Лекция 4 традиции и иновации в дизайне интерьера

Данный материал иллюстрирует конкретные итоги прошедшего «золотого» десятилетия искусства в изображении и создании интерьеров, традиций и инновации, высокохудожественного дизайна интерьера.

Существуют такие поверья - эпоха возрождения, ренессанса. В России: ХIХ век - серебряный, в ХХ веке, 50-60 годы - время физиков и лириков, а 90-ые, экономистов и юристов. Первое десятилетие ХХI века -золотой период архитектуры и дизайна, т.е во все времена важны гуманитарные, творческие ценности. Конечно, не стоит путать с социальными проблемами, как говорит поэт Николай Глазков

«Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней!»

Статья о новом авангардном поколении, достигнутых результатах, о заделе для новой эры. Каковы некоторые итоги прошедшего «золотого» десятилетия искусства изображать и создавать интерьеры, традиции и инновации высокохудожественного дизайна интерьера. Где динамика творческой истории эволюции повседневности, современности? Ещё нет фундаментальных научных работ, посвященных тем, кто «посягнул, несмотря ни на что», родил, создал и развил много нового в креативной индустрии, её секторах, творил итоги 10 -летием отмеренного срока. Достижений немало и им не посвящаются серьёзные исследовательские работы, а время начинает стремительно удаляться, скоро результаты творчества утратят свою, сегодня, вроде бы, понятную очевидную определенность дизайнерского и архитектурного образа.

Творческие, талантливые люди создают произведения искусства и культуры, они участники модернизации страны. Но в России большая часть творческих, культурных ресурсов спит. Дом и интерьер - одна из ценностных доминант комфортного существования в этом мире, в своей эпохе, существующие, не одно столетие. Благоприятна для жизни любого человека сфера искусства, культурная среда окружающая его. Искусство дизайна интерьера- несомненная часть культуры российского и мирового сообщества, важный элемент креативной индустрии, имеет свою идеологию и философию, формирует осознанный спрос, но бесспорно не исчерпывает культуру. Оно явно не элемент разъединения, скорее объединения людей, в их стремлении к лучшим, комфортным и уютным условиям жизни, заинтересованности в проявлении человеческих ценностей и компетентности (забота о семье, детях, удобствах, чистоте, достатке, свободе, творчеству и пр.). Эти факторы, непреложное условие устойчивого общественного развития, пронизывающие все сферы человеческой жизнедеятельности

Если актуальное искусство в СССР развивалось только «вопреки», политики государства, то нынешнему, за истекшее 10-летие, хоть намеренно не мешали. Сектор дизайна интерьера широко открывается, транслируется медиа, имеет собственные профильные СМИ, опирается на рекламу, отчасти, они пытаются привить вкусы и стандарты банального гламура, создают и разрушают иллюзии читателей, зрителей. СМИ, ТВ, издательствами представлен целый спектр материалов не только домашнего (семейного) жилого интерьера, но и интерьера для работы - офисы, для отдыха- рестораны, SPA, отели, для души-молельные дома (1-23), т.е. интерьеров, созданных для жизни. Информация о них полезна широкому кругу читателей, зрителей. Благодаря ресурсам информационных коммуникаций, узнаём другой, иной художественный, творческий опыт, его достоверность, возникает доверие, как инструмент контакта среди носителей разных традиционных культур, веры, образования и пр.

Дизайн интерьера - не тиражный вид многогранного искусства, представляет время, его внутреннее и внешнее состояние, не только отражает, но и влияет на социальный статус его владельца. Наряду с этим, как известно, большинство реализованных работ дизайнеров и художников в сфере проектирования частного жилого и нежилого интерьера, не может быть выставлено для показа и обозрения. Причин много. Например, собственники помещений отказываются от фотографирования интерьеров, представления их даже в профильных профессиональных журналах, или продают объект, а может работу архитектор считает слабой, возможна критика, нет уверенности в укреплении имиджа предприятия и пр. Кроме того, существует для клиентов VIP закрытая индустрия роскоши, закрытые салоны, скрыты творческие результаты, нет примеров «клеймения» продукции с целью идентификации бюро, фамилии мастера, остающихся неизвестными. Заказчиками игнорируется факт, что публикации, экспонирование, наличие родословной, прогностически значительно повышают финансовую ценность высокохудожественного объекта. Таким образом, ограничивается доступ специалистов и населения к произведениям творчества, искусства, они, как и их авторы, изолируются от социума, сферы информационных коммуникаций. К сожалению, зачастую навсегда, высокохудожественные интерьеры исчезают из вида общества (1).

