Урок двенадцатый. выработка характера
Читатель, который познакомился с предыдущими уроками, с сомнением скажет, прочтя некоторые из заключающихся в них положений. Да, все это достаточно правдоподобно, и я мог бы добиться этих результатов, если бы я обладал необходимыми качествами ума и характера.
Это кажется многим большим камнем преткновения; они знают, что именно требуется для достижения успеха, но так как они не обладают характерными качествами удачливого человека, они воображают, что цель находится вне их возможности. Нет большей ошибки, как это ложное убеждение, этот род робких мыслей, это отсутствие сознания силы в “Я есть”.
Всякий имеет возможность так формировать свой характер с помощью силы воли, что он сможет действительно сделать из себя, все, что пожелает. Он может вне всякого сомнения, “переделать” себя. Человек на самом деле есть то, чем он хочет быть. Это смелое положение, но это — абсолютная истина, и мы можем найти множество доказательств в любом округе этой страны. Сотни людей могут подтвердить собой его правильность, многие сотни других на пути к этому подтверждению. Возрождение не утопия, оно — живейшая правда.
Вы поймете значение этих слов, если убедитесь, что всякое явление имеет свою причину. Вы объясняете деловой успех определенным качеством ума, характера, темперамента. Из этих трех качеств только первое реально, тогда как два последние — результаты первого. Тот, кто обладает данными качествами, проявляет определенные результаты. Те, которые лишены данных качеств, не могут достигнуть результатов. Раз вы постигните, что эти качества находятся в области вашего достижения, что вы можете сделать их сами, вы тот час же увидите, что вам представляются удивительные возможности. Достижение этих качеств есть ключ к полному успеху.
Вы знаете теперь эти необходимые качества: энергия, честолюбие, решимость, смелость, уверенность, настойчивость, терпение, осторожность и т. д.
Все люди обладают некоторыми из этих качеств и лишены других. В некоторых эти качества сильны, в других слабы, и каждый человек инстинктивно знает, в каком именно отношении он слаб. Он не доверит этого своим друзьям или даже своей жене, но в самой глубине его сознания гнездится знание истины. Если бы простое желание могло доставить ему недостающие качества, он знал бы, что именно ему следует желать, в этом нет сомнения. Но у него недостает уверенности и настойчивости мысли, необходимых для достижения того, в чем он нуждается. Он не хочет платить за достижение. Если бы какой-нибудь великий ученый объявил миру, что им открыто какое-либо замечательное химическое соединение или новая “сыворотка”, которая может развивать сократившиеся и атрофированные качества духа и усилить до тех пор слабые качества, как бы устремились все к новому “возродителю”.
Тысячи пожелали бы обладать им, и каждый человек мог бы сказать, какого сорта “сыворотки” нужно ему, он не нуждался бы для этого ни в диагнозе, ни в рецепте. Каждый человек был бы в состоянии установить свой собственный диагноз и заказать сыворотку, требуемую его симптомами. Один бы желал тройного экстракта энергии; другой — настойки “настойчивости”; иной — склянку, на ярлыке которой обозначено самоуверенное “Я могу”. Каждому было известно, что если он получит настоящего сорта сыворотку, он будет обладать полной возможностью изменить свой характер и руководить успехом.
Нет, не лекарство произведет такое действие, и этого никогда не будет. Но, желанный результат может быть достигнут применением закона духовного господства.
Я могу вам дать лишь общее представление о действиях этого великого закона, но если вы отнесетесь внимательно к тому, что я вам скажу, вы усвоите принципы и будете в состоянии работать для собственного блага.
Первое, что необходимо запомнить, это — что мы в физическом и духовном отношении — создания наших привычек. Но характер в большей мере является результатом привычек мышления. Весьма вероятно, что мы обладаем наследственными импульсами, которые облегчают приобретение одних привычек и затрудняют приобретение других, и мы непрерывно двигаемся в направлении наименьшего сопротивления, но характер, прежде всего, результат некоторых приобретенных привычек. Мы следуем старыми, проторенными мыслительными тропинками вместо того, чтобы проложить новые тропинки в лесу, хотя бы знали, что новая тропинка будет гораздо лучше и что по ней легче будет идти, чем по имеющейся, как только она будет окончательно готова. Мы все это знаем. Эта старая история. Так почему же мы не принимаемся за проложение новой тропинки? Просто потому, что “слишком хлопотливо”. Нам недостает силы воли, решимости и настойчивости. Я согласен, что это нелегкая задача, но подумайте о награде.
