Упражнение «Контрасты»

Как притягательно красива:

В ней всё гармония, всё диво! (Красота)

Она урод

Он жаден —всесебе, все в дом.

Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна? (Жадность)

Жизнь жадного бедным-бедна.

А добрый рад отдать все, чем владеет. Чем больше отдает— тем больше богатеет: Умом и сердцем, добрыми делами, Успехами в труде и верными друзьями.

(Доброта)

Уж если его что за сердце забрало. (Смелость)

Идет он в атаку "с открытым забралом"

Трусливый же смелостью хоть поражен

Скорее "в кусты", чтобы "не лезть на рожон" (Трусость)

(Вера)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить

Ушел!? Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко!

(С радостью) (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч (С чувством радостного Избави бог, от этих встреч! облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть; доброта-жестокость; смелость-трусость... Упражнение "Контрасты".

Как притягательно красива:

В ней все гармония, все диво! (Красота)

Она уродлива не от природы.

То - порожденье экстра-моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а "нечто"! (Уродство)

Он глуп, "как пробка", хоть красив.

От глупости еще спесив. (Глупость)

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним! (Ум)

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М.; Высшая школа, 1980, с. 206.

Как трудно б ни было — молчит. И знает;

За днями трудными и светлые мелькают.

Он - оптимист. Честь и хвала ему!

Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном свете.

Как трудно жить ему на свете (Безверие)

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для чего? С каким отношением, чувством?

Упражнение "Луна". Восприятие действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, даёт возможность услышать, понять глубочайшую зависимость малейших изменений в окраске голоса от внутренней жизни человека.

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна! (Восприятие опасного предмета с чувством досады

Эх, как некстати нам она! и тревоги.)

Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.

В лесу

Какая темень. Пропадем. (Восприятие нужного предмета с чувством радостной

Дорогу к дому не найдем. благодарности.)

Луна! Ура! О, лунный свет,

Тебя дороже в мире нет!

Ну, выходи скорей, свети!

Путь к дому помогай найти!

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна — (Восприятие нежелательного предмета с чувством

Нам союзница она. досады, тревоги и даже ужаса.)

Черт возьми, луна выходит!

Нас "под монастырь подводит":

Засекут и... "крышка нам".

В рассыпную по домам!!!

Лицо луны

Взгляни на небо — на луну. (Восприятие невиданного ранее явления природы с

Вот это диво! Ну и ну! чувством изумления и радости открытия)

Мне видится лицо луны:

И нос, и рот, и подбородок,

Веселый рот. Черты ясны.

О, как причудлива природа!

Скептик

Луна?! Подумаешь, луна? (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии

На кой же черт она дана? и пренебрежения.)

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И свет "на фу-фу".

Тьфу!

Влюбленные

Луна! Волшебница луна! (Восприятие счастливого предмета с чувством

О, как божественна она! благовейной благодарности.)

Любовную раскинув сеть.

Она дала сердцам узреть,

Что в глубине их жар пылает,

В одно двоих соединяет!

Тоска

Без нее мне счастья нет. (Восприятие предмета, еще более углубляющего

Грусть, тоска меня снедает. чувство тоски и безысходного одиночества.)

И луны печальный свет

Сердце холодом сжимает.

Отчаянье

Я в отчаянье, луна! (Восприятие предмета как последней надежды,

Ты во всех краях бываешь, к которому обращаешься с мольбой и отчаянием)

Так открой же: где она?

С кем? Жива ли?Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь.

В родном краю

Тихо светит луна над родимой рекой. (Восприятие приятного предмета с чувством

Оттого на душе тишина и покой. радостного покоя.)

А луны голубое сиянье

Воскрешает весны обаянье.

Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков, окрашенных бесконечно богатой палитрой чувств,эмоций, желаний, действий (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и др.).

Искусству тембрирования поможет натренированный тональный способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

Однако надо подойти к произведениям поэтов, владея в какой-то степени средствами речевой выразительности. Для этого - тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах.

Упражнение "На дне речном"*.

Как-то раз на дне речном

Спорил Окунь с Карасем.

Скука в речке — вот проблема.

Всех волнует эта тема.

Окуня так спор увлек —

Отдышаться он не мог.

Чтоб одышки избежать,

Стал рывками выдыхать:

—Фу-фу! Фу-фу! Фу!

И снова — (Тренировка третьего вида выдыхания,

В продолженье разговора... подвижности диафрагмы.)

Слушал Окуня Карась

Лишь один открывши глаз:

Боязлив он очень был

И крамолу не любил.