В итоге, будучи частным, приватным, зависимым от кошелька и иных прихотей, искусство дизайна высокохудожественного интерьера во многом оказалось за барьером, за стеной от широкой публики, не готовой к восприятию нового художественного знания. Осознанно и хорошо продуманный, профессионально созданный интерьер, не приспособленный, а созданный для комфортной жизни, гармоничный даже на арт-фото, привлекает внимание многих людей. Новые проявления дизайна интерьера, его тренды, в больших масштабах, сказываются на формировании художественного вкуса населения, на эстетическом улучшении жизни, помощи в её осмыслении и облегчении забот, благодаря чему видится явная положительная тенденция усиления роли искусства и культуры, динамика прогресса. Таков объективный процесс, в котором искусство дизайна интерьера - отражает стремление к улучшению жизни в значительных масштабах, вносит вклад в новую парадигму общественного развития, связанную с креативом.

Без жилища, общественно значимых помещений мы не можем жить, их интерьер, дизайн, не живет отдельно от нас, он создан для жизни, её удобства, комфорта, уюта, удовлетворения потребностей, но в то же время - предмет искусства, восхищения. Когда демонстрируется высокохудожественный дизайн интерьера, позиционируемый как искусство, то происходит визуальное отчуждение сугубо личного, индивидуального в пользу общества. Это явление впуска в частное пространство, через профессиональное видение мира быта, изменение стиля жизни, привносящее новые творческие идеи, концепты, результаты в социум, стоит приветствовать. В них много из того, из чего формируется современная роскошь, исходящая из классических традиций, во многом контрастная тому повседневному миру, в котором мы живём, но без неё, толстого кошелька, не было бы прогресса в искусстве.

С кем только искусство не заключает союз, с наукой, технологиями, бизнесом, государством. Кошелёк движет и обеспечивает прорывные открытия, вдохновляет разные культуры, гармонизирует международный опыт, этно-конфессиональные интересы. С.Б. Войтковский в своей книге выделил сцециальный раздел «Бизнес и культура: анатомия взаимности (взгляд практика)», где объективно рассматривает бизнес и культуру (искусство), как исторически сложившийся феномен цивилизации. В основе данного явления он видит приоритеты государства, общественную заинтересованность и личную инициативу (26). Ценник был всегда, альянс бизнеса и искусства (культуры) характерен и для рыночной экономики, но доминирует ли в креативе коммерческая сторона? Серьёзен разговор о творческой независимости, ею немногие могут похвастаться. Безусловно, большие деньги, крупный бизнес, зажигают звёзд архитектуры и дизайна, влияют на данную отрасль, где многое можно просчитать. Здесь a priori нельзя быть независимым от заказов и заказчиков, ибо делаешь конкретно для них, необходимо учитывать их предпочтения, т.е. вкусы и желания потребителей. Явное отличие от музыканта, художника, которые при наличии денег, могут делать, творить то, что считают нужным.

Трудно не видеть, что неравенство в финансовых средствах (богатств), порождает неравенство возможностей, но в отношении искусства многое нивелируется, для процесса творчества они второстепенны, ибо ценность его результата, продукта, измеряется не только цифрами и стоит больше истраченных средств. Даже при наличии денег встречается безвкусие, заметна проблема со вкусом, много пошлости, кричащей тривиальной роскоши. Стяжательство дизайнеров неуместно даже в высоком ценовом сегменте. Специфика. Деньги условие необходимое, но недостаточное. А без зрителя, читателя, пользователя, роскошь бесполезна и бессмысленна, как и сами деньги. Безусловно, деньги связаны с властью. Власть пытается манипулировать людьми искусства, использовать их в политических целях. Не всегда конъюнктурная позиция сказывается на таланте. Нельзя переступать через себя, гробить личность изнутри, это не продуктивно.

