Синхронистичпость и любопытные связи

Г р о ф : Синхронизация возбуждает мое воображе­ние не так сильно, как синхронистичность — явление,целиком относящееся к психологической сфере. В наших дыхательных сессиях у людей очень часто бывают со­вершенно одинаковые или идеально дополняющие друг друга переживания, несмотря на отсутствие между ними общения через обычные каналы. Нередко люди видят друг друга в своих переживаниях, а после сессии рисуют практически идентичные мандалы.

Р а с с е л : Я не думаю, что эти синхронизмы про­исходят совершенно случайно. Я замечал, что синхро-нистичность проявляется чаще в тех случаях, когда я пребываю в чистом, уравновешенном состоянии созна­ния. К примеру, сразу после многодневных занятий уединенной медитацией синхронизмы происходят со мной буквально один за другим. Ощущение при этом такое, словно весь космос на моей стороне — все ла­дится, все идет самым замечательным образом, намного лучше, чем я сам планировал или ожидал. И наоборот, когда я в стрессе, когда утомлен и нахожусь в напря­женном, озабоченном состоянии ума, синхронистич-ность в моей жизни случается очень редко. Напрашива­ется предположение о том, что взаимосвязанность раз­нородных событий отражает мое собственное состояние сознания. Если это так, то отсюда следует очень инте­ресный вывод о том, что, действуя в направлении соб­ственного внутреннего благополучия, я каким-то обра­зом могу влиять на частоту проявлений синхронистичности.

Признание и понимание этой взаимосвязанности — непростая задача для господствующей научной пара­дигмы. Однако я слишком часто переживал ее, чтобы убедиться в том, что явление на самом деле существует, а значит — что-то не в порядке с самой парадигмой.

Л а с л о : Мы должны понять, во-первых, что синхронистичные явления и переживания действительно происходят, а во-вторых, что это случается независимо от каких-либо классических причинно-следственных связей. Впрочем, я все же задаюсь вопросом, а не суще­ствует ли какая-то разновидность связи, которую мы не обнаруживаем потому, что ищем ее в рамках старой па­радигмы? Может быть, мы должны рассматривать от­дельного человека как часть более обширной целостно­сти? И трансформацию, возможно, претерпевает именно эта целостность, в то время как отдельные личности ищут на ощупь какого-то понимания происходящего с ними самими, их сообществами и цивилизациями. По­этому, покуда поиск объяснений ведется в индивидуаль­ных умах, мы и получаем все эти парадоксальные, ка­жущиеся эзотерическими данные, между тем как объяс­нение может лежать на совершенно ином уровне целост­ности.

Важно, однако, внести ясность, о каких именно проявлениях синхронистичности — или совпадениях — мы говорим: о тех, которые происходят с сознанием разных людей, или же о тех, которые касаются созна­ния в той же степени, что и материальной действитель­ности?

Г р о ф : Интересующие меня необычные совпаде­ния делятся на две разновидности.- К первой относятся очень маловероятные события или их сочетания. Эта разновидность впервые была описана австрийским уче­ным Каммерером, который был выведен Артуром Кестлером в его книге “Случай с акушерской жабой”. Явле­ния синхронистичности неоднократно происходили с Каммерером, поражая его воображение. К примеру, водин и тот же день он дважды столкнулся с одним и тем же номером — на трамвайном билете и на билете на ве­чернее представление в театре. К тому же он получил этот билет от знакомого в тот же день, что и интересо­вавший его телефонный номер.

К.Г. Юнг ссылается на наблюдения Каммерера в своей статье “Синхронистичность, или непричинный связующий принцип”, где он приводит пример еще бо­лее поразительной истории о некоем мсье Дешане и редком виде пудинга с изюмом. В первый раз мсье Дешану этот пудинг преподнес в качестве подарка на день рождения его друг, мсье де Фонжибу. Во второй раз Дешан увидел, название этого пудинга в париж­ском ресторане и, заказав его, узнал, что последний кусок пудинга только что был заказан в другой части ресторана не кем иным, как все тем же мсье де Фон­жибу. Тот совершенно случайно зашел именно в этот ресторан во время своей незапланированной поездки в Париж.

