Эпохи жизненного пути
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года . Его отец был довольно богатый данцигский купец. В возрасте девяти лет Артур вместе с отцом, желавшим дать сыну хорошее образование, отправляется во Францию. Прожив два года в Гавре, он отлично изучает французский язык. Затем он четыре года проводит в Гамбурге, где продолжает своё образование в частном коммерческом училище. Страсть сына к науке тревожит отца , который надеялся увидеть в сыне преемника на коммерческом поприще , поэтому на просьбы сына отдать его в гимназию отец прибегнул к хитрости. Он предложил сыну или отказаться от ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие на несколько лет , либо поступать в гимназию , лишившись возможности участвовать в столь любимых им путешествиях. Артур выбрал первое и в течение двух лет ( от 15 до 17 лет ) он объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. Во время путешествия он ведет дневник , в котором уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь – ее темные стороны особо привлекают его внимание. В Лионе веселый вид города по контрасту напоминает ему ужасы революции , которые , казалось бы , должны были быть у всех на памяти. “Не понятно ,- замечает он по этому поводу ,- как сила времени может стирать самые живые и самые ужасные впечатления.” Уже тогда прослеживается его антипатия ко всеразрушающему времени , он даже переводит стихотворение Мильтона , в котором высказывается желание бежать от времени. По возвращении из путешествия ( в начале 1805 года ) Артур поступает в учение к одному крупному коммерсанту. Через несколько месяцев умер его отец. Это был широко образованный человек , у которого энергичный характер представлял выдающуюся черту , переданную сыну в наследство, но вместе с этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические ненормальности, которые были не чужды отцу : на него находили болезненные припадки, в одном из них он и погиб. Кроме наклонности к меланхолии , Артур унаследовал от отца предрасположенность к бредовым идеям ; так , например , по временам ( с раннего детства ) его охватывал по разным поводам бессмысленный страх и крайнее недоверие к людям. По смерти отца , уступая жалобам сына на непривлекательность коммерческой деятельности , мать разрешила ему посвятить себя науке, и он ревностно принялся изучать древние языки , переехав к матери в Веймар , куда она переселилась вскоре после смерти мужа. Иоганна Шопенгауер ( Трозинер ) была веселая , жизнерадостная но неглубокая натура. Тем не менее ей нельзя было отказать В живом и наблюдательном уме и довольно значительном литературном даровании. Когда сын переселился в Веймар , между ним и матерью не произошло никакого сближения ; напротив , их характеры были слишком различны. Сыну не нравилось легкомыслие и тщеславие , мать возмущалась в сыне его заносчивостью , духом противоречия , прямотою , переходящею зачастую в грубость , и тяготилась она также вечно меланхолическим настроением сына , Взаимная холодность отношений впоследствии В ( 1814 году ) привела к полному разрыву между матерью и сыном и , хотя последняя прожила после этого еще 24 года , они больше никогда не виделись ; в конце ее жизни , впрочем , между Артуром и матерью возобновилась дружеская переписка. В 1809 году Артур поступает в Геттингенский университет студентом медицины , чтобы основательно изучить естественные науки. После занятий естественными науками Артур приступает к изучению философии. С психологией и логикой он впервые познакомился на лекциях Готтлоба-Эрнста Шульца , который посоветовал прежде других философов проштудировать Платона и Канта , а позднее уже приняться за Аристотеля и Спинозу . С осени 1811 до осени 1813 годов Шопенгауер проработал в Берлине , где продолжал одновременно работать по естествознанию и философии. Лекции Фихте и Шлейермахера мало удовлетворяли его; у первого он слушал о “фактах сознания” , у второго – историю средневековой философии ; от первого его оттолкнули оптимизм и не в меру дискурсивная форма изложения , от второго – мысль о примиримости философии и религии.
После упорной работы , изучив Платона и Канта , перечитав Гердера , Маймона , Бека , Шульца , Фриза и многих других , он представил в Иене факультету диссертацию : “О четверичном законе корня достаточного основания” и успешно защитил ее . Это сочинение , заключающее в себе теорию знания Шопенгауэра , представляет уже вполне зрелое произведение , по мнению современных критиков. Как докторская диссертация , оно было встречено сочувственными рецензиями , но литературного успеха в большой публике , на который рассчитывал Шопенгауэр , книги не имели , что глубоко огорчило его. В следующем году задумана работа “О зрении и цветах” , написанная под сильным влиянием Гёте . Последующие четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего главного труда : “Мир как воля и представление” . В 1914 году Шопенгауэр окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью , навсегда покидает Веймар и поселяется в Дрездене.