«Основные зкономические проблемы одинаковы для любого общества..., ведь они решают одинаковые задачи, так как запас ресурсов ограничен и их нужно оптимально использовать». Для креативных людей становится необходимым знание основ предпринимательства (маркетинговая и финансовая, информационная деятельность, организация продаж) и идей оптимизации, формирование навыков построения эффективного бизнеса, использующего научно-технические достижения, оригинальные управленческие решения. Необходима конкурентоспособность, развитие дающее преимущество, иначе на нашем рынке будут зарабатывать другие. Экономика, менеджмент, основаны на знаниях, анализе затруднений и эффективных подходах к построению бизнеса. Специфика управления персоналом, создающим творческие результаты, связана с выявлением новых источников повышения конкурентоспособности и доходности бизнеса. Дизайнеры прорабатывают финансовую и экономическую часть своих проектов. Задача не в соединении, объединении творца и дельца, важно их хотя бы свести вместе, познакомить друг с другом. Этим проблемам посвящено мало книг, отмечу (1,26). В прошлом году книгу издали и сделали в моём семейном благотворительном фонде «Kashuba-Design» на свои деньги, для бесплатного распространения, не претендуя ни на что. Тираж разлетелся быстро, теперь книга в библиотеках ведущих университетов, академий РФ, СНГ, в 8-ми странах, включая США и Иран.

Д.Менделеев как-то сказал: «Наука нужна для удобства жизни», что уж тогда говорить об искусстве дизайна интерьера. Творчество, даже желание творить, разрывает привычные рамки любой жизни, приводит личность к действию. Люди, а не боги, а может и их дары, творят образ. Современные достижения в сфере абсолютного комфорта, стремления к уюту: современная планировка, зонирование пространства, где функционально всё продумано до мелочей, организовано, современная техническая оснащенность, колористические решения, текстильное оформление, баланс преобразования объекта. Использование пространства, которое считалось безвозвратно потерянным, интеллектуальные системы управления, новинки, разработки, связь внешней и внутренней инфраструктуры. Расширение границ воплощения желаний, сложное или невероятное пространство и поверхности. Утонченная изыски, не считая художественное убранство интерьера, с учетом традиций декоративно –прикладного искусства, живописные полотна, скульптура, зеленые растения и цветы, осваивают пространство, создают уютный облик дома.

Заслуживает внимания умение создавать удивительные и разнообразные по глубине и удобству пространства даже в небольших объёмах, созидающий фон и прекрасную атмосферу комфорта в витальном мире человека (1,2,9). В ряде интерьеров, чувствуется энергия, творческая, авторская манера дизайна, положенная в основу стремления к гармонии, просматриваются высокохудожественные идеи московского тренда, как выражался академик И.Грабарь, черты «высокого стиля». Уместно упомянуть, классика -стиль, в основе которого индивидуальность, эксклюзив, из моды не выходит, она ломает стереотипы и современные модные тренды. Хорошая работа дизайнера и архитектора решает много творческих вопросов, но ставит и новые. Например, «зелёную» тему необходимо развивать, впрочем, еще надлежит коллективно, с помощью экспертов, определяться, что представляют собой экологически чистые товары и услуги. Не буду останавливаться на высокорейтинговых объектах, где утонченная роскошь, мрамор, хрусталь, золото и серебро, качество и в деталях, нет лишнего, камерное величие, респектабельность. Каждый раз для дизайнера предназначено новое пространство с неограниченным набором возможностей, а результат творчества дизайнера, зачастую как слово врача. Ценно, что многие креативные предприятия используют юридическую функцию имени творца, как свою словесную эмблему, бренд, что повышает ответственность владельца бренда, защищает исключительное творческое авторское право.

