Оплакивание Христа. Фреска. XII в. церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Сербия

форм, а также стремление изо­бражать фигуры в свободном и ес­тественном движении. На этом пути возникли такие классические фрес­ковые ансамбли, как роспись церк­ви Святой Троицы в монастыре Сопочаны (60-е гг. XIII в.). Особенно­сти, свойственные тогдашней живо­писи католической Европы, соеди­нились в этом храме — усыпальнице короля Уроша I — с неувядающим эллинским наследием, дошедшим сюда через Фессалоники. Со стен церкви в Сопочанах смотрят библей­ские праотцы, похожие на древне­греческих философов, и мученики, напоминающие юных богов.

В сербской архитектуре воздей­ствие Запада заметно почти с само­го возникновения собственно серб­ской архитектурной школы. Великая церковь в Студенице (конец XII в.) украшена мраморной декоративной скульптурой, отвергнутой Визан­тией с её вечной боязнью поклоне­ния идолам, а храм в Жиче (начало XIII в.) объёмной композицией по­разительно напоминает готические соборы с выступающим попереч­ным нефом, тяжёлым башнеобраз­ным куполом и башней над запад­ной частью. Если для Византии эти годы стали временем тяжёлых испы­таний, то для папства, напротив, наступила эпоха наивысшего могу­щества. Католическая Церковь стре­милась распространить своё влия­ние на Балканах, учитывая, что ближайшие соседи сербов — наро­ды хорватов и словен — уже приня­ли христианство по западному обря­ду. Европа покрылась сетью новых католических монастырей и хра­мов, архитектурный облик которых производил впечатление на серб­ских заказчиков и зодчих. Однако западные формы своеобразно пере­осмысливались ими с учётом визан­тийской основы и национальных представлений о красоте.

В XIV столетии в сербской жи­вописи снова ощутилось дыхание возродившейся Византии. Фрески церкви святых Иоакима и Анны в Студенице (1314 г.) напоминают одну из вершин искусства Палеологовской эпохи — мозаики церкви монастыря Хора. К византийскому зодчеству, хотя и в упрощённом ва­рианте, восходит также архитектур­ное решение этой небольшой бесстолпной постройки. Но большая часть сербских росписей XIV в.

Оплакивание Христа. Фреска. XII в. церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Сербия - student2.ru

Архангел Гавриил. Фреска. XII в. Церковь Святого Георгия. Курбиново. Болгария.

Оплакивание Христа. Фреска. XII в. церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Сербия - student2.ru

Король Владислав. Фреска. XIII в. церковь в Милешеве. Сербия.

Оплакивание Христа. Фреска. XII в. церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Сербия - student2.ru

Церковь Успения Богоматери в Грачанице. Фрески. 1321 г.

Македония.

утратила былую монументальность и сдержанную классичность форм. Художников увлекал подробный сюжетный рассказ, а также возмож­ность передавать сложные символи­ческие тексты посредством живопи­си. Стремление к иллюстративности превращает росписи храмов в ряды развешенных на стенах икон, как, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335—1350 гг.). Поскольку серб­ские церкви XIV столетия, словно соперничая с готическими собора­ми, становятся всё выше, верхние ярусы росписей становятся почти нечитаемыми, как будто они предна­значены не для взоров смертных, а для вышнего Бога.

АРМЕНИЯ

Если Болгария и Сербия занимали относительно срединное положе­ние между православным Востоком и католическим Западом, хотя и яв­но склонялись в сторону первого, то в Закавказье дело обстояло иначе. Армения избрала христианство го­сударственной религией в 391 г., т. е. раньше, чем Византия. Новая вера пришла сюда из Сирии, поэтому даже переводы богослужебных книг делались не с греческих, а с сирийских текстов. А в Сирии тогда были сильны позиции монофизитов (от греч. «монос физис» — «единая при­рода»; основатели этой ветви хри­стианства учили, что Христос лишь внешне был человеком, природа же Его являлась целиком Божествен­ной). И хотя монофизитство в 451 г. признали ересью на IV Вселенском соборе (Халкидонском), Армянская Церковь осталась монофизитской. Поэтому в армянском искусстве почти полностью отсутствовали мо­нументальные росписи и иконо­пись: ведь Божественная природа неизобразима материальными сред­ствами. Правда, в Армении сущест­вовало искусство книжной миниа­тюры, но вынужденная изоляция от «больших» жанров живописи замк­нула её в рамках местной традиции, связанной с архаическим искусст­вом малоазийских провинций Ви­зантии. Армянским миниатюристам удавалось создавать иногда очень выразительные и высокохудожест­венные произведения, однако веду­щим видом искусства в Армении стала архитектура.

Очевидно, первые базиликальные армянские храмы строили сирийские мастера. Затем в архитек­туре Армении появились также рас­пространённые в Сирии купольные базилики и их своеобразная упро­щённая разновидность — куполь­ные залы. Зальная церковь представ­ляет собой простое прямоугольное помещение, где купол опирается на толстые столбы-пилоны, пристроен­ные к стенам. Здания подобного ти­па меньше страдали от землетрясе­ний, которые были бичом этой горной страны. Начиная с VII в. из­вестны многочисленные централь­но-купольные армянские храмы, имеющие в плане крестообразные, четырёх- или даже восьмилепестковые очертания. Они также восходят к сирийским вариантам, но отлича­ются удивительным совершенством и разнообразием воплощений. На­пример, церковь Святого Рипсиме в Эчмиадзине (618 г.) в наружных очертаниях представляет прямо­угольный объём, в который врезаны

Оплакивание Христа. Фреска. XII в. церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Сербия - student2.ru

Наши рекомендации