Спустя много лет состоялась третья встреча мсье Дешана с тем же самым пудингом. Его подавали на ве­черинке, где Дешан был среди гостей. Ему тут же при­шло в голову, что для полноты картины недостает толь­ко его приятеля де Фонжибу. В этот момент неожиданно зазвонил дверной колокольчик. На пороге оказался сму­щенный и сконфуженный де Фонжибу. Оказалось, что он попал в этот дом по ошибке: кто-то случайно дал ему неверный адрес.

Мне трудно считать экстраординарные совпадения такого рода обычным течением событий — они астроно­мически невероятны. Я гораздо больше склонен усмат­ривать в них деятельность некоего космического на­смешника, пишущего сценарий реальности.

Вторая разновидность синхронистичности еще более примечательна. К ней относятся ситуации, одна часть которых является внутренним психическим переживани­ем, а другая — событием в реальности консенсуса, то есть в материальном мире. Знаменитый пример таких совпадений — история Юнга с золотым майским жуком, ударившимся об окно его кабинета в тот самый момент, когда он анализировал сон своего пациента, в котором фигурировал очень похожий на этого жука египетский скарабей. Джозеф Кэмпбелл описывает похожий случай из собственной жизни, происшедший в тот период, когда он писал книгу “Путь животных сил”. Кэмпбелл жил тогда в Манхеттене, на четырнадцатом этаже высотного дома. В его рабочем кабинете было два ряда окон, один выходил на Шестую авеню, другой — на реку Гудзон. Поскольку вид на Шестую авеню не казался ему инте­ресным, он почти никогда не открывал окна первого ряда. Кэмпбелл писал главу о мифологии африканских бушменов в Калахари, важную роль в которой играет образ богомола. На столе перед ним лежали посвящен­ные богомолам статьи и изображения. Неожиданно, по­среди работы, Кэмпбелл почувствовал беспричинное желание открыть одно из тех окон, которые обычно держал закрытыми. Поступив таким образом, он увидел там, на четырнадцатом этаже манхеттене кого небоскре­ба, карабкающегося по стене богомола. Какова вероят­ность того, что подобное совпадение произойдет слу­чайно?

По моим наблюдениям, частота проявлений синхро­нистичности резко возрастает в жизни людей, пережив­ших психодуховную трансформацию через смерть и воз­рождение эго. Обычно такое переживание приводит к глубоким переменам в системе ценностей и общей жизненной стратегии человека. Люди в большей степени с наслаждением живут в настоящем моменте и меньше интересуются неотступным преследованием конкретных целей. Их жизнь перестает напоминать матч по борьбе или боксу, становясь скорее похожей на боевые искусст­ва. Впрочем, еще более подходящей метафорой является серфинг. В этом виде спорта вы не принимаете само­стоятельного решения, куда вам двигаться. Вам необхо­димо оседлать волну. Люди, о которых я говорю, вместо того чтобы пробивать себе дорогу к будущей цели, бо­рясь с врагами и устраняя препятствия, чувствуют, куда ведет энергия и как они могут наилучшим образом ей соответствовать. Они просто идут с потоком. Это очень похоже на вувей в даосизме — принцип творческого по­коя, или действия посредством пребывания.

Жизнь таких людей становится все более свободной от усилий и вместе с тем, странным образом, все более творческой, продуктивной и вознаграждающей. И с ними происходят синхронистичные события, поддерживаю­щие и ускоряющие все, что они предпринимают. В то же время, что бы они ни делали, это служит не только их собственным индивидуальным интересам, но и благу более широкого сообщества. Возникает ощущение глу­бокой связи с другими людьми, потребность в служении, сотрудничестве и синергии. Вы все более начинаете це­нить различия, у вас возрастает терпимость и чувство принадлежности к человеческому роду, природе, космо­су, а также значительно возрастает экологическая осоз­нанность и чувствительность.

Л а с л о : Когда происходят одновременные, внеш­не никак не связанные друг с другом события в нашем собственном сознании или даже в сознаниях знакомых

нам людей, мы всегда можем попытаться объяснить их ссылками на свойства памяти и причудливый характер ассоциаций нашего мышления. Но все эти объяснения разом отпадают, когда речь идет о событиях такого рода, происходящих вне человеческого черепа, в физическом мире. Вот где лежит необъятная и захватывающе увлека­тельная сфера для современного исследования способно­стей разума и сознания.