По окончании своего главного труда ( в 1818 году ) он он уезжает в Италию. Через год , по напечатании его главного труда Шопенгауэр выступает доцентом в Берлинском университете . Он читал свой курс : “Учение о сущности мира и о человеческом духе” . Не недостаток преподавательского дарования , не характер курса , но всеобщее увлечение гегелевской философией , вероятно , было причиной того , что лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов , и хотя в следующие семестры он еще несколько раз объявлял о своем курсе “ Об основании философии или о теории познания , включая логику” , но он никогда не читал этого курса. Вместе с неуспехом преподавательской деятельности тяжелым ударом для Шопенгауэра явился неуспех его главного произведения “ Мир как воля и представление” . За пять лет после его выхода в свет о нем появились только три рецензии Герберта , Бенеке и Ретце ; все три заключали в себе наряду с возражениями и похвалы, но прошли незамеченными публикой , как и разобранная в них книга . На Бенеке Шопенгауэр обрушился бранной статьей , несправедливо и крае=йне грубо упрекая его в злостном искажении своих мыслей . С этой поры ненависть к профессорам Философии в Шопенгауэре принимает характер патологический . Единственным утешением для оскорбленного самолюбия философа было сочувственное отношение к нему со стороны Гёте и Ж.-П. Рихтера , который писал , что мировоззрение Шопенгауэра “обнаруживает часто безутешную и безнадежную глубину , подобно меланхолическому озеру в Норвегии , окруженному со всех сторон мрачными стенами из крутых скал , в которых никогда не видно солнца , а видно лишь в глубине звездное небо , никогда над этим озером не пролетали птицы , не пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном и без того настроении философа , но он продолжал работать. Превосходное знание языков дало ему возможность перевести одну испанскую книгу – сборник правил светской и житейской мудрости Балтазара Грациана – на немецкий , а свою работу “ О зрении и цветах” - на латинский . В августе 1831 года , при наступлении холеры в Берлине , он перебрался во Франкфурт-на-Майне , где и прожил всю свою остальную жизнь . Его труды тридцатых годов , за исключением одного “О свободе воли” , написанное на конкурс по предложению норвежского королевского общества в Дронтгейме и увенчанное премией , также мало были оценены , как и предыдущие работы .
В сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы . Сначала несколько юристов заинтересовались его произведениями ( Беккер , фон Досс и др. ) и начали его пропагандировать . Затем он нашел настоящего “апостола и фамулуса” в лице Фрауэнштедта . Этот ловкий , услужливый , сведущий и трудолюбивый поклонник оказал немалую услугу Шопенгауэру ревностной популяризацией трудов своего патрона . В дальнейшем их пути из-за деспотизма Шопенгауэра разошлись . В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет дополнительный том к своему главному произведению и принялся за последний труд “Парерги и Паралипомены” – два тома статей , дополняющих и разъясняющих его систему , которые появились в 1851 году . Революции 1848 и 1849 годов вызвали в нем только негодование и отвращение . Последняя книга Шопенгауэра подошла к настроению начала пятидесятых годов . Особенный успех имели статьи об университетах и духовидении , которое как раз в это время входило в моду . С этого времени и до смерти Шопенгауэра его слав идет по нарастающей – его переводят , о нем читают публичные лекции , начинают излагать его учение в университетских курсах . У него появляются новые приверженцы Ашер и Линднер , во Франкфурт предпринимаются к нему поломничества , как к жрецу новой религии , знаменитые писатели посещают его , ему целуют руки , пишут восторженные письма и т.д. В “Senilia” он говорит : “ Вечерняя заря моей жизни будет утренней зарей моей славы , и я говорю словами Шекспира : “ доброго утра , господа , тушите факелы , хищный набег волков окончился , взгляните на кроткий день . Он предшествует колеснице Феба и испещряет еще серый восток темными облаками”.
