А.С.Грибоедов (1795-1829)

ТЕТРАДЬ

на печатной основе

учении__ 9 _ класса

_________________________

_________________________

_________________________

9 класс

ЛИТЕРАТУРА



«Слово о полку Игореве»

Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое по-новому, и они всегда современны.

Д.С.Лихачёв

СЛОВАРЬ

Составьте предложение с данными словами и выражениями: литературный памятник, лирический отклик на конкретное событие, хула, слава и плач, остропублицистический, композиция поэмы, зачин, лирическое отступление, кульминационный момент боя, заключительный аккорд, фрагмент.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Составьте полный план «Слова о полку Игореве», выделив основные части поэмы.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Какую смысловую нагрузку несут рефрены: «… ища себе чести, а князю славы» и «О, Русская земля! Уже ты за холмами!»?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Выпишите сравнения, сопоставляющие события поэмы и жизнь природы. В чём смысл этих сравнений?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Почему произведение заканчивается славой князьям и дружине?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Русский классицизм

Всё, что я пишу, пишу по должности гражданина,

Отбивая всё то, что согражданам моим вредно,

Быть может.

А.Кантемир

СЛОВАРЬ

Составьте предложение с данными словами и выражениями: писатель-классицист, общественные пороки, тирания, «злонравие» на троне и в помещичьей усадьбе, программное произведение, ода, сатира, дидактичность, нравственные идеалы.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Составьте цитатный план «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В.Ломоносова.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Сформулируйте идею «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В.Ломоносова.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Выпишите устаревшие слова, формы, выражения (7-8 приёмов). В чём их смысловая нагрузка?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Выпишите из сатиры Г.Р.Державина «Властителям и судиям» лексику, эмоционально окрашенную положительно и отрицательно.

Положительно

Отрицательно

Восстал всевышний бог, долг, законы…

Неправедных и злых

В чём смысл такого противопоставления? Сделайте вывод об основном композиционном приёме сатиры.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Сопоставьте сатиру Г.Р.Державина с псалмом 81 «Библии». Найдите параллели. Зачем Державин «пересказывает» «Библию»?

Псалом 81

Бог стал во сонме богов; среди богов произнёс суд.

Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятия нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость.

Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых

Не знают, не разумеют, во тьме уходят; все основания земли колеблются.

Я сказал; вы – боги, и сына Всевышнего – все вы.

Но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей.

Восстань Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Сопоставьте стихотворение Г.Р.Державина «Памятник» и послание Горация «К Мельпомене». Чем похожи эти произведения? Чем отличаются? Почему Державин «пересказывает» Горация?

Гораций

К Мельпомене

Создал памятник я, бронзы литой прочней,

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой

Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет – время бегущее.

Нет, весь я не умру, лучшая часть меня

Избежит похорон. Буду я вновь и вновь

Восхваляем, доколь по Капитолию.

Жрец верховный ведёт деву безмолвную.

Назван буду везде – там, где неистовый

Авфид ропщет, Где Давн, скудный водой, царём

Был у грубых селян. Встав из ничтожества,

Первым приобщил песню Эолии

К италийским стихам. Славой заслуженной,

Мельпомена, гордись и, благосклонная,

Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.

Примечания.

Мельпомена– муза трагедии.

Аквилон– северный ветер.

«Жрец верховный ведет деву безмолвную»- обряд освящения Рима, совершаемый верховным понтификом и старшей весталкой, которая по ритуалу должна была хранить молчание. Этот обряд представлен Горацием как символ вечности Рима.

Авфид– река в Апулии, на родине Горация.

Давн– мифический царь Апулии.

Песни Эолии– греческая лирика, стихи Сапфо и Алкея, писавших на эолийском диалекте греческого языка.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Назовите черты классицизма комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

По словам Шекспира, комедия – «несовместимого соединитель». В чём комедийность пьесы «Недоросль»?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Сформулируйте идею комедии «Недоросль».

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Сентиментализм

«…во знак чувствительной души».

М.Н.Муравьёв.

СЛОВАРЬ

Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: писатель-сентименталист, ориентирующийся на вкусы демократического читателя, культ чувства, оттенки всевозможных настроений, сентиментально-реалистическая линия в творчестве А.Н.Радищева, сентиментально-романтическая линия в творчестве Н.М.Карамзина.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Перечислите черты сентиментализма в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Найдите традиционные для жанра путешествия мотивы и приемы (укажите главу, эпизод).

- культ дружбы;

____________________________

____________________________

____________________________

- прием «найденной рукописи»;

____________________________

____________________________

____________________________

- описание разговора с несчастной девушкой;

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

- встреча с нищим;

____________________________

____________________________

____________________________

- посещение крестьянской избы.

____________________________

____________________________

____________________________

В книге Радищева эти мотивы и приёмы служат иным целям, нежели в обычном сентиментальном путешествии. Каким?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Найдите в «Путешествии…» традиционные для фольклора жанры (укажите главу, эпизод).

- хороводная песня;

____________________________

____________________________

____________________________

- плач по рекруту;

____________________________

____________________________

____________________________

- духовный стих.

____________________________

____________________________

____________________________

Почему писателя привлекли жанры фольклора? Для чего писатель располагает их в начале глав?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Найдите в «Путешествии…» традиционные для средневековой литературы жанры (укажите главу, эпизод).

- видение;

____________________________

____________________________

____________________________

- знамение;

____________________________

____________________________

____________________________

- прославление;

____________________________

____________________________

____________________________

- поучение.

____________________________

____________________________

____________________________

Какова цель обращения писателя к этим жанрам?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Найдите в «Путешествии…» традиционные для новой русской литературы жанры (укажите главу, эпизод).

