I. Организационный момент. II. Вопросы для беседы: Творчество Густава Малера
II. Вопросы для беседы:
- Творчество Густава Малера.
- Неоклассицизм и творчество Пауля Хиндемита.
- Творчество Карла Орфа.
- Почему группу французских музыкантов, в числе которых А. Онеггер и Ф. Пуленк, назвали «Шестеркой»? как образовалась эта группа и что вы о ней знаете?
- Какие испанские танцы вы знаете? Что такое стиль фламенко? Какие испанские композиторы внесли вклад в развитие культуры ХХ века?
- Творчество Бенджамина Бриттена.
- Что вы знаете о музыкальном авангарде? Творчество О. Мессиана.
- Что такое поп-музыка? Когда и где родился рок-н-ролл?
Домашнее задание: читать конспект, готовить пересказ. Индивидуальные задания: творчество В.А. Серова, творчество М. Врубеля, творчество К. Петрова-Водкина, художественное объединение «Мир искусства»
Уроки 28, 29
Дата:
Тема: Русская культура первой половины ХХ века.
Цели: познакомить с основными художественными направлениями начала ХХ века, определить специфику русского авангарда, познакомить с программой и творчеством самых ярких представителей эпохи; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход уроков:
I. Проверка домашнего задания. Пересказ конспекта прошлой лекции.
II. Новая тема. 1. Лекция учителя.
Есть два термина, определяющие русскую культуру начала ХХ века: «Русский Ренессанс», подчеркивающий общекультурный подъем, и «Серебряный век», который применяется в основном к литературе, в частности, к поэзии.
Начало ХХ века – мир, где разлагались старые формы жизни, эпоха духовного освобождения человека (Бердяев): с одной стороны, революционные идеи, освобождение народа, с другой стороны, идея духовного, культурного преображения. Расцвет русской религиозной философии: Павел Флоренский, Булгаков, Флоровский, религиозный экзистенциолизм Бердяева и Л. Шестова. Художественные искания в литературе: символисты, кружок аргонавтов (А. Белый). В конце 90-х гг. старшие символисты делятся на два направления: мистико-богоискательское (Мережковский, Гиппиус) и декадентское (Брюсов, Бальмонт, Сологуб). Период необычайного расцвета в живописи: поздние передвижники, импрессионизм – В.А. Серов «Девушка с персиками», К.Коровин «У балкона»;символизм– Врубель «Демон» (духовная драма личности), Петров-Водкин «Купание красного коня» (открытие основных цветовых пространственных начал окружающего мира). появляются художественные объединения «Голубая роза», «Бубновый валет», «Мир искусства» - идея создания новой культуры, освобождение искусства от социальных проблем.
2. Реализация индивидуальных заданий: творчество В.А. Серова, творчество Врубеля, творчество К. Петрова-Водкина, художественное объединение «Мир искусства»
3. Продолжение лекции. Революцию 1917 года, как и другие революции, мы можем рассматривать как явление кризиса культуры, идеологии, ценностей, религии. Сопровождалось это все сознательным уничтожением некоторых форм культуры: дворянской, религиозной. Была создана новая культура на основе новой политической ситуации, идеологии диктатуры пролетариата, уничтожения частной собственности и проч. Ее особенностью было отсутствие культурных связей с Западом, развитие только на основе собственного культурного потенциала. Сама же Россия активно влияла на Запад за счет громадной эмиграции: был создан полноценный пласт русской культуры на Западе (школы, вузы, консерватории т.д.). В 20-е годы на I Съезде Советов была сформулирована официальная доктрина русской культуры до середины 60-х гг. – соцреализм. Это тип культуры социалистической эпохи, несущий в себе принципы жизни, ценности, правила поведения своей эпохи, проявился в литературе, кинематографе, живописи.
Самобытное национальное явление европейского модернизма – русский авангард, возникший на западной почве, но бывший частью идеологии Русского Ренессанса, осознающий себя новой формой культуры, пришедшей на смену XIX веку. Русский авангард нашел свое место и в послереволюционную эпоху. Он включал: импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, примитивизм, кубизм, футуризм, абстракционизм.
Абстракционизм связан с деятельностью Василия Кандинского. Трактат «О духовном в искусстве»: нужно освободить искусство от предметности, сюжетности, литературности, назидательности и т.д. оно должно выражать духовную сущность человека и мира. Через абстракцию (линия, цветовое пятно) проявляется духовная суть мира. Своя символика: горизонталь – пассивное начало, тупой угол – синий цвет, прямой угол – красный, сочетание прямых линий - рождение, , угол – молодость, изогнутая линия – зрелость, тема судьбы человека, точка – сосредоточенность духовных устремлений, основа всех знаков. Казимир Малевич «Красный квадрат» - утверждение активных жизненных начал. «Черный квадрат» - существование чистых сущностей, без форм.