ВТОРОЙ ДЕНЬ УТРО

Личный контекст

Изменение в ценностях

Л а с л о : Вчера мы говорили о том, что, судя по всему, кризис в мире неминуем, однако есть и признаки трансформации в сознании, способствующей возможно­стям преодоления кризиса. Такая трансформация уже происходит и в “объективном” мире вне нас, и в нашем “субъективном” мире, для которого очень важную роль играют ценности. Каковы же природа и направление происходящей в обществе смены ценностей? Мне пред­ставляется, что этот вопрос имеет критически важное значение, поскольку он затрагивает всех нас и индиви­дуально, и коллективно.

Р а с с е л : Я интерпретирую нынешний ценност­ный сдвиг в терминах ослабления привязанностей эго.

В основном ценностями для нас является все то, что мы считаем важным в своей жизни. В западном обществе многие ценности носят автоцентрический характер, ха­рактер заботы о самих себе. Что думают обо мне другие люди? Получаю ли я то, что мне необходимо? Насколько я защищен? Есть ли у меня деньги, вещи и переживания, которые могут меня осчастливить? В достаточной ли степени мой мир находится под моим контролем? Это примеры вопросов, которые для нас важны, которые имеют для нас ценность и в столь значительной степени обуславливают наше поведение.

Когда автоцентризм ослабляет свою хватку — а это может произойти в результате глубокой духовной трансформации, о которой вчера говорил Стэн, или же просто потому, что мы становимся более зрелыми и мудрыми, — изменяется как раз то, что мы считаем важ­ным, то есть происходит сдвиг в системе ценностей. Бо­лее глубокие уровни нашей самости в своей идентично­сти в меньшей степени зависят от внешних объектов, поэтому когда значительное число людей войдут в кон­такт с этими своими уровнями, то произойдет, по всей видимости, и общая переориентация общественных цен­ностей.

JI а с л о : Достаточно ли сильны изменения в сис­теме ценностей отдельных людей, чтобы привести к мо­дификации наших социальных институтов и общеприня­тых поведенческих кодов? Это очень важный вопрос, поскольку в своих социальных и профессиональных ро­лях мы ведем себя в соответствии с чужими ожидания­ми. Что же происходят в этом отношении, если у вас бы­ло преобразующее переживание, ведущее к новым про­зрениям и революции в вашем сознании? Продолжаете ли вы играть те же социальные роли, что и прежде? Ве­дете ли вы себя, как прежде? Или, быть может, в боль­шинстве случаев люди, прошедшие такие переживания, и вести себя начинают иначе?

Г р о ф : За прошедшие годы я многократно был свидетелем того, как переживания не только меняли людей, но и оказывали глубочайшее воздействие на ход их повседневной жизни. Зачастую при этом они не ос­тавляли свою работу и не отказывались от своей жиз­ненной ситуации в целом. Ведь люди определенных профессий — врачи, юристы, учителя и т.д. — легко мо­гут продолжать заниматься тем же, чем они занимались и раньше, но делать это с позиций иного модуса созна­ния, по-другому, с измененным фокусом. Однако бы­вают и такие виды занятости, которые очевидно несо­вместимы с новым способом видения реальности, и в этом случае продолжать вести старый образ жизни не­возможно.

Наглядный пример тому — один мой знакомый фи­зик, написавший диссертацию о воздействии магнитного поля Земли на траекторию снарядов. Его диссертация была засекречена, после чего ему предложили работу в Пентагоне. Как он впоследствии рассказывал мне, он и его коллеги работали над очень конкретной задачей: как оптимальным образом распределить элементы раке­ты с большим числом боеголовок, чтобы полностью “вычистить” территорию в сто квадратных миль. В хо­де работы над математической стороной этой задачи он внезапно осознал, что имеет дело не просто с абстракт­ной задачей, что на самом деле речь идет не о ста квад­ратных милях, а о человеческих жизнях, о детях, семьях, школах, больницах... Он понял, что до этого момента на

самом деле не отдавал себе отчета в том, к чему может привести его деятельность. Он поднялся сам не свой и покинул рабочее место, куда больше так и не вернулся. Позже он занялся телесно-ориентированной терапией, стал целителем, сильно заинтересовался вопросами ду­ховности.

Л а с л о : Мне тоже известны примеры откровений, полностью менявших жизнь людей. Недавно я познако­мился с одним человеком, имя которого в прошлые годы было хорошо известно в Германии. В весьма молодом возрасте, будучи мясником, он подписал контракт со штабом американских оккупационных сил в Германии. По этому контракту он поставлял сосиски для войсковых кухонь и вскоре очень разбогател. В последующие годы он основал крупный мясоперерабатывающий комбинат, специализирующийся на производстве разных видов со­сисок. Он стал очень богатым человеком, ему принадле­жали огромные бойни, на него работали тысячи людей.