Это для вас “старо”, конечно, но я имею нечто сказать о предмете, который еще не так “обветшал”. Я намерен указать вам новый “способ прокладывания дороги”, который, я ручаюсь, очистит ее от кустарника и щебня в короткий срок и с меньшей затратой труда, чем старый кропотливый способ.
Этот новый способ весьма прост, но крайне действителен и дает вам, по мере сил, возможность “переделать себя”, не прибегая к способам старого метода. Я изложу его несколько сжато.
Я только что вам объяснял, что ваш разум обладает двумя способами (направлениями) усилия, двумя функциями — активной и пассивной.
В то время, как активная функция порождает волевое, самостоятельное мышление, пассивная исполняет то, что сообщает ей активная. Пассивная функция — обыкновенный спутник силы, с которой я вас познакомил в предыдущем уроке; это та часть разума, на которую действует гипнотизер, предварительно усыпив активную функцию, рассуждающую и критикующую сторону.
Пассивная функция, хотя и кажется низшей, но на самом деле управляет нами, если только мы не знаем, как с ней обращаться. Это — функция привычек, старая функция, наличность которой мы все сознаем. Она легко подвержена воздействию, но никогда не обладает “устойчивостью”. Убеждайте ее, не переставая, чем-либо, во что вы пожелали бы заставить ее уверовать, и она кончит тем, что воспримет новую мысль и “укрепится” в ней так, как она была “укреплена” в предшествовавшей. В этом состоит секрет искоренения мыслительных привычек, привычек действия, характера, склонности. Внушения, согласно которых действует пассивная функция, могут исходить от вашего активного разума или от разума других. Это объясняет возникновение дурных и хороших привычек.
Для искоренения мыслительных привычек и замены их новыми можно пользоваться одним или более способами. Один может достигнуть результата прямым усилием воли, другой — гипнотическим внушением специалиста-гипнотизера, третий — тем, что известно под именем самовнушения, четвертый — посредством того, что я определяю как “поглощение мысли”.
Изменение мыслительных привычек при помощи прямого усилия воли, трудная задача, как известно большинству из нас так как мы все испробовали это. Это — способ, который удается наиболее сильным, тогда как слабые изнемогают от усилий испытывая вдобавок и разочарование.
Мы достигаем результата путем “напряжения воли” или, более правильно, путем подкрепления активной функции разума волей, приспособляя ее к деятельности к принуждению пассивной функции. Бросить старые мыслительные привычки и приобрести новые, это — высший подвиг, но трудно выполнимый. Тот же результат может быть достигнут более легким образом. Простая привычка сделать пассивный ум более восприимчивым к приказаниям активной функции может быть приобретена более легким способом, с которым я познакомлю вас в этом уроке.
Второй план изменения мыслительных привычек посредством гипнотического внушения был применен многими с великолепными результатами, при условии что и гипнотизер был подходящее лицо, вполне знающее свое дело и хорошо осведомленное о последних методах нежелательных мыслительных привычек. В связи с этим должно предупредить всякого, кто задумал бы последовать лечению себя этим способом, быть весьма осторожным в выборе лица, воздействию которого он подвергается; не следует доверять человеку только потому, что он может сделать гипнотическое внушение. Ведь не пригласят кассиром банка человека только потому, что он может вести книги и быстро считать деньги.
Третий способ состоящий в достижении результатов посредством самовнушения, хорош, особенно если сопровождается поглощением мыслей. При самовнушении вы прямо придерживаетесь повторения пассивному разуму того положения, что существуют новые мыслительные привычки (забыв старую), и пассивный разум, хотя и противится вначале, в конце концов согласится с тем, что вы выдаете за истину. Он освоится с образом мыслей, как если бы последний был собственной его мыслью, что как раз делает множество людей при подобных обстоятельствах. Самовнушение есть в сущности самогипноз пассивного разума активным. Это пример того, что “каждый человек” — свой собственный гипнотизер.