Русский футуризм основан на новом эмоциональном состоянии человека эпохи городской и машинной цивилизации. В. Маяковский отражает драматизм жизни человека в городской цивилизации, телеграфный стиль. В литературе группы: «Эго» (И. Северянин), «Центрифуга». В.Хлебников, Крученых –словотворчество.
Конструктивизм утверждает художественную деятельность в ее практическом виде. главным является плоскость, конструкция, трехмерное пространство. Художники и декораторы: В.Е. Татлин, Любовь Попова. Очень долго сама революция воспринималась как творчество народных масс. Была создана теория культурного строительства нового мира, обоснованная Богдановым. Пролетарская культура – каждый должен изучать математику, геометрию, химию, физику, механику. Тектология – всеобщая организационная наука, которая открывает пути строительства нового мира – идеал коллективизма. Общество художников-станковистов «ОСТ», выступающих против авангарда и за создание новых форм повседневной жизни: А.А. Дейнека, Пименев, Штеренберг. Использовали принцип монтажа.
Домашнее задание: читать конспект, готовить пересказ.
Уроки 30, 31
Дата:
Тема: Русская культура второй половины ХХ века.
Цели: познакомить со спецификой русской культуры ХХ века, дать понятия «оттепель», «диссидентское движение», назвать главные фигуры в культурной жизни эпохи; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход уроков:
I. Проверка домашнего задания. Пересказ конспекта прошлой лекции.
II. Новая тема. 1. Лекция учителя.
В русской культуре второй половины ХХ века выделяют следующие этапы:
1. «Оттепель» – 1953-1964 гг.
2. Эпоха «застоя» – 1965-1985 гг.
3. Период перестройки – 1985-1991 гг.
4. Постсоветский период – с 1991 года.
В 60-е годы СССР получил несколько Нобелевских премий: по физике – Ландау (1962), Басов за изобретение лазера, одновременно с американцами (1964), по литературе – М. Шолохов, Б. Пастернак. В конце 80-х Нобелевскую премию мира получил М.С. Горбачев за разрушение Берлинской стены.
В середине века завершается сталинская эпоха и наступает период «Оттепели» (термин был введен Ильей Эренбургом) - установка на реформы, глубокие изменения. Заслуга Хрущева в том, что он осознал насущную потребность в коренных преобразованиях. Он увеличивает вклад в науку в 12 раз, поэтому 60-е – расцвет науки: запуск искусственного спутника, первый человек в космосе, автоматические станции на луне. Происходит освоение Сибири и Казахстана. Колхозники получают паспорта (по сути ликвидируется рабство), которых у них не было. Хрущев возрождает Съезды советских писателей (первый в 1934 г.), приоткрывает «железный занавес» (Черчилль), выезжает в США и предлагает концепцию сотрудничества. В 1958 году в Москве проходит международный конкурс имени П.И. Чайковского, после которого русским музыкантам стали доступны зарубежные гастроли, Ла Скала приезжает с гастролями в Россию. В 1959 году выставка американских авангардистов в Москве – пробуждается интерес к авангарду.
Начинается реабилитация русской литературы, возвращаются имена: Пильняк, Мейерхольд, Бабель, Мандельштам. Опала была снята с Ахматовой и Зощенко. Среди других достижений «Оттепели»: «деревенская» проза, новая трактовка темы войны, авторская песня (то, что потом назвали магнитофонной культурой) - Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий; развитие драматургии – А. Вампилов, Арбузов, Розов. Развивается кинематограф, появляются фильмы, в которых высказано негативное мнение о Сталине («Чистое небо», «Тишина»), поднимается тема простого человека, хозяина жизни («Я шагаю по Москве»), тема человека на войне («Летят журавли», «Судьба человека»). С середины 60-х годов появляется диссидентство, которое не ограничивалась культурной сферой, а стало политическим движением (печатались на Западе, создавали рукописные сборники – самиздат). Диссиденты противостояли журналу «Юность», созданному специально для отражения молодежной культуры, так как были принципиально против власти, выступили против ввода войск в Чехословакию. диссидентство превратилось в жизненную позицию. Оно связано с личностью А.И. Солженицына, выступавшего против имперской политики СССР. Другая ветвь диссидентского движения - деструктивная (которая пошла путем конвергенции, сглаживания противоречий между капитализмом и социализмом) связана с деятельностью академика А.Д. Сахарова, который выступал за права и свободы человека.
Появляется литература русского постмодернизма: А.Г. Битов, В.В. Ерофеев, Т.Н. Толстая, В. Пелевини др. Венчает русскую поэзию ХХ века творчество И.А. Бродского.
В 90-е годы с приходом свободы средств массовой информации наряду с засильем низкопробной масс-продукции американского и южноамериканского образца к нам вернулось наследие, запрещенное в СССР. Главным достижением в жизни России в конце ХХ века стало возвращение исторической памяти народа, его высоких христианских традиций, в российскую культуру вновь вошли ценности православной религии.
Домашнее задание: готовиться китоговым урокам по русской культуре ХХ века, по учебнику раздел IV, стр. 316-383. вопросы: стр. 316, 338, 354, 368.