Тема 2.1. Типология культуры

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Специальность: 080110 «Банковское дело» (базовый уровень)

Екатеринбург, 2012

Методические рекомендации для изучения учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ, по программам подготовки специалистов среднего звена.

- Екатеринбург: ОТДИС, 2015.

Составитель:

г. Екатеринбург ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»,

преподаватель Ю.В.Лоскутникова, высшая квалификационная категория

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Методические рекомендации составлены в соответствии с учебной дисциплиной для реализации программ подготовки специалистов среднего звена и предназначены для заочной формы обучения.

Данные методические рекомендации включают полное содержание учебной дисциплины: ее теоретическую часть, вопросы для самоконтроля знаний и задания для контрольной работы.

Структура методических рекомендаций способствует систематизации и обобщению теоретического материала, что поможет студентам успешно самостоятельно изучать учебную дисциплину.

Рассмотрена и одобрена на заседании Методического Совета.

Протокол от «___»______________2015, № _____.

Председатель Методического совета ОТДИС__________

г. Екатеринбург ОТДИС, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел Стр.
1. Пояснительная записка
2. Содержание разделов и тем учебной дисциплины
3. Список рекомендуемых источников и литературы
4. Методические указания для выполнения контрольной работы
5. Критерии оценивания контрольной работы
6. Приложение 1. Титульный лист
7. Приложение 2. Варианты заданий контрольной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации составлены для изучения и выполнения работ по учебной дисциплине ОГСЭ.07. ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ, соответствуют требованиям ФГОС и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса» по программам подготовки специалистов среднего звена, заочной формы обучения.

В соответствии с учебным планом, дисциплина относится к циклу естественнонаучных дисциплин и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.

Учебная дисциплина изучается на 1 курсе.

В результате изучения дисциплиныстуденты должны

уметь:

· Владеть культурологическим понятийным аппаратом.

· Понимать социокультурную ситуацию в современном целостном, взаимозависимом и противоречивом мире.

· Самостоятельно анализировать культурные явления.

· Выявлять взаимосвязи в развитии различных стадий культурной деятельности человека (материальной, духовной, социальной, политической и др.).

· Показывать конкретно-историческую обусловленность всех культурных явлений, взаимовлияния и преемственности в развитии различных этапов культур и стадий культурного процесса.

· Практически использовать накопленный культурный потенциал.

знать:

· Основы культурологии как теории, раскрывающей сущность, причины и основные закономерности развития культуры.

· Причины, характер, основные закономерности и особенности развития мировой культуры.

· Основные этапы развития мировой культуры, культуры народов, внесших наибольший вклад в культурное развитие человечества на различных этапах развития мировой цивилизации.

При изучении учебной дисциплины используется форма теоретических занятий, а также самостоятельная работа студента, которая составляет большую часть учебного времени.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСАХ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСАМ/СЕМЕСТРАМ

Таблица 1

Код Наименование специальность Максимальная учебная нагрузка количество аудиторных занятий Самостоятельная работа студентов Формы контроля
очной форме обучения заочной форме обучения
42.02.01 Реклама текущий контроль, зачёт

Содержание учебной дисциплины предусматривает следующие виды контроля:

· текущий контроль знаний - осуществляется в процессе изучения каждой темы на аудиторных занятиях, а также при выполнении самостоятельных работ;

· промежуточный - зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. Теория культуры

Тема 1.1. Культурология как наука

Содержание: Предмет и задачи культурологии. Этапы развития культурологии. Методы изучения культуры. Источники изучения культуры. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии.

Тема 1.2. Основные категории культурологии

Содержание: Понятие феномена культуры. Формы и функции культуры. Культура и ценности. Материальные и духовные ценности в культуре общества, соотношение понятий «природа» и «культура». Традиции и культурная преемственность.

РАЗДЕЛ 2. Историческая культурология

Тема 2.1. Типология культуры

Содержание: Проблема типологизации культуры. Многообразие подходов к понятию «тип культуры». Ведущие основания типологии культуры: исторические, формационные, цивилизационные, сословно-групповые, религиозные, этнические и др. Взаимосвязь и взаимовлияние различных типов культур. Восточный и западный типы культур.

Культура первобытного общества. Происхождение человека. Культура каменного века. Истоки религии и науки. Первобытное право и мораль. Рождение искусства. Функции искусства и религии. Палеолитическая живопись. Пластика малых форм. Эпоха Энеолита.

Культура ранних цивилизаций. Древнее общество. Миф как попытка осмысления мира. Общая характеристика мифологии древнего общества. Первые цивилизации Древнего Востока. Шумера, Вавилон, Египет. Понятие жизни и смерти. Первые библиотеки и школы Месопотамии. Мифология древних цивилизаций. Архитектура древних городов Египта, Китая, Месопотамии. Цивилизация Индии, Китая. Достижения в области материальной и духовной культуры.

Античная культура. Социально-экономические предпосылки расцвета материальной и духовной культуры античности. Миф в структуре античной духовной культуры. Развитие философии, естествознания, истории и искусства: идеализация, реализм, гедонизм. Архитектура, эпос, скульптура, театр как ведущие виды античного искусства. Культура и искусство Рима. Римское право, ораторское искусство в системе духовных ценностей древнеримской культуры. Проблема культурно-исторического наследия. Античность и современность.

Культура средневековья. Особенность европейского средневековья и его культуры. Влияние феодальной раздробленности на культуру средневековой Европы. Формирование монастырской культуры. Средневековые университеты и их роль в развитии культуры средневековья. Средневековое искусство и его специфика. Народная культура и средневековой эпос. Значение средневековой культуры в мировой историко-культурном процессе.

Культура Возрождения. Специфические черты культуры Возрождения: идея самоценности и самодостаточности человеческой личности, гуманизм, универсализация, восстановление античного принципа гедонизма. Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения (Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Р.Рабле). Позднее Возрождение и кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Утопизм как элемент культуры эпохи Возрождения (Т.Мор и Т.Кампанелла).

Культура Нового времени. Реформация как идеологическая и культурная революция (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер). Социально-культурные аспекты Реформации. Мировоззрение и идеология Просвещения. Особенности культуры Просвещения: исторический оптимизм, антикрепостническая направленность, многообразие и плюрализм философских, этических и эстетических учений. Идеи Просвещения в европейской художественной культуре (литература, театр, музыка, изобразительное искусство).

Культура XIX-XX веков. Основные черты культуры 19 века. Идейные искания романтизма, индивидуализма в художественной культуре ХIХ в. Романтизм и реализм (Гете, Диккенс, Стендаль, Бетховен). Взаимосвязь и взаимодействие искусств. Кризис религиозного сознания (А. Шопэнгауэр, Ф.Ницше) и его отражение в культуре. Натурализм в искусстве. Отражение социальных противоречий ХIХ-ХХ вв. В культуре. Начало научно-технической революции. Культурологическое содержание крупнейших научных открытий ХХ века и технических достижений. Глобальные проблемы современности и их отражение в конце ХХ века. Множественность культур, традиций, направлений, школ, стилей и течений в культуре ХХ века (кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, модернизм и постмодернизм).

Наши рекомендации