Однажды он поехал в отпуск в Сахару, где провел две недели в пустыне, ведя почти бедуинский образ жиз­ни. Там, совершенно неожиданно для него, ему пришло в голову, что то, чем он занимается, ужасно для животных и совсем не так уж хорошо для людей. Его пронзило острое ощущение зря проживаемой жизни. Он осознал, что должен прекратить забивать животных. Вернувшись домой, он продал все принадлежащие ему фирмы и соз­дал организацию, занимающуюся экологическими про­ектами. Можно предположить, что его “просветление” каким-то образом было вызвано измененным состоянием сознания во время пребывания в пустыне.

Такое может происходить на индивидуальном уровне, но для того чтобы изменилось общество в целом, необходимо, чтобы это происходило со многими индиви­дами. Как может большое количество людей получить столь значительные по своему смыслу переживания, чтобы полностью изменилась их жизнь? Возможно ли это вообще?... И что мы можем сделать, чтобы способ­ствовать этому?

Г р о ф : На сегодняшний день в нашем распоряже­нии имеется множество древних и современных методов, могущих ускорить такую трансформацию. Судя по все­му, неуклонно растет интерес в обществе к следованию по такому пути. Нередко такая трансформация происхо­дит самопроизвольно. Кен Ринг описывает случай с ма­фиози, который радикально переменился после ОСП — около смертного переживания. Кен говорил о “пережива­ниях омеги”, имея в виду идею Тейяра де Шардена о точке омега, к которой человечество следует в своей эволюции. В разряд этих переживаний он включил, по­мимо ОСП, спонтанные мистические состояния, психоделические переживания, переживания людей, побывав­ших в контакте с НЛО, а также такие самопроизвольные психодуховные кризисы, или ситуации “духовной ско­рой помощи”, как пробуждение кундалини.

Р а с с е л : Примером, наглядно иллюстрирующим изменение в сознании многих людей, является отноше­ние нашего общества к потреблению в пищу мяса. Всего двадцать лет назад вегетарианство воспринималась как необычная и весьма эксцентричная причуда. Сегодня оно стало настолько распространенным явлением, что большинство ресторанов предлагает клиентам в своих меню качественные вегетарианские варианты. Эта пе­ремена в общественном сознании была вызвана целым

рядом факторов. Некоторые стали вегетарианцами по соображениям здорового питания; другие — из-за забо­ты об экологических последствиях мясообрабатывающей индустрии; третьих приводит в ужас массовое убийство живых существ, и они не хотят принимать участие в этой жестокости; четвертые просто неспособ­ны заставить себя взять в рот нечто, что сами неспо­собны убить. Общий результат — массовый сдвиг в сторону той или иной степени воздержания от употреб­ления мясного — заметьте, не полное вегетарианство, а скорее предпочтение более сбалансированной диеты. Такая смена ценностей стала возможна потому, что размышления многих людей о мире и их понимание его стали глубже.

Г р о ф : Эрвин, вы спросили меня, как мы можем

способствовать значительной трансформации большого числа людей. В некотором роде это уже происходит в самых разных аспектах. Множество различных пережи­ваний способны ускорить трансформацию и эволюцию сознания. Например, уже упоминавшиеся мною пережи­вания омеги, по терминологии Кена Ринга. Все они ока­зывают глубокое воздействие на структуру личности, на ее мировоззрение, иерархию ценностей и жизненную стратегию. Все они как-то связаны с постижением раз­рушительного и саморазрушительного характера курса, которому следует наше общество. Бывает, что в пережи­ваниях буквально возникают видения общественных и природных катаклизмов и катастроф, которые произой­дут с нами, если мы не изменимся. Естественным ре­зультатом переживаний омеги являются чувство всепла­нетного гражданства, глубокая экологическая осознан­ность в отношении универсальной духовности всеобъ-емлющей природы, идущей на смену сектантству и не­терпимости нынешних религий мейнстрима. Мне пред­ставляется очень важным для нашего будущего, чтобы знания о “технологиях священного” стали доступны лю­дям в самом широком масштабе через средства массовой информации. Очень важно также позаботиться о созда­нии систем поддержки для лиц, переживающих спонтан­ные преображающие кризисы.