Креативная индустрия основана людьми и требует человеческого ресурса, своего капитала. Любой сданный объект, для автора- нитка, выдернутая из верёвки собственной судьбы и жизни, уже много ниток надёргано. Дизайн интерьера - синтез таланта, творчества индивидуума с коллективными профессиональными усилиями, коллективным творчеством, итог тесной интеграции знаний из различных научных и технических областей, сфер искусства и культуры, умения обеспечить слаженную работу многопрофильных специалистов, строителей, инженеров по освещению, отоплению, электричеству и пр. Искусство науки и наука искусства - плод интеллектуальных и материальных усилий, межкультурной компетенции, реальной индивидуальной практики вновь сформировавшегося в России слоя уникальных креативных специалистов. Глубокими и ценными представляются взаимоотношения в устойчивых творческих группах, секторах экономики, ключи взаимозависимости, взаимопомощи и взаимообогащения, без взаимных иллюзий. Схемы креативного, социального делового взаимодействия, кооперации, различны и не исключают соперничества, делают его цивилизованными. Когда имеет место высокий уровень творчества, многие положения и правильные цитаты могут оказаться не поняты или не применимы к реальной индивидуальной эксклюзивной практике, которую не нужно складывать или сплачивать, соединять или разъединять, вызвать столкновение работ. Важно любование диалогом интерьерных трендов, казалось бы функционирующих по одним законам. Значимо, чтобы роскошь, известные, громкие имена, автографы, клеймо мастеров, не мешали Вашей индивидуальной творческой свободе, саморазвитию, соблюдению традиций ведущих мастеров.

Архитекторы, дизайнеры ХХI века - поворотные фигуры, авангард, формирующие определенную атмосферу в сфере неофициального искусства, авангард знаний и умений. Они, обладающие высокой профессией художника в синтезе искусств, демонстрируют свои чувствительные точки, точки акупунктуры, которые может ощущать любой человек. Важно, что это творческие точки личностей, вероятно, обладающих врожденным чувством олицетворения красоты, а не олицетворения мнения толпы. При адекватном восприятии они ведут к взаимному творческому обогащению, росту его потенциала, окажут влияние на интерьерный дизайн, как минимум следующего десятилетия. Нынешний интерьер, интерьер «золотого» десятилетия ХХI века российского дизайна и архитектуры, это уже не столько современные реалии, сколько историческая ретроспектива. Можно попытаться оценить специфику новой «стратегической модели» российского дизайна интерьера, уникальные черты, стратегические рисунки формирования возможно нового российского стиля, с точки зрения поиска матриц его исторического развития, выявления его корней, уникальности самобытного смешения европейских и азиатских сильных черт. Не стоит подчиняться описаниям искусствоведов, навязываемой ими ранжируемой эстетике, но можно прислушиваться к анализу и синтезу. Работы ощущаю в единой реке времени, где в настоящем чувствуется связь с историческим, классическим прошлым, где традиции не побеждают новации и наоборот. Сделанное, выстраданное творцами, важнее, чем отнесение их работ к какому - либо новому российскому стилю. О.Ренуара однажды спросили: «Самое главное в искусстве - что или как?» Ответ: «Кто?», т.е. автор. Где оно исключительное творческое авторское право на результаты интеллектуальной, креативной собственности? Проблема его сохранения для каждого автора сложна, дорога, во многом не под силу и малым предприятиям.

Дизайн интерьера, а тем паче архитектура- разновидности искусства, которое остаётся после нас и трудно не согласиться с поэтом А.Блоком «его конечные цели нам неизвестны» и не могут быть известны. Древние всегда служили источником вдохновения. У многих людей нет одного любимого стиля. Исторический интерьер, прошедший через время, обладает максимальной способностью передавать ошеломляющее ощущение, источать новизну. Он вдохновляет, увязывается с современным интерьером. Последний, уже сегодня на ряде объектов настолько уникален, что его можно отнести «к антиквариату»? Не вызывает сомнений, что со временем эти конкретные культурные места, интерьеры, архитектура, станут ещё более известными, признанными, культовыми, предметом гордости не только хозяев, могут украситься мемориальными досками. В литературе подобное имеет место, некоторых писателей при жизни причисляют к классикам. Проблема, как сохранить созданные, представленные феномены культуры и искусства, объявить и сделать их творческим наследием. Каждая эпоха должна оставить свой след, иметь свою архитектонику и быть узнаваемой. В СССР и фашистской Германии значительное внимание уделялось тоталитарной идеологической госархитектуре, интерьерам кабинетов, но в Германии высшие чины заботились и о роскошных интерьерах своих личных вилл, жилищ.

