), и бытовые (Похоронный марш, Колыбельная), и сугубо профессиональные (Канон, Этюд), и чисто музыкаль-
ные, и связанные своим происхождением со словом (Речита-' тив, Серенада). Представлен даже такой своеобразный романтический жанр, как Danse macabre. Все они прочно закреплены традицией, давно зарекомендовали себя своими художественными возможностями, и характерные приметы их музыкального облика легко узнаются во всех частях сюиты. В то же время каждый жанр, соответственно названию сюиты, предельно сконцентрирован в лаконичнейшей музыкальной пьесе, где художественное время крайне уплотнено и любая интонация, вырисовывающаяся в скупой линеарно-графи-ческой фактуре, становится значительным музыкальным событием. Афористичность здесь ощущается, так сказать, и по горизонтали, и по вертикали. И каждый жанр выступает в подчеркнуто современной стилистической интерпретации (а соответственно раннему творчеству Шостаковича, следовательно, и весьма левой), подвергается сильнейшему ост ранению. Остранение традиционных жанров в условиях радикально понимаемого современного стиля—вот еще один интересный и свежий аспект функциональной аналогии.
Итак, сфера художественных возможностей сюиты ограничена ее основополагающим функциональным принципом, и в то же время она способна вмещать огромное многообразие различных претворений этого принципа. Широко понимаемая музыкальная картинность образует целый спектр различных трактовок от программных портретов и картин до типизированных картин-состояний, картин-настроений. Составляющие жанры дают возможность то приблизиться к музыкальному быту, непосредственно запечатлеть окружающую «художественную действительность» (по М. Бонфельду), то, наоборот, увеличить эту эстетическую дистанцию, воссоздавая музыкальные образы прошлых эпох в их традиционных жанрах или по-новому претворяя эти жанры, глядя на них сквозь призму сегодняшнего дня. Возможен и контраст непосредственной и опосредованной семантической трактовки составляющих жанров в одном произведении. Такова, например, фортепианная сюита «22 год» Хиндемита, где мрачно урбанизированный, но тем не менее по-особому поэтичный ноктюрн как бы затерялся в одиночестве, окруженный с обеих сторон образами современного музыкального быта, но по своему ще-мяще-горестному тонусу получает отклик в последующем Бостоне. Наконец, сюита обладает еще одним драгоценным качеством: она представляет автору свободу в выборе, трак-
товке и компоновке частей, что так высоко ценил Чайковский, питавший неизменное пристрастие к этому жанру4. Свобода жанрового профиля придает сюите особое обаяние непринужденности, которого лишен подчиненный причинно-следственным связям сонатно-симфонический цикл (если, конечно, подходить к нему с достаточной ответственностью). Стабильная в своей функциональной основе, но гибкая, мобильная по структуре, связанная многообразными нитями с различными явлениями музыкальной и художественной культуры, сюита располагает большими шансами дальнейшего развития.
*
СИМФОНИЯ
Положение симфонии как высшего концепционного жанра чистой музыки не вызывает сомнений. Под ее эгидой выступает целая группа жанров, основывающихся на сонатно-симфо-ническом цикле, специфические особенности которых мы затронем позднее. Сначала рассмотрим художественные закономерности, свойственные всей группе, но наиболее ярко проявляющие себя в симфонии. .
Принцип функционального контраста достигает в симфо-чнии максимальной степени. Здесь ясно ощущаются и глубо-,кие качественные различия аспектов отражаемой действительности, как бы точек зрения* на нее, и соответственные противопоставления частей по их роли внутри цикла. Все части симфонии вступают в отношение семантической оппозиции (которого лишена сюита), и смысл каждой из них раскрывается именно в противопоставлении другой части.
Функциональный контраст в симфонии тесно связан с жанровым профилем ее частей, где в противоположность сюите господствуют не смежные, а собственные жанры, утвердившиеся только в качестве составляющих сонатно-сим-фонического цикла. В характере этих составляющих вырисовываются те самые художественные связи чистой музыки с действительностью, о которых шла речь в предыдущей главе. Так сонатное andante или adagio несомненно являются лирическими жанрами, тогда как сонатное allegro и финал— синтезирующими. Единственный смежный жанр классичес-
4 Чайковский П. Поли. собр. соч. / Литературные произведения и переписка. Т. 2. М., 1970. С. 360.
.1 " ' 69
кой симфонии—менуэт, неслучайно замененный в ходе эволюции собственным жанром скерцо, относится к моторно-пластической области. Однако семантика всех составляющих поднята в симфонии на более высокий уровень обобщения и с удивительной полнотой отражает триединство основных эстетических категорий: драмы (сонатное allegro), лирики (andante) и эпоса (финал). Между прочим, цельностью этой триады объясняется стойкая типизация трехчастного цикла во многих симфониях, например, французской школы или композиторов XX в., не говоря уже о сонатах и концертах. Но и введение четвертого звена, воплощающего «игровые и танцевальные досуги человечества»5, для симфонии органично, т. к. эвристическое начало естественно дополняет художественную концепцию: ведь по мнению некоторых мыслителей, «искусство—это игра».