Л а с л о : Разрешите мне, однако, вернуться к во­просу, который не прекращает занимать меня: откуда все-таки берутся эти необычные переживания? Являют­ся ли они исключительно индивидуальными, свойст­венны ли они всему человечеству или, быть может, волна переживаний, характерная для нашего времени, спровоцирована чем-то, что находится за пределами человечества?

Г р о ф : В духовных переживаниях у людей обычно возникает чувство, что они подсоединяются к некоему внеличностному источнику — высшей силе или выс­шему сознанию. Оно может принимать форму архети­пического существа или вообще полностью выходить за пределы формы. Когда происходит последнее, оно вос­принимается как Космическое Сознание, Универсаль­ный Разум, Дао — тут можно использовать и любое другое имя, которым вы пожелаете назвать недиффе­ренцированную божественность. В переживаниях кон­тактов с НЛО этот источник представляется внеземным разумом, существом или существами из другой части вселенной.

Разумеется, всегда остается открытым вопрос о том, что означает внутрипсихическое и что находится вне психики. С точки зрения более широкой трансперсо­нальной перспективы, то, что воспринимается как бо­жественное, по сути является более высоким аспектом нас самих, а внеземные переживания происходят, веро­ятно, из коллективного бессознательного. Так же, как в индуистской концепции Атмана-Брахмана индивиду­альная психика в конечном счете соизмерима со всем сущим.

Р а с с е л : Я порой задумываюсь над тем, насколь­ко вообще важен вопрос о разнице между тем, что происходит внутри нас, и тем, что зарождается “там”, снаружи. Может быть, любое различие между “там, во­вне” и “здесь, внутри” — иллюзорно, а важна лишь ценность самого переживания. Духовные переживания практически всегда являются очень сильными и волг нующими, и во многих случаях они меняют жизнь лю­дей к лучшему.

Г р о ф : С уверенностью можно лишь констатиро­вать, что все эти переживания воспринимаются как воз­никающие из источника, запредельного тому, что люди обычно считают своей личной идентичностью, своим “заключенным в кожу эго”. Кроме того, они обладают способностью самым радикальным образом выводить ограниченное человеческое самовосприятие далеко за пределы привычных границ.

Л а с л о : Не исключено, что противопоставление того, кем являюсь я, и того, что не является мной, вооб­ще не представляет собой наиболее удачную постановку вопроса. Возможно, в каждом из нас есть частица того, что пребывает за нашими пределами.Г р о ф : Безусловно, именно в этом состоит базо­вый принцип многих эзотерических систем: человек это микрокосм, отражающий макрокосм, это микрокосм, имеющий доступ к информации о целом. Внизу то же, что и наверху. Внутри то же, что и вовне.

Этот принцип мы обнаруживаем в самых разных системах — в древней джайнской концепции джив, в Хва Йень, в буддизме Аватамсаки, в Тантре, в Каббале, в герметической традиции. В новые времена сходная идея присутствует в монадологии Лейбница, в голографиче-ской модели вселенной, в процессуальном мышлении Уайтхеда и, разумеется, Эрвин, в вашей собственной концептуальной системе. Все эти модели, древние и со­временные, предлагают радикально отличную альтерна­тиву жесткой и ригидной дихотомии между внутренним и внешним, между индивидом и космосом.

Л а с л о : Да, согласно моей точке зрения, человек является не отдельным существом, а интегральной ча­стью окружающего его мира. Для Запада эта мысль нова, ведь само открытие ценности индивидуума принадлежит западному Ренессансу. С тех пор индивидуальность от­дельного человека ценится именно за ее уникальность, за то, что, благодаря ей, он — отличие от всех остальных людей и всего остального мира. В сегодняшней культуре мы все еще склонны ставить уникального индивида на более высокую ступень развития, чем коллективно-ориентированную личность.

Однако в последнее время наблюдается постепен­ный возврат к пониманию того, что индивид не полно­стью отделен, что он является частью более крупной, более всеобъемлющей общности людей с ее экологией и антуражем. Разумеется, такое понимание сопряжено со

страхом, что индивид является всего лишь болтиком в механизме, нейроном в глобальном мозге.