Пришло время загодя задуматься над тем, как сохранить новое культурное наследие, являющееся уязвимой точкой, зоной риска. Сохранение приватного пространства культуры, соблюдение традиций ведущих мастеров- какова наиболее эффективная защита от тревог современности? Как искусствовед в области дизайна интерьера первого десятилетия ХХI века и активный участник его позитивного созидания, ещё раз отмечу, что мало научных работ, сохраняющих историю современности. Хранит ли произведения искусства время? Недальновидно не думать о потомках. Нужно ли дожидаться, доводить объекты до принятия радикальных мер, потребности в реставрации, восстановлении, нужно ли ждать окончания века? Демонстрация частного современного высокохудожественного интерьера, дизайна, как культурного наследия, всегда необходима и должна приводить к изучению интерьеров- их охране, сохранению.

При прогностическом подходе гораздо меньше средств тратится на реставрацию, воссоздание заново исторических интерьеров любой эпохи, типичных для культуры. А природные ансамбли, их восстановление потом не окупишь. Проблема еще в отсутствии достоверных критериев признания работ шедеврами и даже оценки стоимости интерьеров, кроме фактической, нет единого эталона, возможности сравнивать, рейтинга, тестов определения характера и стоимости бренда. Важно сохранить, пока не поздно, в Москве живьем одну архаичную типовую панельную пятиэтажную хрущобу, со всеми реальными условиями быта, сделать из неё музей, добиться создания «Музея советского быта», вещей советской эпохи, в которой быт и предметный мир менялся. Отразить этап советской эпохи, когда в архитектуре чертили чертежи, важный для изучения. Здесь работа для общественности, ВОПИК и мэра.

Имея чувство гражданской ответственности, чувствительность, отзывчивость, художник, дизайнер, креативный человек, обладая собственным форматом мысли и мышления, реагирует на ситуацию, события, происходящие в стране. Пытаясь повлиять на развитие новых ценностных представлений, старается создать благоприятные условия для творчества, питательную среду для его востребования. Чиновники спят, средства благотворительных фондов не безграничны, а семейного Благотворительного фонда «Kashuba-design» стеснены, в то время как все проекты затратны, явно даже не самоокупаемы, т.е. с позиций бизнеса, они заведомо глупый маркетинговый ход, тупиковый канал продвижения. Суть в другом, как говорится, если ничего хорошего для общества не делать, то ничего хорошего не произойдёт. Нами, с коллегами, реализуется элемент общегосударственной задачи вовлечения в творчество, искусство дизайна интерьера, богатого российского ресурса-интеллекта граждан. По велению души гражданская реакция творческих людей разного возраста, креативного социума, вышедшая из стадии осознанного брожения.

Необходимую максимально возможную свободу демонстрации творческих достижений, расширение межличностных творческих, интеллектуальных коммуникаций, могут дать некоммерческие фестивали, выставки. У меня родилась идея формирования живой социальной сети общения дизайнеров, архитекторов ХХI века, своим искусством и лично, со зрителями через некоммерческий фестиваль и выставки. Эта инновация, как элемент разноплановой поддержки того нового творческого движения, что родилось (возродилось) в РФ всего 20 лет назад, с появлением частной собственности. В порядке двух живых примеров.

В 2011- 12 году под флагом: «Россия- страна креатива, Москва-столица креатива», нами проведен ряд серьёзных мероприятий. Спектр некоммерческих действий шире, речь шла и о коммерческой потребности РФ, столицы, в этом объёмном центральном бренде. Отмечу, крупнейший Международный форум «Сохранение культурного наследия» (22-25 ноября 2011, ВВЦ, организован минкультуры РФ, Госдумой и Федеральным собранием РФ). Здесь, на круглом столе, организованном Благотворительным фондом «Kashuba-design», явно не протокольном или ритуальном мероприятии, продолжалось обсуждение инициативной темы: «Москва-столица креатива (креативной индустрии и креативного класса)». Речь шла и о различных аспектах (включая рыночные механизмы) развития в Москве и РФ творческой индустрии, включая культурное наследие, нужное формирование креативного класса (24). Мы в очередной раз обсуждали не только научные и творческие проекты, мы обкатывали и рождали общие замыслы, важные для практики и для новых встреч. Прямые контакты, новые идеи и надежды, широкое восприятие окружающей реальности, сближают всех участников, аудиторию интеллектуального пира. Споры и обсуждения, как листья ранней осенью, не кончаются (1, 23,24, 25, 26).