Таким образом, классическая симфония в четырех взаимосвязанных аспектах, глубоко присущих природе искусстве, способна выразить гуманистическую концепцию Человека, охватывающую четыре важнейшие стороны его деятельности: homo agens, homo sapiens, homo ludens и homo communius6
Все это и позволило симфонии стать «картиной мира» (по Малеру), или «зеркалом жизни» (по Асафьеву), или, выражаясь современным языком, динамической моделью действительности, построенной художником в соответствии с его мироощущением. Это единство широты взгляда, всеохватности и силы индивидуального творческого сознания особенно замечательно в эстетической природе жанра. Как писал Асафьев, «композитор, принимаясь за симфонию, знает, что встретится один на один с действительностью, отображая в музыке свое к ней отношение и тем самым обнаруживая себя»7. Симфония объединяет «соборность», свойственную высшим жанрам досимфонической эпохи—пассионам и мессам, с неповторимым своеобразием авторского видения мира. «Эпиза-ция индивидуального мироощущения» (по М. Арановскому) оказалась в тесной исторической зависимости от эволюции симфонического оркестра как носителя коллективного нача-
5 Асафьев Б. Избр. труды. Т. 5. М.: Академия наук СССР. 1957.
С. 83.
6 Такое толкование дает симфонии М. Арановский. См.: Симфоничес
кие искания. Введение. Л.: Сов. композитор, 1979.
7 Асафьев Б. Там же. С. 78.
ла в чистой музыке (тогда как сюита сравнительно нейтральна к исполнительскому составу).
Симфония и сонатно-симфонический цикл исследованы в музыкознании достаточно основательно8. Развивая и дополняя содержащиеся здесь положения, остановимся только на двух проблемах, наиболее важных для уяснения контрастно-функциональной структуры симфонии. Первая из них касается изначальной психологической установки, вторая—художественного времени.
Для характера выраженной в симфонии концепции имеет принципиальное значение психологическая установка, задаваемая первой частью цикла. Она определяет тот «угол зрения», с которого автор начинает процесс отражения—постижения действительности, требующий соответствующего восприятия и от слушателя.
Композитор может сразу же погружать нас в «гущу жизни», раскрывая в музыке образ активного действия, в своем неудержимом потоке воспринимающегося как нечто объективное, внеличное, совершающееся как бы само собой. Таково большинство симфоний, цикл которых открывает сонатное allegro.
Воплощение активно-действенного начала в чистой музыке было одним из великих завоеваний венского классицизма. Сложившийся стилистический комплекс впоследствии развивался, приводя к отдаленным, но все же узнаваемым модификациям, например, в 6 симфонии Мясковского, 4 Шостаковича, 2 и 3 Онеггера, в симфонии Хиндемита «Художник Матис». Основные элементы этого комплекса—частота метрической пульсации в быстром (но не слишком!) темпе, динамическая устремленность коротких мотивов, их конфликтное противопоставление, сопряжение контрастирующих разделов при сильной синтагматической связи между ними—наиболее естественно взаимосвязаны с классической сонатной формой. Однако и в ряде свободных форм, далеко не сводимых к со-натности, они ясно распознаются, например, в первых частях d тоП'ной симфонии Шумана или «Симфонии в трех движениях» Стравинского. Подобные примеры подтверждают тол-
8 В отечественном музыкознании выделим четыре книги: Ливанова Т. Музыкальная драматургия Баха. М., Л. 1948; Конен В. Театр и симфония. М., 1975; Барсова И. Симфония Г. Малера. М.: Сов. комп., 1975, а также цитированный труд М. Арановского.
.71
кование сонатного allegro как составляющего жанра, а не формы.
Действенное начало накладывает отпечаток и на дальнейшие стадии развития в цикле. Оно определяет генеральную семантическую оппозицию—между действием и его осмыслением (во 2-й части), а эта оппозиция двух наиболее серьезных аспектов содержания по контрасту влечет за собой переключение во внешний план отстраняющей части, уместной для полноты «картины мира» и для разрядки в процессе восприятия. Наконец, изначальная действенная установка создает предпосылку замкнутости цикла, т. к. при динамически активном финале в нем возникает некоторый эффект возвращения характера первой части, несмотря на безреприз-ную композиционную модель.
Но существует и другой тип построения симфонической концепции, гораздо менее изученный: когда автор ставит «во главу угла» момент созерцания, задавая тот эмоциональный тонус видения мира, под эгидой которого должны развертываться и восприниматься все дальнейшие стадии процесса, в том числе и активно-действенные, если они затем наступают. В первом случае в симфонии ощущается примат непосредственного «жизненного потока», во втором—его осознания, осмысления, подчинения некоему духовному началу. Сонатно-снмфонические циклы первого типа потенциально тяготеют к драматическому наклонению, тогда как второго—к лирическому (а иногда эпическому). С известной долей условности эти типы можно назвать экстраверты ым и интроверт н ы м.