Р а с с е л : Совсем необязательно рассматривать растущее чувство индивидуальности как нечто нега­тивное. Это важная часть процесса нашего эволюцион­ного развития; без этого наша цивилизация выглядела бы совершенно иначе. На сегодняшний день важно уравновесить это чувство осознанием того, что мы яв­ляемся также частью более крупного целого. Так мы сможем развивать степень своего взаимного сотрудни­чества и согласованности в направлении более обшир­ной и всеобъемлющей осознанности, не пытаясь при этом свести на нет одно из величайших достижений эволюции.

В действительности нам необходимо не сдерживать свою индивидуальность, а, напротив, лелеять ее, доводя до полного роста. Та самоидентификация, которая гос­подствует в нашей культуре, проистекает скорее из ог­раниченного чувства самости. Многие выводят свою идентичность из того, чем они обладают и чем занима­ются, из того, какими видят их другие, из своего соци­ального статуса, из выполняемых ими ролей, из своей работы, из убеждений, которых они придерживаются, даже из машины, которую они водят. В таком положе­нии есть множество изъянов. Идентичности, зависящей от того, чем мы владеем и что делаем в мире, постоянно грозит опасность. Если что-то из этого меняется, или даже нам только кажется, что что-то меняется, наше самоотождествление оказывается под угрозой, и мы зачастую совершаем определенные поступки и произ­носим определенные слова не потому, что это действи­тельно то, что уместно совершать и говорить, а потому что испытываем потребность в подкреплении своей са­мости.

Парадоксальным образом, именно эта ситуация за­ставляет нас подавлять свою подлинную идентичность. Мы делаем это, чтобы соответствовать общественным нормам и получать признание и оправдание, необходи­мые нам для хорошего самочувствия. Вместо того чтобы хранить верность собственной самости, люди слишком часто конструируют абсолютно искусственный образ себя и совершают в результате множество поступков, ни в малейшей степени не отдавая себе отчета в том, пра­вильные они или нет.

Л а с л о : Полностью согласен с вами. Проблемой является не индивидуальность как таковая, а изолиро­ванная индивидуальность, воспринимаемая как отдель­ная, даже отрезанная от общества и природы.

Р а с с е л : Именно эта разновидность слепой инди­видуальности и представляет собой проблему. Необхо­димо искать способы помочь людям внутренне раскре­поститься, свободно думать о самих себе, входить в кон­такт со своей собственной глубокой мудростью и давать ей свободное выражение в своей жизни.

Такой вид индивидуальности, находясь на более вы­соком витке эволюции, не вступает в конфликт с сотруд­ничеством с обществом. Напротив, он способен лишь усилить его. Преодолев границы искусственно выстро­енного чувства самости, вы в значительной степени пре­одолеваете ту разновидность заботы о себе, которая пре­пятствует подлинному состраданию, вы лучше видите и чувствуете чужие потребности.

Г р о ф : Мировоззрение, господствующее в запад­ной индустриальной цивилизации, не служит хорошей службы ни коллективу, ни индивидуальности. Его кре­до — заблуждение. Оно проповедует способ бытия и жизненную стратегию, которые в конечном счете неэф­фективны, разрушительны и не приносят удовлетворе­ния. Оно внушает нам, что для счастья достаточно по­беды в соревновании за деньги, за материальные при­обретения, за социальное положение, власть и славу. Как мы уже увидели в ходе этого разговора, все это со­вершенно неверно. В этом отношении западная цивили­зация находится в плену величайшего заблуждения. Люди, следующие этой стратегии, гонятся за миражом. Она обречена на поражение, независимо от того, дости­гается ли поставленная цель, поскольку она совершенно неспособна принести удовлетворение и чувство свер­шения.

Кен Уилбер в своей книге “Проект Атман” высказы­вает интересные мысли на этот счет. Он подробно опи­сывает конкретные результаты основополагающей идеи Вечной Философии, согласно которой наша истинная природа божественна и в конечном счете мы идентичны с космическим творческим принципом. Несмотря на то, что процесс творения отделяет и отчуждает нас от нашей божественной идентичности, само осознание нашей свя­зи с ним, утверждает Уилбер, никогда полностью не те­ряется. Глубочайшей мотивирующей силой в человече­ской психике на всех уровнях нашего развития является тоска по возврату к переживанию своей божественности. Разумеется, эта цель недостижима до тех пор, пока мы продолжаем верить, что являемся действующим в мате­риальном мире телом-эго. Для ее достижения мы долж­ны стать всем тем, что мы есть.Л а с л о : Вы можете поподробнее раскрыть эту мысль, Стэн?