В 2012 году в трех городах общественность проведет Первый Российский некоммерческий фестиваль высокохудожественного интерьера России ХХ1 века, с организацией в его рамках выставок дизайнеров и архитекторов. Мы пытаемся вновь обратить внимание правительства на коммерческую потребность государства в объёмном центральном бренде креатива, важном для престижного позиционирования города, страны в мире. Фестиваль - обязательная лепта в общественную жизнь, элемент бескорыстного служения обществу сопричастной и ответственной творческой интеллигенции, а итоги творчества, создают культуру о творчестве уже без бизнеса. В рамках фестиваля происходит объединение широкомыслящей творческой интеллигенции, деятелей искусств и ученых, что исключительно важно в области гуманитарного сотрудничества, позволяет развивать креативное познание и единство, получать импульсы к новым задумкам, планам, действиям. Формируется микросреда, подготовительные, передовые и лидирующие креативные группы, последние - кристаллическая решетка для всего раствора социума.

Новые устремления дизайнеров, многоцветье жанров и стилей, могут подарить новые эмоции, породить новые взгляды на жизнь, способствовать консолидации общественности. Творцы не пытаются убеждать себя и зрителей в своей правоте и постоянной востребованности предлагаемых веяний. Высокохудожественный дизайн интерьера, как интегральный вид искусства, престижный, создающий яркую эмоциональную атмосферу, как представляется, обладает развивающими особенностями, т.к. требует от зрителя, не имеющего архитектурных и дизайнерских талантов, самостоятельной работы, неких психо-эмоциональных усилий, новых понятий. Выступает как наглядное средство обучения, формирования собственной исследовательской позиции, проявления неведомых способностей каждого к восприятию и трансформации искусства. Меня многое перестало удивлять, но в этот раз фактом проведения фестиваля, детских выставок дизайна интерьера удалось удивить. Нигде не описываются процессы творчества, как таковой он, вроде бы, никому не нужен, заказчику, зрителю важен его итог. Никогда невозможно вербализировать свои ощущения от контактов с прекрасным. Когда видишь, как один интерьер перетекает в иной, другой, хочется не только видеть, но и ещё услышать, как звучат контуры этого мира, как он выглядит в объеме, виртуально побывать в нем. Оскар Уайльд был прав: «красота в глазах смотрящего», красота не только коротких, но и длинных изобретательных творческих мыслей, отличных идей. «Всё в мурашках от красоты, искренности и честности, доверчивости искусства, заложенного динамического равновесия, есть место воображению», так сказала одна посетительница выставки. Отталкиваясь от готового, имея возможность наглядно сравнивать, многие придумают что -то своё.

Московские чиновники проглядели инновации, проспали, долго «экономили» копейки из госбюджета, ибо все реализовывалось за счет средств общественности. До сих пор стране неизвестен тот, кто облечен ответственностью за развитие работающей креативной отрасли, дающей доход и занятость. Остаётся надеяться, чиновников разбудим, разбудим и частные архитектурные мастерские и бюро, программа перейдет в другие регионы, станет системной на всем федеральном пространстве. Любая обозначенная креативная потребность человека способна сегодня реализоваться, удовлетворяться, в этом добрый знак, плюс. Необходимо развитие способностей, а не сокращение, ибо творчество, одна из ценностных доминант комфортного существования в мире. Ставка на развитие креативности, интеллекта, социокультурные изменения оправдается. Можно считать нужным повышение культурного, художественного уровня и в перспективе потенциальных клиентов.