Второй тип концепции заявил о себе уже в период становления сонатно-симфонических жанров. Таков был цикл сонаты da chiesa, которая должна была поддерживать возвышенно-духовное настроение паствы и открывалась медленной величественной частью. Аналогичную структуру с изначальной установкой на созерцание и четным композиционным ритмом (медленно—быстро—медленно—быстро) имеют многие барочные циклы, например, Concerto grosso op. 1 б № 12 Генделя, Трио-соната из Музыкального приношения Баха. Его же сонаты для скрипки соло отличаются от входящих в тот же сборник партит прежде всего углубленно-сосредоточенной первой частью—adagio или grave.
В музыке венского классицизма, несмотря на закономерное господство экстравертной концепции, противоположная
72 ■ . г
иногда напоминала о себе, причем в замечательных по художественной ценности произведениях, например, в клавирной сонате Моцарта Es dur (K-282) или в Лунной сонате Бетховена.
Шуберт своей Неоконченной симфонией впервые создал высочайший образец собственно симфонической концепции интровертного типа. Интересно, что в 1 части здесь еще чувствуется зависимость от классического сонатного allegro: темп Allegro moderato, частая пульсация струнных. Но уже затаенно-сумрачное, сосредоточенное вступление определяет совершенно иной эмоциональный тонус, а парящая над фактурой главная тема гобоя—не песенная, а гораздо более обобщенно-вокальная, убеждает в глубочайшей лиричности симфонии. В спорном вопросе о том, является ли h тоП'ная симфония действительно неоконченной, единство двух контрастирующих аспектов лирики может служить аргументом в пользу принципиальной двухчастное™.
Лиризм как изначальный аспект содержания сказался и на ряде более поздних симфонических концепций, как собственно интровертных (5, 10 Малера), так и построенных на основе классического цикла: здесь можно напомнить медленные вступления к 4 симфонии Шумана или Шотландской Мендельсона, а также лирическое наклонение, в котором решены первые сонатные части в 3 симфонии Бородина, 4 Чайковского, 4 Брамса, 9 Малера, 1 Калинникова, 5 Мясковского и др. Медленная лирическая часть, трактованная в качестве развернутого вступления к сонатному allegro (4 симфония Глазунова, 2 Скрябина), также связана с этой тенденцией. Особый случай представляет б симфония Чайковского—ярчайший пример интровертного цикла в русской музыке, где идея скорбно-медитативного вступления раскрывается во всей своей глубине в финальном реквиеме Adagio lamentoso.
Наиболее настойчивым обращением к интровертной концепции отмечены симфонии середины и второй половины XX в., соответствующие новым духовным стимулам искусства, его стремлению к .психологической и философской углубленности, прежде всего—к осмыслению небывало острых, потрясающих коллизий века и его нравственных проблем, ответственностью перед которыми проникается творчество современных художников. Лирика первых частей становится интеллектуально насыщенной и одновременно напряженной до степени внутреннего драматизма, полной мучительных поис-
■ . 1 ' 73
ков истины. В зарубежной музыке может служить примером 5 симфония Онеггера, в отечественной, где эта тенденция вообще очень заметна, наибольшей художественной силой отличаются философско-лирические или философско-драмати-ческие симфонии Шостаковича (5, 6, 8, 10). Интровертные художественные решения предлагают и более поздние наши симфонисты, например, А. Шнитке.
Построение интровертных концепций в целом гораздо более индивидуально, чаще диктуется аклассической трактовкой жанра (что подтверждается и генетической связью с музыкой барокко). Однако некоторая типизация прослеживается—в двух основных типах интровертного цикла, определяемых драматургическим ритмом.
Первый тип основывается на триадном ритме, где соседствуют лирика, моторно-танцевальная сфера и традиционный финал. Среди симфоний наиболее яркие примеры—5 Онеггера и б Шостаковича. Важнейшая аклассическая особенность такого цикла заключается в отсутствии подлинно действенного сонатного allegro (хотя первая часть гари этом может быть написана в сонатной форме). Основная семантическая оппозиция создается здесь между углубленно-лирической первой и моторно-танцевальной второй частью. В некоторых произведениях, например, в Es ёиг'ной сонате Моцарта или -8-й Прокофьева, этот контраст отличается и рельефностью, и в то же время особой эстетической цельностью благодаря тому, что второе звено несет на себе своеобразный отсвет лирики («облагороженная танцевальность», как ее называл В. Цуккерман), углубляющий интровертную концепцию.
Второй тип характеризуется четным драматургическим
ритмом и основывается на принципе парного чередования ли
рических и динамически активных частей. Прокофьев избира
ет его в обеих сонатах для скрипки и фортепиано, в 9 форте
пианной, в 7 и отчасти 5 симфониях; Шостакович—в 5 и 10
симфониях, в трио Памяти Соллертинского, в 1 скрипичном
концерте. Такой цикл наиболее отчетливо противостоит рит
мической замкнутости классической модели. Некоторые ком
позиции это ясно демонстрируют в соотношении темпов, под
чиненном линии нарастания контраста. Например—в 7 сим
фонии Прокофьева: Modera'to, Allegretto, Andante espressivo,
Vivace.
74 ' " . ..■•■< .