Четвертый способ поглощения мыслей состоит в введении вас самих в совершеннейшее пассивное состояние, через короткие промежутки, и напряженного сосредоточения разума на идее или психическом положении, что существует новая мыслительная привычка; представляя самого себя, усилием воображения, человеком, обладающим желательными, качествами вы должны сохранять эту мысль постоянно, воображая себя обладателем желаемой привычки, в каждую свободную минуту, днем и ночью, и всеми способами укреплять это убеждение. Это является настоящим действием пассивного разума, поддерживаемого воображением; оно кажется весьма простым, но результаты, достигнутые им, могут быть названы чудесными. Этот метод — один из наиболее легких и наиболее действительных методов переработки характера. Воображаемые вещи становятся реальностью в сравнительно короткий срок времени, и дела следуют непосредственно за мыслями.
По моему мнению, самовнушение в соединении с поглощением мыслей — наиболее идеальный способ выработки характера; если настойчиво применять его, он даст в сравнительно короткий промежуток времени весьма замечательные результаты; некоторые из них обнаруживаются сразу. Не пренебрегайте этим только потому, что оно кажется таким простым; это тайна является для вас лучшим, большим богатством, чем тысячи рублей, и вы не расстанетесь с ней ни за какие деньги, испытав хоть раз ее благие дары.
Теперь я вам дам краткое объяснение методов предложенных выше.
Для примера возьмем мысли боязни. Они представляют великолепную иллюстрацию дурных привычек мышления, так как препятствуют выполнению долга более, чем все остальные дурные мысли, взятые вместе, и одновременно порождает дурные, расслабляющие привычки мышления. Человек, который с корнем вырвал коварную мысль боязни, далеко двинулся вперед по пути к свободе. Мысль боязни никогда никому не помогла и не поможет; но она испортила карьеру тысячи мужчин и женщин, парализуя их ум и делая их больными. Мы все чувствовали и те из нас, которые освободились от них, не вернутся к ним в рабство ни под каким условием. Жизнь представляется совершенно другой для человека, который вырвал с корнем эти вредоносные плевела. Он получает. совершенно иную цель существования. Многое, чего мы боимся, никогда не происходит, то немногое, что случается, может быть смело устранено при помощи силы, которая есть отсутствие страна и боязни.
Энергия и жизненные силы, лишенные боязни, более чем достаточны, чтобы сделать нас способными победить наши реальные затруднения, когда их встретили. Вспомните рассказ о старике, который на смертном одре дал хороший совет своему сыну: “Иван, я прожил восемьдесят лет и имел не мало беспокойства, большинство которых никогда не осуществлялось”. Старик выражает то, что испытали на опыте многие мужчины и женщины, которые дожили до глубокой старости. Вывод ясен.
Я предположу, что вы — жертва мысли страха, и в этом я очень, вероятно, не сшибусь, и что вы готовы исполнить четыре различных способа от него. Я предположу, что вы испытаете их все по очереди.
Прежде всего вы испробуйте силу воли и скажите себе: “я не хочу бояться”, “Я приказываю страху удалиться”. Это героическое средство. Я не стану вдаваться в подробности этого способа. Вы знаете о нем достаточно. Вы все испробовали его.
Затем вы попробуете действие гипнотического внушения и обратитесь к хорошему гипнотизеру, который посадит вас в удобное положение, заставит вас ослабить каждый мускул, успокоит нерв и присвоит себе состояние психического спокойствия, и, задержав ваше индивидуальное, сосредоточенное внимание, сделает вам решительные повторные внушения безбоязненности, смелости, самонадеянности, уверенности и т. п. Способный гипнотизер подробно изучит каждый случай и посредством заботливо составленных и правильно употребленных внушений посеет семена нового образа мыслей, назначение которых — вытеснит и заменит старые. Великолепные результаты были достигнуты этим методом. Пишущий эти строки вылечил от плохих привычек мышления этим способом многих лиц, предпочитавших прибегать к посторонней помощи. Он пользовался этим способом, чтобы поставить пациента на правильный мыслительный путь, дать ему уверенность в самого себя и в действительности этой формы духовного развития, научая его затем теории и практике самовнушения и поглощения мыслей, предоставив ему самостоятельно закончить дело.
