Богам во славу спляшем мы, а в будущем

Остерегайтесь, не грешите более!

Богам во славу спляшем мы, а в будущем - student2.ru

«Лисистрата» — одна из наиболеестройных по композиции

аристофановских комедий. Все ее элементы подчинены реше­нию главной задачи.

«Всадники»

Антивоенная тема присутствует и в другой знаменитой ко­медии Аристофана «Всадники». Она соединяется с темой осуж­дения бессовестных демагогов, политиканов, дурачащих народ лживыми посулами.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ. «Всадники», пос­тавленные в 424 г., удостоились на соревновании комедиогра­фов первого приза. Поводом к еенаписанию послужили следу­ющие обстоятельства. В Пелопоннесской войнепроизошел благоприятный поворотдля афинян:стратег Демосфен(он выве­ден в виде раба) осуществил захват гавани Пилос;был завоеван также остров Сфактерия.При этом почести победителя доста­лись лидеру агрессивной фракции демократической партии полководцу Клеону, хотя в подготовку этой операции внесли основной вклад Демосфен и другой стратег — Никий (такжевыведенный в качестве раба). Клеон же торжественно вернулся в Афины, где удостоился высших почестей: пожизненного обе­да в пританее, т.е. в афинском городском совете, и первого ме­ста в театре. На следующий год его избрали стратегом. Вскоре под начальством Никия афиняне предприняли удачный поход в Коринф. Эти события дали повод к созданию комедии, иноска­зательный смысл которой был понятен афинским зрителям.

КЛЕОН КАК ПРОТОТИП ПАФЛАГОНЦА. В комедии Клеон — прототип одного из главных персонажей: он действует под име­нем раба, названного Пафлагонцем,или Кожевником.Это было очевидно современникам. Клеон, лидер партии радикальных демократов, нападавший на самого Перикла, был в ту пору в Афинах личностью влиятельной. Клеон выступал за интенси­фикацию военных действий, в то время как Никий, представ­лявший интересы крупных и средних землевладельцев, — за их прекращение. И требовалось гражданское мужество, чтобы сде­лать его на сцене предметом насмешек и комических трюков. Говорят, что Клеон внушал такой страх, что ни один актер не брался за эту роль. Тогда ее сыграл, причем без маски, сам Аристофан.

В какой же мере у Аристофана литературный образ верен прототипу?

Известно, что Клеон запугивал людей ложными доносами, за что его ненавидели как бедные, так и богатые. Он обманывал народ, льстил ему, вымогал взятки у сограждан и афинских со­юзников, был замешан в казнокрадстве; короче, был «осчаст­ливлен» целым букетом пороков, что, однако, не мешало ему преуспевать. В комедии он представлен, как и водится в произ­ведениях такого жанра, в смешном, даже карикатурном свете.

Между тем, авторитетные историки подтверждают справед­ливость аристофановской характеристики Клеона как личности неприглядной. Пословам Фукидида, Клеон — «самый буйный извсех граждан, пользовавшихся тогда больше всех доверием у народа». Знаменитый биограф Плутарх сообщает о «скверности наглости» Клеона. Великий философ Аристотель напоминает о некоторых ораторских «приемах» Клеона, который «более всех развратил народ своими порывистыми движениями, первый стал кричать на трибуне и ругаться». «Всадники» Аристофана подчеркиваютобщую особенность лревнеаттической комедии — свободу личной шлевки.

Еще один вывод: законы политики таковы, чтои в стародав­ние времена вцивилизованных демократических Афинах могли преуспевать демагоги и авантюристы. Ныне политиков такого рода, ориентирующихся обычно на отсталые слои населения, называют популистами.

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. В комедии «Всадники» действие происходит в Афинах перед домом Демо­са (Народа афинского), дряхлого старика, у которого забрал власть ловкий раб по имени Пафлагонец. По словам раба Ни-кия, «с тех пор, как в дом ворвался он, прохода нет нам, домо­чадцам, от битья и ругани». В имени Пафлагонца намек на то, что отец Клеона был владельцем кожевенной мастерской. Сло­во же «пафладзо» означает: «брызгать». Буквально его имя означает: «кожебрызгающий».Клеон имел обыкновение, произ­нося речи, входить в раж и брызгать слюной. Один из рабов Народа (в некоторых переводах Демоса) так характеризует и хо­зяина, и ловкого, нахального Пафлагонца:

Хозяин с ним один у нас,

Бобов грызун, сварливый, привередливый,

Народ афинский, старикашка глухонький.

Наши рекомендации