Г р о ф : Этот момент хорошо иллюстрирует из­вестная история об Александре Великом. Это, безуслов­но, пример человека, чьи мирские достижения трудно поставить под сомнение. О его успехах в достижении божественного статуса в материальном мире мог бы мечтать каждый, зачастую его так и называли — Алек­сандр Божественный. А история такова: после целой се­рии блистательных военных побед, сделавших его пра­вителем обширнейших территорий от его родной Маке­донии до границ Индии, Александр вторгся и в Индию. Там он узнал о неком йогине, обладающем необычными способностями, или сиддхи, в том числе — способно­стью предвидеть будущее.

Александр отправился в пещеру к этому йогину, чтобы спросить его о том, что уготовано ему самому. Тот был глубоко погружен в свою духовную практику, однако Александр нетерпеливо прервал его медитацию, спросив, действительно ли он умеет видеть будущее, Йогин молча кивнул головой и возобновил медитацию. Александр вновь прервал его, задав ему еще один безот­лагательный вопрос: “Можешь ли ты сказать мне, удаст­ся ли мне завоевать Индию?”. Йогин немного пораз­мышлял, затем медленно открыл глаза, окинул Алексан­дра долгим сострадательным взглядом и мягко сказал: “В конечном счете тебе понадобится лишь кусок земли длиной в шесть локтей”.

Трудно найти более пронзительный пример челове­ческой дилеммы между отчаянным усилием обрести реализацию собственной божественности материаль­ными средствами и ограничениями, которые наклады-

вает на нас наше отождествление с телом-эго. Достичь полного осуществления своего потенциала в качестве божественных существ можно лишь посредством внут­реннего переживания. Это требует смерти и преодоле­ния нашей отдельной самости, кончины нашей иденти­фикации в качестве “эго, заключенного в кожу”. По причине своего страха перед исчезновением эго, мы вынуждены предлагать Атману всевозможные подмены и суррогаты. Их содержание всегда зависит от конкрет­ной жизненной стадии и меняется по мере их прохож­дения.

Для эмбриона и для новорожденного заменителем Атмана является блаженное переживание хорошей мат­ки или хорошей груди. Для ребенка это — удовлетво­рение элементарных физиологических потребностей и чувство безопасности. К тому времени, когда мы дости­гаем взрослости, проект Атман разрастается, достигая огромной сложности. Теперь уже есть широчайший спектр суррогатов Атмана, они включают, помимо пи­щи и секса, деньги, славу, власть, внешность, знания и многое другое. Но в то же время мы не перестаем чув­ствовать, что в самом глубочайшем смысле мы иден­тичны с творческим принципом, с всецелостью творе­ния. Поэтому суррогаты любой сложности и любого масштаба всегда остаются неудовлетворительными. Конечное удовлетворение нашей неутолимой жажды лежит во внутреннем мире, а не в преследовании каких бы то ни было мирских достижений. Лишь переживание собственной божественности в необычном состоянии сознания способно удовлетворить наши глубочайшие нужды.

О жизненных целях

Л а с л о : Предлагаю перейти к обсуждению более земного, но не менее важного вопроса о чрезвычайно распространенном в современном мире ощущении об­щей потери смысла. Большинство людей сами не знают, что именно важно для них в жизни. Может быть, нам удастся пролить свет и на этот вопрос?

Позвольте для начала спросить следующее: что именно является важным в том, чем мы занимаемся пря­мо сейчас, то есть в диалоге? Мне представляется, что ключевым моментом любого диалога, более важным, чем любые техники по индуцированию в людях опреде­ленного умонастроения, является необходимость позабо­титься о том, чтобы все участники знали, о чем говорят остальные. Без этого диалог не является диалогом. Они должны также признавать важность обсуждения того, о чем идет речь, — признавать необходимость понять не­что, что еще не получило должного понимания. Необхо­димо, чтобы каждому участнику было важнее выслушать чужую точку зрения, нежели отстоять свою. Если вы способны преодолеть потребность в утверждении своего эго и понять, что диалог это средство достижения чего-то нового, вы проявите больше открытости, больше го­товности отложить в сторону мелочную озабоченность тем, “кому в конечном счете все это на руку”, и скон­центрироваться на предмете обсуждения.