Затем вы попробуйте самовнушение, постоянно повторяя самим себе слова: “Я не боюсь”, “Я уверен в самом себе”, “Я уничтожил боязнь”, “Я ничего не боюсь”, и т. п. Эти самовнушения должны быть сделаны серьезно, так, как если бы вы делали внушения другому лицу и старались вкоренить их в него. Покажите вашему пассивному разуму, что вы уверены в том, что говорите, и он получит уверенность в ваши заявления и, приняв их за истину, будет следовать им. Если вы начнете действовать таким образом с убеждением и серьезно, вы сразу заметите улучшение. Однако, вы должны помнить, что пассивный разум теснит ваше сознание мыслей боязни, вы должны удвоить ваши уверения безбоязненности, пока пугливая мысль не исчезнет. Вначале это будет вас затруднять, так как боязливые мысли вкореняются очень легко, подобно драной собаке, которая скоро узнает, что у вас есть дубина, и постараетесь убраться из предела досягаемости. Не забывайте этого сравнения с дубиной и с собакой, вам не придется много возиться с ней. Вы научитесь сторониться боязливых мыслей; сторонитесь кусающихся дрянных собак. И не колеблясь отгоните их крепким, звучным ударом вашей мысленной дубинки — конечно, если только вы можете настигнуть их. Они быстро отступят, поджав хвост, и впредь станут считаться с дубиной. Не дожидайтесь, чтобы они действительно начали теснить вас, но примите за правило пускать в ход дубинку при первой их попытке овладеть вами.
Теперь вы готовы испробовать действие поглощения мысли. Для этого вы приведете себя в пассивное, способное к восприятию внушений, состояние таким именно способом, к которому вы прибегли когда готовились воспринять внушение от гипнотизера. Чем более пассивными будет ваше состояние, тем успешнее будет результат. Другими словами, вы ослабляете свои нервы и мускулы и станете совершенно пассивными как духовно, так и физически. Вы, таким образом, освобождаете активный разум от его обязанностей и предоставляете пассивному разуму неоспоримый контроль. Затем вы перенесете мысли на “Я не боюсь”, и на другие вышеозначенные, спокойно и твердо. Таким образом, в вашем воображении вы рисуете себя лишенным страха, действующим безбоязненно, обладающим духовным и физическим мужеством и как бы отгоняющим боязливые мысли психической дубиной. Дайте вашему воображению полный простор, но придерживайтесь желаемого образа мышления. Вы найдете, что здесь наиболее ценными являются упражнения в сосредоточении. Не оставляйте ни на минуту мыслей о бесстрашии и попытайтесь провести роль вполне естественно; поступайте именно так, как поступает актер, когда он входит в свою роль.
Воображаемый характер станет скоро более реальным, а со временем будет “реальной частью” вас самих. После небольшой практики он станет второй вашей природой, и вместе с тем как бы присущей вам природой.
Как я говорил раньше, соединение поглощения мыслей и самовнушение — идеальный способ для выработки характера. Я закончу этот урок указанием нескольких упражнений, предназначенных помочь вам в поглощении мыслей. Не забывайте производить упражнения сосредоточения и помните, что вы должны вполне овладеть ими до того, как начали вашу борьбу со страхом- Начните ее теперь же, вырежьте сегодня же вашу дубину и начните угрожать его врагу. Раз прогнав его с дороги, вы в состоянии будете продолжать изучение этого предмета, не боясь услышать его воя и визга.
Способ приобретения недостающей энергии, уверенности, настойчивости и т.п. — идентичен с тем, который указан для искоренения боязливости мыслей; слова самовнушения и подтверждения, конечно, должны быть изменены соответственно данному случаю.