Приоткрыв глаза, лениво

Простонал он тут плаксиво:

— Слушай, Окунь! Бестолково (Тренировка формы речи № 1 в состоянии

Переделывать все снова, релаксации — мышечной расслабленности.)

Только сил пустая трата,

Все меняется когда-то,

И учти: твой громкий бас

Вмиг нагонит Щук на нас.

Замолчи. Не возникай!

Жить спокойно не мешай!

Окунь был так оскорблен,

Так унижен, поражен,

Что дар речи потерял,

Будто лая отвечал: (Тренировка опоры звука в междометиях.)

—Ох-ты! Эх-ты! Вот те на?!

Ну и ну! Вот это да?!..

Окрылен Карась победой.

Мягко пробасил соседу: (Тренировка звучания речи в различных

—Ладно, Окунь! Брось ершиться! регистрах.)

— Щук ведь нет. Давай лениться.

Ой, люблю на теплом дне

Поваляться на спине! —

В ухо Окуню фальцетом:

—Как подумаю про это,

Сразу Щук я забываю,

Прелесть лени предвкушаю!

Окунь, выслушав все это,

Не замедлил тут с ответом: (Тренировка темпо-ритмической подвижности

— От таких, Карась, как ты и тембральных изменений.)

Нет в реке живой воды.

Всё ты ленью отравляешь,

Скукой души насыщаешь.

Лень твоя вредней, чем Щука.

Мой же хлыст — тебе наука:

НА же! НА же! Еще раз! (Тренировка темпо-ритмического диапазона

Места нет таким у нас! свободного звучания голоса при

Вся общественность речная эмоциональной речи.)

Карася лупила, зная

Что сверхленью заражен

И труслив не только он.

И лупила,и галдела: —

Лупим Карася за дело!

БУдет! БУдет! БУдет знАть!

Как беспечно чушь болтать!

—Тут Пескарь премудрый скупо

Вымолвил: —Не так уж глупо, (Тренировка владения крупным,

Применять и хлыст к иному!... «увесистым» словом)

Слов не тратя по-пустому,

Быль иль небыль? Ну и что же!?

Небыль эта нам поможет

Говорить легко, речисто,

Как положено артистам.

Вы заметили, что в мелодике речи - начало мысли, в темпо-ритме -начало жизни, энергии, воли, а в тембре - начало чувства? И если бедна мелодика, то речь бессмысленна; беден темпо-ритм - она безжизненна; при бедном тембре - бесчувственна... Только единое понятие "формосодержание" делает звучащую со сцены речь эмоционально-воздействующей и целенаправленной на достижение поставленной задачи.

Речьо движении

Задачи тренинга речи в движении многообразны. Главное же -добиться свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий. При неудобных для звучания по­ложениях тела (говоришь с запрокинутой головой, скрючившись, сидя на корточках, передвигаясь по-пластунски и т.д.), при сопро­вождении речи активными физическими движениями (пляской, фехтованием, дракой, борьбой, прыжками и т. д.) появляется мышечное напряжение в теле, одышка, которые отрицательно сказываются на качестве звучания речи, могут привести к болезням голосовых связок (несмыкание, дряблость, узелки). Необходимо владеть навыком снятия излишнего мышечного напряжения и не допускать одышки. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосо-речевой аппарат, значит владеть так называемым "изолированным сокращением мускулатуры"; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное (речевое), чтобы они не конфликтовали, уживались, т. е. чтобы не было кислородного голодания организма (одышки), а значит владеть навыком "сбрасывания" неиспользованного в фонации воздуха; 3) научиться координировать речь и движения, чтобы они помогали друг другу, а не мешали передавать суть происходящего

на сцене.

- Упражнение "Хватай мяч".

Сядьте на стул, свободно отки­нувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг:

Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!

Мяч скачет прямо в речку!

Держи его! Хватай!

Как только "увидели" эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием "Ай!"), отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, "хватаете мяч". Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически.

Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, расчлените движения и распределите текст таким образом:

-Аи! (Тело слегка вздрогнуло - увидели "мяч".)

— Ай-ай-ай-ай-ай! (Оторвалось от спинки стула.)

— Мяч скачет прямо в речку! (Вскочили со стула.)

— Держи его! (Бежите.)

— Хватай! (Нагибаетесь в броске за "мячом".) Сначала делайте упражнение неторопливо—добейтесь координации движения и речи: движения слегка опережают речь. Затем Убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук "не убегал" в высокие тона - в визг. Держитесь "центра" голоса, особенно в слове хватай".

Наши рекомендации