- разговор;

____________________________

____________________________

____________________________

- письмо;

____________________________

____________________________

____________________________

- портрет;

____________________________

____________________________

____________________________

- анекдот.

____________________________

____________________________

____________________________

Для чего писатель использует эти жанры?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Найдите в «Путешествии…» научно-публицистические формы и жанры (укажите главу, эпизод).

- законодательный проект;

____________________________

____________________________

____________________________

- историко-публицистический трактат;

____________________________

____________________________

____________________________

- литературно-критическая статья.

____________________________

____________________________

____________________________

Что дает писателю обращение к этим жанрам?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Приведите примеры лексики из различных пластов.

- высокие церковно-славянские слова;

____________________________

____________________________

____________________________

- архаизмы;

____________________________

____________________________

____________________________

- экспрессивная лексика;

____________________________

____________________________

____________________________

- просторечия;

____________________________

____________________________

____________________________

- сниженная лексика.

____________________________

____________________________

____________________________

Какие возможности перед писателем открывает такое стилевое разнообразие?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Сюжетное время «Путешествия…» занимает 7 суток. Как писатель раздвинул эти временные рамки?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Художественное пространство «Путешествия…» состоит из двух пластов: внешнего (историко-географический тракт «Петербург – Москва») и метафорического (мир души героя).

Каков нравственный путь героя? Человеком с какими взглядами он начинает и заканчивает путешествие?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Назовите черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Каков смысл эпитета, помещённого писателем в заглавие?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Какую роль играют в повести пейзажи?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания III уровня

Чем отличается отношение к простым людям у Радищева и Карамзина?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Романтизм

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов.

СЛОВАРЬ

Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: бурный порыв, свобода, исключительные личности, экзотическая природа, историческое прошлое, острая неудовлетворённость социальной действительностью, смутный, но притягательный идеал, трагический поединок личности и судьбы.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Распределите лексику стихотворений К.Ф.Рылеева «Я ль буду в роковое время…» на положительно и отрицательно эмоционально окрашенную.

Изнеженное племя

Гражданин сан...

Отрицательно

Положительно

В чём смысл такой антитезы? Какова идея произведения?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Назовите черты романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Чем отличается романтизм Жуковского от романтизма Рылеева?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Жизнь человека издавна ассоциировалась с представлениями о пути, дороге. Какой жизненный этап героини отражён в балладе? С какими чувствами героини связаны начало и конец пути?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Действие разворачивается в определённом пространстве и времени. В каком пространстве? В чём смысловое значение пространства? Чем и как знаменуется художественное время?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Все мотивы и образы баллады призваны раскрыть внутреннее состояние героини. В соответствии с этим слова произведения призваны раскрыть не столько предметный, сколько эмоциональный смысл и значение. Докажите это на 1-2 примерах.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Докажите, что баллада связана со сказкой и подчиняется законам сказки.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания II уровня

Как в образе героини и в сюжете баллады показано, что народные представления сочетаются с религиозными?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания III уровня

Письменно подготовьте ответ на вопрос (или составьте сложный план) «В чём новаторство Жуковского-романтика?».

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

А.С.Грибоедов (1795-1829)

«Горе от ума» (1825)

«Горе от ума…», я думаю, гениальнейшая русская драма…». Оно является произведением «непревзойдённым, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца…»

А.Блок.

СЛОВАРЬ

Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: пьеса, комедия, драматург, драматический конфликт, монолог, диалог, реплика, ремарка, внесценический персонаж, кульминация, фамусовское общество.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Перечислите черты классицизма комедии «Горе от ума».

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Перечислите черты реализма комедии «Горе от ума».

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задание I уровня

Расположите героев комедии (в том числе тех, кто в ней только упоминается) по группам.

- главные;

____________________________

____________________________

- второстепенные;

____________________________

____________________________

- внесюжетные;

____________________________

____________________________

- внесценические.

____________________________

____________________________

Какую роль в пьесе играют внесюжетные персонажи? А внесценические?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Сравните реплику Чацкого в черновике и в окончательном варианте комедии. В чём и как изменилась речь Чацкого? Что это давало автору?

Черновик

- Но, боже мой! Кого вы поискали! Когда размыслю я, кого вы предпочли?

Чистовик

- А вы! О, боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Найдите в комедии Грибоедова реплики, подобные ниже данным. Выделите в них просторечные слова.

- Ах! Уж ты давно и сюда выйти изволил. («Недоросль» IV д.)

- Это и давеча приметил. («Недоросль» IV д.)

- Я знала наперёд, что это не про вас. (А.Шаховской «Урок кокеткам или Липецкие воды»)

-Изрыскал целый свет! (там же)

О чём говорит обилие просторечных слов в комедии?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Найдите в тексте комедии и выпишите пословицы, переделанные автором (здесь даются подлинные пословицы).

Слово не обух, а от него гибнут.

Тебе смешно, а мне к сердцу дошло.

Нет! Я в Моздок не ездок.

Беда не беда, лишь бы не было греха.

Долог волос, ум короток.

Языком кружево плести.

С умом жить – мучиться, без ума – тешиться.

О чём говорит обилие пословиц в комедии?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Выпишите 8-10 примеров предложений, в которые автор ввёл фразеологизмы. Например, «ни на волос любви», «…она не ставит в грош его».

Что даёт автору обилие фразеологизмов в речи персонажей?

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Задания I уровня

Выпишите 8-10 примеров афоризмов, звучащие в устах героев комедии, например, «Счастливые часов не наблюдают».

Наши рекомендации