Способ поглощения мысли:
1.Изберите уединенное, спокойное место, насколько возможно изолированное от проявления и звуков внешней жизни. Если идеальные условия не могут быть достигнуты, то придется вам довольствоваться тем, что возможно найти, Суть состоит в том, что бы удалить развлекающие впечатления и остаться наедине с самим собою.
2.Расположитесь на кушетке, кровати или в удобном кресле возможно удобнее и комфортабельнее, ослабьте каждый мускул, освободите от напряжения каждый нерв, станьте совершенно “гибким” с головы до ног. Дышите глубоко и медленно, задерживая дыхание на несколько моментов, прежде чем приступить к выдыханию; продолжайте дышать глубоко, пока не почувствуете полного спокойствия.
3.Сосредоточьте внутренне все ваше внимание на вас самих, отгоняя внешние впечатления. Упражнения сделают вас способными к этому.
4.Достигнув должных условий телесного и духовного расслабления, сосредоточьте (фиксируйте) вашу мысль твердо, спокойно и решительно на слове “бесстрашие”, давая ему мысленно запечатлеться в вашем уме, как запечатлевается печать на сургуче. Сосредоточьтесь совершенно на мысли и на слове. Затем думайте о значении слова, о характерных чертах лица, обладающего этими качествами т. д.
5.Создайте мысленный образ самого, себя, как уже обладающего желательным качеством заставляйте этот мысленный образ действовать, как вы действуете во сне; думайте о самом себе, как если бы вы что-нибудь делали вследствие обладания этим качеством; представляйте себя в сношениях с другими лицами, мужчинами и женщинами, как если бы вы уже обладали желательными качествами. Одним словом, создайте грезы, содержанием которых будет ваше обладание желаемым качеством. Дайте вашему воображению полный полет. Только наблюдайте, чтобы оно не уклонялось от требуемого содержания и все время занималось бы вашей успешной деятельностью.
Всегда заканчивайте этот “сон” решительной мыслью и утверждением “Я есть”. Это придаст вам двойную силу и уверенность. В действительности лучше попеременно пользоваться мыслью о качествах идей и утверждением “Я есть”.
6.Повторяйте эти упражнения как можно чаще, они подобны воде, долбящей камень. Повторенные мысли принимаются и быстро растут. Хорошо предаваться этим упражнениям, когда вы идете спать, а также в течение бессонных часов, если только имеются. Упражнение не лишит вас сна, а наоборот, ускорит его. Если вы чувствуете дремоту, не противьтесь ей, так как впечатление, с которым вы засыпаете, останется и сделает свое дело и во сне.
В вышеприведенных упражнениях я пользовался словом “бесстрашие” и сопровождающими его мыслями, чтобы иллюстрировать процесс поглощения мыслей. Вы, конечно, понимаете, что вам следует употреблять слово, выражающее качество, которое вы желаете приобрести. Если вы хотите отделаться от нежелательного качества, выберите слово, выражающее противоположное ему. Например, если вы склонны к лени, выберите слово: деятельный, энергия и т. д. Вы должны помнить, что когда вы желаете осветить комнату, то вам не приходится раньше выносить темноту; вы просто поднимаете шторы и впускаете свет, который вытесняет темноту. Не ломайте голову над нежелательными мыслями, но сосредоточьтесь на мыслях, противоположных им, и положительное нейтрализует отрицательное. Не отчаивайтесь, если результат не наступит так скоро, как вы ожидаете. Запомните, он наверное придет со временем. Все, что вам необходимо — это усиленная практика. Дух может быть развит совершенно также, как и мускулы и тем же способом, продолжительной практикой.
Вам были даны средства к исправлению ваших недостатков. Если вы не воспользуетесь сами их благодеяниями, это доказательство, что вы недостаточно желаете этого. Если в вас сильное желание, вы этого достигнете; если же у вас недостает сильного желания, то я не могу помочь вам; если вы предпочитаете променять ваше блестящее право духовного господства на временное спокойствие — это ваше дело. Вы сами себе господин; делайте из себя все, что вы пожелаете.