Найден на острове Делос. I в. до н
Афины, Национальный музей
Храм Аполлона в Дельфах. VI—IV вв. до н.
Геры в Олимпии и Аполлона в Коринфе, лишь фундаменты архаического Гекатомпедона видны на афинском Акрополе. Та же участь постигла и ионические диптеры (обнесенные двойной колоннадой) в Малой Азии и на островах.
Своеобразен храм Геры в Олимпии, где колонны отличаются друг от друга не только внешним видом, но и диаметром: очевидно, что по мере износа деревянных опор, служивших колоннами в древнем храме, они постепенно заменялись каменными и в зависимости от расчета новой нагрузки получали различную толщину.
Храм Аполлона в Коринфе был эффектно поставлен на фоне огромной горы, как бы слит с пейзажем. Высеченные из известняка красивого золотистого цвета колонны его приземисты и толсты. Диаметр их укладывается по высоте лишь четыре раза. Более того — они цельные, монолитные, что встречается только в архаических сооружениях. Обращает внимание и то, что при сильном сужении колонн кверху в них нет энтазиса. В архитектуре храма Аполлона много и других особенностей. Так, угловые колонны толще, чем внутренние, многие детали имеют изгибы — курватуры, стилобат чуть выпуклый — центр возвышается над краями. Все это найдет свое продолжение в классике, особенно в архитектуре Парфенона.
В архаическую эпоху на афинском Акрополе стоял богато укра-
шенный скульптурами храм Гекатомпедон I (стофутовый, длина его боковой стороны была 33,5 м), перестроенный в 530 г. до н. э. в Гекатомпедон II. Система архитектурной композиции в архаике обычно основывалась на предельной простоте соотношения элементов, на кажущейся однообразной расстановке храмов вдоль священной дороги (Пестум, Се-линунт) и сокровищниц на пути к храму (Дельфы) или стадиону (Олимпия). Никакой изощренности, ничего лишнего, внешнего — таким было правило архаических зодчих, сосредоточивавших всю силу напряженности внутри самого архитектурного образа. Не случайно в связи с этим и расположен архаический храм Гекатомпедон на афинском Акрополе прямо после входа на священный холм, против роскошных ворот Пропилеи.
Человек, взошедший на Акрополь в VI в. до н. э., оказывался сразу перед фасадом храма. Он должен был благоговейно стоять перед святыней, торжественно и спокойно идти к храму, не отвлекаясь ни на что внешнее, побочное, сохраняя соответствующие моменту торжественность и величественную сдержанность.
В богатых греческих городах Ионии — на островах и побережье Малой Азии — возник и распространился ионический ордер. Его ранние памятники почти не сохранились, так же как и дорические. Древние авторы лишь сообщают о существовании огромных храмов ионического ордера — Артемиды в Эфесе, Геры на Самосе, Аполлона в Дидимах близ Милета — и маленьких сокровищниц, подобных дельфийским.
Храм Артемиды в Эфесе начали воздвигать в первой половине VI в. до н. э. зодчие Херсифрон из Кносса и сын его Метаген. Деньги на постройку давал известный своими богатствами царь Крез, о чем сообщается в надписях на очень высоких базах колонн, украшенных фигурами. Оживление колонн рельефами — прием восточный, во дворцах переднеазиатских правителей рельефы размещались на стенах также внизу, прямо у пола. В Греции они затем будут располагаться на верхних фризах.
Древнеримский писатель Плиний сообщает, что храм строили сто двадцать пять лет. В 356 г. до н. э. его сжег стремившийся прославиться этим и сохранить в веках свое имя один безумец, но на том же месте в эпоху эллинизма стали строить новый храм.
Сооружение это было одним из семи чудес света. Поэты нередко в своих стихах отдавали предпочтение эфесскому храму перед остальными прекрасными творениями людей:
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видел Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса,
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавзола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
Антипатр Сидонский
Подходы к малоазийским ионическим диптерам были очень торжественны. Подобно аллеям сфинксов, ведущим в египетские святилища, к храму Аполлона в Милете шла дорога, которую обрамляли изваяния сидящих на тронах правителей и жрецов. Вообще в колоссальных ионических диптерах Малой Азии чувствовалось воздействие Востока и принципов египетского зодчества.
На Балканском полуострове изящный ионический ордер использовался чаще для маленьких построек, подобных сокровищнице сифносцев в Дельфах. Колонны ионического ордера воздвигались порой и как постаменты для статуй. На таких высоких постаментах стояли знаменитый наксосский сфинкс в Дельфах и богиня победы Ника Делос-ская.
Жилые постройки эпохи архаики нам почти неизвестны, так как чаще всего они строились из кирпича-сырца или дерева. Во время раскопок древних городов, в частности Пантикапея, в Восточном Крыму археологи находят остатки архаических домов: каменные пороги с углублением, в которое входила пята вращающейся двери, каменные фундаменты, следы очага, но время не сохранило ни деревянных дверей, ни сырцовых стен, ни соломенных крыш.
Кроме храмов и жилых домов, в VII—VI вв. до н. э. воздвигались и другие здания: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы, театры. Известны, правда, лишь их руины. В Олимпии и на острове Фазосе найдены остатки пританея — учреждения, где горел священный огонь, а пританы — городские должностные лица — принимали послов, устраивали общественные торжественные трапезы.
Строились в эллинских городах для заседаний советов старейшин булевтерии, подобные обнаруженному в Олимпии. В Элевзине можно видеть монументальные руины другого замечательного здания — телестериона, предназначавшегося для мистерий, посвященных культу богини плодородия Деметры.
Большое внимание уделялось водоснабжению архаических городов. Павсаний сообщает о сооруженном в VII в. до н. э. для Мегары при тиране Феогене водохранилище, от которого сохранилось 60 столбов. Большой водопровод имелся в Коринфе. На острове Самосе в годы тирана Поликрата при прокладке водопровода в горе был пробит туннель длиной в километр.
Можно сказать, что в эпоху архаики возникли все основные типы греческих построек и сформировались архитектурные принципы, которые получили дальнейшее развитие в эпоху классики и эллинизма.