Нами обозначена «повестка дня», разработка и реализация которой, сегодня и в дальнейшем, позволит значительному числу творческих людей воспользоваться своим природным даром и профессиональной квалификацией. Нужны коллективные усилия в данной живой сфере, надежда на отклик, диалог. Вкус, изобразительность воспитываются годами, внося системообразующий вклад в дальнейшее формирование пространства интерьера России ХХ1 века, в воплощение целостного художественного стиля. Творчество повсеместно осуществляется по неописуемым законам. Уверен, что и в будущем, в творческой сфере Россия ни с кем не будет конкурировать, ни с Западом, ни с Востоком. Культуры не конкурируют, а находят общие гуманистические точки соприкосновения, общий интерес. Нужно внимание к будущему, ответственность, требуются креативные лидеры нового поколения для новой эры. События развиваются, куда они приведут, покажет время, но мы постарались выявить те особенности, контуры направлений, проблемы, которые заново родились, проявили себя и вышли за некоторые рамки. Добро пожаловать в полезную широкому кругу неизвестность высокохудожественного дизайна интерьера, где речь не о восхитительном наблюдении за чужой жизнью, а о любовании искусством, творческим достижением, передающем ощущение времени. Красота искусства, в которую нужно вглядываться, долго смотреть и думать. Жаль, что артфото, картинки не трёхмерны, без музыки, она должна сопровождать любой альбом, каталог, выставку. Перспективно создание новых возможностей. Задача предоставить читателю правдивый материал, повысить узнаваемость, контуры искусства, а вывод делать ему.

Литература

1. Кашуба В.А., Ильдеменов С.В., Марков М.А. и др. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М., 2011.
2. «Design diffusion news» ( Italy)//"Liberty l international style". 2002. №95.С. 244-245.
3. Киселева Е. На высшем уровне // «Architectural Digest (Россия)».2008. №5. С.212-219.
4. Интеллектуальный дом// «Дом&Интерьер». 2007, март. С. 34-42.
5. Дворец-«космополит»// «Архидом. Только лучшее». 2009-2010. №89 (8-1). С.60-65.
6. В каждом доме должна быть интрига// «Дом интерьер». 2011. №9. С. 76-82.
7. Восток-Запад: стиль отношений// «Дизайн от идеи до интерьера», весна-лето 2010. С.60-66.
8. Этника, природа, минимализм//«Красивые квартиры. 2004. №4. С.70-75.
9. Царство детали// «Лучшие интерьеры». 2002. №5. С. 78-83.
10. Росгосстрах// «100% ОФИС». 2004. №5. С.106-111.
11. Дедкова С. Новая жизнь старых стен //«Бизнес Восточный округ».2011, май. С.27-30.
12. Аверьянова И. Пентхаус на Шаболовке. АСД/Архитектура. Строительство. Дизайн. 2008, №4(68),
13. Скуратов С.А. Архитектура без приставки «нано» / «Московская перспектива». Спецвыпуск. Декабрь. 2011. С.14-15.
14. В своем поместье//«Salon классика».2011. №2. С. 114-127.
15. Гонсалес Е. Синагога на Большой Бронной// «Проект Россия». 2007. №43. С. 116-120.
16. Личное море//«Домой», январь 2011. С. 86-93.
17. Со знаком качества// «Salon de luxe КЛАССИКА». № 1. 2011. С.122-129.
18. Классика жанра//«Лучшие интерьеры». № 27, апрель 2004. С.30-38.
19. Прообраз нового стиля// «Лучшие интерьеры». № 29, июль-август 2004. С.142-147.
20. Игра в четыре руки//«Лучшие интерьеры». № 31, октябрь 2004. С.100-108.
21. Bellezza// «Лучшие интерьеры». № 52, ноябрь 2006. С.210-215.
22. Дедкова С. Новая жизнь старых стен//«Бизнес Восточный округ». 2011, май. С.27-30.
23. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее.- Пер. с англ. –М.:Изд. Дом «Классика ХХI», 2011.
24. «Галерея недвижимости» //Пресс-релиз журнала. 08.12.11.
25. Государственно-частное партнерство в сфере культуры: год спустя //«Учреждения культуры справочник руководителя». 2011. №8. С. 5-17.
26. Войтковский С.Б. «Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве». М., 2001.

Наши рекомендации