Р а с с е л : Этот подход применим ко всей нашей жизни. Что, на самом деле, важно в моей жизни? Сама постановка вопроса — “Чего я в действительности хо­чу?” — может оказаться поучительным упражнением.

В первую очередь, конечно, чаще всего приходят на ум ответы, обусловленные нашим биографическим и соци­альным опытом. Кроме того, им свойственна ограни­ченность нашим представлением о возможном и невоз­можном. Но если продолжать задавать этот вопрос сно­ва и снова, каждый раз проникая все глубже, размыш­ляя на тему: “Почему я этого хочу?”, то многие в ре­зультате приходят к очень похожим выводам. Оказыва­ется, в конечном счете мы все стремимся чувствовать внутренний комфорт, ощущение внутреннего мира, сво­боду от страдания. Нам только кажется, что мы хотим чего-то внешнего — денег, продвижения по службе, улучшения взаимоотношений, отпуска, — но все это не служит нашей подлинной цели. В пределе мы все жела­ем улучшить свое состояние сознания. Это не означает, что надо бросить работу и приняться за внутренние по­иски. Однако важно сохранять осознавание того, что ни работа, ни деньги не являются целями сами по себе, это лишь средства для достижения более глубокой, духов­ной цели.

Л а с л о : Работа, выполняемая человеком, может находиться на разных уровнях осмысленности. На самом низком уровне человек работает только ради получения платы, и ему совершенно неважно, чем именно зани­маться. Разумеется, существуют некоторые виды дея­тельности, которые необходимо совершать, несмотря на то, что они полностью лишены какой-либо осмысленно­сти. Будем надеяться, что когда-нибудь часть таких ра­бот будут выполнять машины, и люди освободятся для совершения более осмысленных действий.

Ко второму уровню относятся виды деятельности, которые мы выполняем, потому что для нас это интересно и увлекательно. Обычно такого рода деятельностью является хобби. Особенно хорошо, когда человек, зани­маясь своим хобби, тем самым еще и зарабатывает день­ги. Но и это еще не самый высокий уровень, поскольку он не лоднимается выше развлечения и приятного вре­мяпрепровождения.

На следующем уровне человек задается вопросом, является ли его работа по-настоящему осмысленной, служит ли она какой-то цели, ведет ли она к личной реа­лизации. Если ему удается найти ответы на эти вопросы, или если он может заниматься чем-то, что приносит ему и доход, и удовлетворение, и чувство свершения, то, значит, ему очень повезло. Разумеется, достижение це­лей самого высокого уровня, как правило, нелегко. Ино­гда они требуют жертв. Пример тому — мученики. Не думаю, что они стали бы добровольно жертвовать собой, если бы не были убеждены в важности своих целей. Или великие артисты, живущие на чердаках, жертвуя матери­альным благополучием ради своего искусства. Уровень, которого достигает человек, зависит от того, насколько он амбициозен. Обычно, если только его экономическая ситуация не находится ниже всяких допустимых норм, ему требуется подняться выше первого уровня. Когда он выполняет работу только ради заработка, он забывает ее, как только она завершена. Закрывая дверь офиса или ма­газина, он тут же выбрасывает ее из головы и начинает смотреть по сторонам, думая о том, как потратить зара­ботанные деньги.

Мне кажется, что самое лучшее — уметь сочетать свою частную жизнь и общественную деятельность ув­лекательным и осмысленным образом. В этом случае удается достигать свершений, сохраняя гармонию тела и души. Важно не бояться следовать своим наклонно-

стям, придерживаясь ощущения, что вы идете именно к тому, что вы действительно хотите совершить в своей жизни.

Правда, в жизни многих людей на Западе — хотя, конечно, не всех — есть определенная ловушка: это свойственный им скептицизм в отношении их собствен­ного желания или даже самой их способности действо­вать во благо общества и жить в ладу с природой. Мно­гие придерживаются такой точки зрения, что весь этот разговор о целях и смысле есть лишь самообман, и во­обще, дескать, люди работают потому, что им нужны деньги. Все, от посыльного и дворника до президента крупной компании и президента государства, просто за­рабатывают деньги и, если могут, становятся богаче. Та­кой вид мышления игнорирует все, связанное с осмыс­ленной работой и свершениями сверх ежемесячной пла­тежной ведомости.

Наши рекомендации