Артур Шопенгауэр умер в рассвете громкой славы 21 сентября 1861 года .
Труд жизни . Основные понятия .
Приступая к изучению философской системы Шопенгауэра , необходимо принять во внимание те условия , которые наложили особый отпечаток на ход его мыслей . Главными особенностями этой системы являются пессимизм , идеализм , эстетический мистицизм и этика сострадания , аскезы сплавленные в монистический волюнтаризм .
Пессимизм : много споров среди комментаторов Шопенгауэра вызывало несоответствие между безвыходным пессимизмом и проповедью аскезы и сострадания в теории философа и удивительной жадностью к наслаждениям жизни , утонченным эпикуреизмом , тем умением ловко устраивать дела , которое бросается в глаза при знакомстве с его биографией . Одни , как Фрауэнштедт , усматривают в личности философа истинный трагизм , другие , как Куно Фишер , полагают , что Шопенгауэр “рассматривал трагедию мирового несчастия в бинокль из весьма удобного кресла , а затем уходил домой с сильным впечатлением , но в то же время вполне удовлетворенный”. Самою основною причиною пессимизма Шопенгауэра является не болезненная меланхолия , не внешние удары судьбы , а врожденная бедность альтруистических чувств . Из них впоследствии он приходит к этике сострадания .
Пессимизм Шопенгауэра относится к его идеализму , как причина к следствию . Мы склоны считать что ценно для нас и , наоборот , что не имеет для нас никакой положительной цены , но является источником величайших страданий ( а таков чувственный мир по Шопенгауэру ) , то мы желали бы считать иллюзией , не настоящей , но лишь кажущейся действительностью .Если Шопенгауэр, как пессимист , не остался чужд влияния индийской философии , а как идеалист -- влияния “божественного Платона и изумительного Канта” , то эти влияния были лишь воздействиями на благодатную почву , Это явствует из юношеских размышлений Шопенгауэра о всеразрушающем характере времени . Учение об идеальности времени тесно связано с учением об идеальности всего временного всего мира . Поэтому всего естественнее предположить такую цепь мотивов в творчестве Шопенгауэра : дефект альтруистических чувств и врожденная меланхолия – пессимизм – мысль об идеальности временного – догматический идеализм . Что Шопенгауэр должен был прийти к самому радикальному догматическому идеализму , отрицающему не только трансцендентную реальность материи , но и Бога , и духов , и т.п. , это явствует из того , что в противном случае для его пессимизма был бы выход , но он не желал этого выхода . Поэтому критический идеализм не удовлетворяет его ни своей теоретической , ни практической сторонами .
Эстетический мистицизм . Если мир есть “арена , усеянная пылающими угольями” , которую нам надлежит пройти , если правдивейшим его изображением служит дантовский ад , то причиною этому служит , как мы увидим , то , что “воля к жизни” непрестанно порождает в нас неосуществимые желания ; являясь активными участниками жизни , мы становимся мучениками ; единственным оазисом в пустыне жизни служит эстетическое созерцание : оно анестезирует , притупляет на время гнетущие нас волевые импульсы , мы , погружаясь в него , как бы освобождаемся от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в сокровенную сущность явлений . Прозрение это интуитивное иррациональное ( сверхразумное ) , т.е. мистическое , но оно находит себе выражение и сообщается другим людям в форме артистической художественной концепции мира , которую дает гений . В этом смысле Шопенгауэр , признавая ценность за научной доказанностью в сфере теории познания , в то же время видит в эстетической интуиции гения высшую форму философского творчества : “Философия – это художественное произведение из понятий”. Философию так долго напрасно искали потому , что “ее искали на дороге науки , вместо того , чтобы искать ее на дороге искусства”. Такое значение , придаваемое Шопенгауэром эстетической интуиции и творчеству гения , объясняется : во-первых , высоким художественным дарованием Шопенгауэра выражать свои мысли с художественной яркостью , наглядностью и изяществом , во-вторых , тем ,что Шопенгауэр в тот период и в той среде , когда царил “культ гения” и искусству придавали значение ключа к тайнам метафизики . Не следует ни преувеличивать ни преуменьшать роль эстетического иррационализма в системе Шопенгауэра .
Что этика Шопенгауэра есть этика сострадания , а не этика долга , не этика счастия , не этика пользы , не эволюционная прогрессивная этика и т.д. – это , очевидно , опять-таки результат его пессимизма , Этика долга требует веры в смысл жизни . Этика счастия , хотя бы в форме этики эгоизма , бессмысленна , ибо само счастие - иллюзия ; оно сводится к простому отсутствию страдания ; этика пользы и этика прогрессивная предполагают этику счастия , а так как счастие абсолютно недостижимо , то и эти формы морали не могут иметь места . Живя в эпоху политической реакции и не веря в политический и вообще социальный прогресс по разным основаниям , Шопенгауэр должен был остановиться на единственной форме этики - этике сострадания , ибо она сводится не к увеличению нереального блага , а к обоюдному ослаблению вполне реальных страданий и , следовательно , как и эстетическое созерцание , совместима с пессимизмом .
Почему метафизика Шопенгауэра приняла форму монистического волюнтаризма ? То есть почему Шопенгауэр признал именно волю сокровенной сущностью вещей и почему всякая множественность индивидуальностей ( множественность вещей и сознаний ) представляется ему лишь видимым отображением единой мировой воли ? ответ на первый вопрос можно получить из сопоставления личности Шопенгауэра с его метафизическим принципом . Дисгармония в волевой деятельности , мучительный разлад между жаждой жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее содержанием , - вот что было источником личной трагедии Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет логически необходимое следствие его радикального идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой воли множественность потенций или Идей , в частности множественность “умопостигаемых характеров” , равных по числу множественности человеческих сознаний .
Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “ закон достаточного основания ” , где появляется неясность в смешении логического основания и фактической причины . Чтобы устранить эти неясности , надо прежде всего указать на ту коренную особенность нашего сознания , которою определяются главные разновидности закона достаточного основания . Это свойство сознания , образующее “корень закона достаточного основания ” , есть неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта : “Все наши представления суть объекты субъекта и все объекты субъекта суть наши представления . Отсюда вытекает что все наши представления находятся между собою в закономерной связи , которую можно определить a priori в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее не может стать нашим объектом” . Из корня разветвляются четыре вида закона достаточного основания .
1) Закон достаточного основания “бывания”.
2) Закон достаточного основания познания .
3) Закон достаточного основания бытия .
4) Четвертый вид закона достаточного основания есть закон мотивации .
Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю как сущность бытия . В 1813 году , когда Шопенгауэр заканчивал свою первую работу , его отношение к “ вещи в себе” вообще было сдержанным : он говорит о “ подозрительном” понятии “вещи в себе” и указывает на его противоречивый характер . В книге “Мир как воля и представление” оказывается , что этому понятию соответствует некоторое положительное содержание , Но , признавши причинность субъективной функцией интеллекта , невозможно без противоречия самому себе признать познаваемость вещи в себе , ибо в таком случае пришлось бы допустить причинное воздействие ее на познающий субъект , т.е. перенести закон причинности за пределы сознания . Шопенгауэр , однако , полагает , что он избег упрека в свой адрес , ибо , по его мнению , мы постигаем существование и природу вещи в себе алогистическим , интуитивным , непосредственным , мистическим путем . Для нашего интеллекта дан лишь мир-представление , но непосредственное чувство , сопровождающее “неясное разграничение субъекта и объекта” , внутренним путем вводит нас в сущность всякого бытия , в волю . Наше тело знакомит нас и с физическими , и с психическими переменами : в движениях его нам нередко дана причинность в форме и бывания , и мотивации . Вот тут-то в актах , совершаемых нами одновременно по механической причинности и по мотивам анм непосредственно становится очевидным , что общим корнем и физического , и психического является мировая воля . Очевидность эта есть самоочевидность – она не нуждается в логическом обосновании , тем не менее бесчисленное множество фактов , вся структура мира-представления убедительно говорит нашему чувству , что это так . Какими же чертами характеризуется мировая воля ?
1) Она алогистична : ей чужды наши законы достаточного основания : пространство , время , причинность и подчиненность законам мысли . Ее независимость от законов мысли делает понятным , почему противоречивость этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать .
2) Она бессознательна : раз сознание есть условие существования мира-представления , воля , как потусторонняя сущность мира , должна быть чем-то лежащим вне условий сознания , чем-то бессознательным .
3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство и время ) неприложимы к сущности явлений , последняя должна быть единой .
4) К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и духовного , и материального – она представляет нечто возвышающееся над этими противоположностями , не поддающийся логически точному определению в области понятий : слепой стихийный побуд , движение и в то же время стремление к жизни , к бытию в индивидуальных чувственных формах .
Титаническая борьба сил в неорганической природе , вечное зарождение новой жизни , жадное , непрерывное , безмерно-изобильное в природе ( гибель бесчисленного множества зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном распадении ил воплощении единой воли в множестве индивидуальностей . Хотя мировая воля едина , но мире-представлении ее воплощения образуют рад ступеней объективации . Низшей ступенью объективации является костная материя : тяжесть , толчок , движение и т.д. представляют аналог влечениям – в основе их , как внутреннее ядро так называемых материальных явлений , лежит воля , единая сущность мира . Органические формы растительные и животные возникли из низших видов материи , но их происхождение не сводимо к физико-химическим процессам : вся природа образует устойчивую иерархию сущностей ; этим ступеням воплощения воли соответствует мир неподвижных образцов для воплощения воли , мир Идей в платоновском смысле слова . Этот мир Идей является как бы третьею промежуточной областью между единою мировою волею и миром-представлением . Шопенгауэр был трансформистом , т.е. предполагал происхождение высших животных форм из низших , а последних из костной материи . Сознание появилось в мире только с появлением животных , Его нет у минералов , у растений есть лишь квази-сознание , лишенное познания. Как объяснить существование досознательного бытия ? Шопенгауэр дает следующий ответ : “Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические перевороты не существовали ни в чьем сознании , ни в собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его тогда не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное существование ) в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное время существовало сознание , то в нем изображались бы такие процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений , следовательно в вещи в себе заключалась необходимость изображаться в таких процессах”.Значит , вся эволюция досознательного мира обладает эмпирической реальность. В человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и полное воплощение :не человечеству , как роду , но каждому человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле ; следовательно в человеке воля индивидуализируется во множественности единичных “умопостигаемых характеров”. Самое первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в противоположность познавательным процессам ). Интеллект – другая основная психическая способность – играет по отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее вечная неудовлетворенность являются источником того , что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно через кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба . Единственными оазисами в земном существовании служат философия наука и искусство а так же сострадание другим живым существам . Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру , распадение воли на множественность индивидуальных существований – утверждение воли к жизни есть вина , и искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная хитрость” гения рода , в руках которого любящий является слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо через нее происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол” лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не создали ничего истинно великого , они легкомысленны и безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши , происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским , что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме философского познания , есть три стороны в жизни человека , смягчающие тягостность существования и содействующие облегчению благодатного процесса искупления ,- это эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический “квиетив воли”.
Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку последние находят себе выражение в образах чувственной красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению определенной ступени объективации мировой воли . Высоко ценя трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он останавливается на формальных условиях красоты .
Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от страданий , это – углубление в моральный смысл бытия . Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в себя мистическим образом множественность потенций объективации в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен законам достаточного основания , строго детерминирован . Ему свойственны следующие черты :
1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго определенный характер от отца и умственные способности от матери .
2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы постепенно узнаем его и иногда против собственного ожидания открываем в себе известные присущие нам черты характера .
3) он постоянен . В своих существенных чертах характер неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы .
Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической личности , строго детерминирована . Но та сторона воли , которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна . Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя , мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно , учение о свободе мистично”.
Человеческой деятельностью руководят три главных мотива : злоба, эгоизм и сострадание , Из них только последний есть мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически и метафизически . Раз счастье – химера , то и эгоизм , как стремление к призрачному благу не может быть моральным двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки зрения сострадание есть единственный моральный мотив поведения . В акте сострадания мы мистическим образом прозреваем в единую сущность мира , в одну волю , лежащую в основе призрачной множественности сознаний . С указанием на сострадание , как на путь к отрицанию воли к жизни , Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е. пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному , приводит человека к святости .