Средневековое Закавказье

глубокие треугольные в плане ниши. Изнутри в этот объём искусно вписа­ны четыре прямоугольных угловых придела и центральное восьмилепестковое пространство, перекрытое куполом. «Лепестки» не равны по ши­рине и глубине, поэтому их венец, окружающий центральное ядро, асимметричен: кажется, что храм живет и дышит, его интерьер дви­жется, перетекает между пластич­ными, упругими стенами, то сжимая, то раздвигая их.

Константинопольские импульсы с трудом доходили до этой далёкой окраины православного мира, а ес­ли и доходили, то преображались почти до неузнаваемости. Некото­рые исследователи полагают, что в основе Звартноца (641—661 гг.) — самого знаменитого армянского храма Святого Григория — лежит образ собора Софии Константино­польской. Это представляется впол­не возможным, поскольку заказ­чиком храма был глава Армянской Церкви католикос Нерсес III — ар­мянин, воспитанный в Греции, вос­принявший византийскую культуру и до принятия духовного сана слу­живший в армии императора. Он принадлежал к халкидонитам — армянам, принявшим постановле­ние Халкидонского собора и ото­шедшим от монофизитства (до вступления на патриарший престол он скрывал свои взгляды). Нерсес добивался того, чтобы Армянская Церковь воссоединилась со Все­ленской Христианской Церковью, тогда ещё не разделившейся на вос­точную и западную, часто бывал в

Константинополе, и его не могли не впечатлить величественные формы главного собора Византийской им­перии. Однако внешне собор Звартноца оказался далёк от прослав­ленного прототипа. Трёхъярусная ротонда (круглая в плане постройка) сложной конструкции, украшенная аркадами, внутри имела прекрасную колоннаду, в плане образовывавшую четырёхлистник. На капителях про­стирали крылья каменные орлы. Нерсес, прозванный Строителем, не собирался возводить копию кон­стантинопольской постройки: просто главе Армянской Церкви — като­ликосу хотелось воплотить дух великого храма, и его мастера бле­стяще справились с этой задачей.

С середины VII в. Армения подпа­ла под власть Арабского халифата, и строительная деятельность в ней замерла до X столетия — времени образования независимых армянских государств. Самым значитель­ным из них было Анийское царство, где утвердилась династия Багратидов. Столицу Ани обнесли мощными укреплениями, её собор выстроил архитектор Трдат, до того просла­вившийся восстановлением Святой Софии Константинопольской. Храм дал трещину после землетрясения. В анийском соборе чувствуется на­слаждение самоценной красотой архитектурной формы, что говорит о свободе зодчего от ограничений, налагаемых материалом, и высо­чайшей степени его мастерства. А в рядовых храмах Ани возродилась традиция «купольной залы».

После кратковременной рестав­рации византийского господства Ани в 1065 г. был завоёван новыми врагами — турками-сельджуками. И хотя государство Сельджукский сул­танат вскоре распалось, в армянское зодчество XII—XIV столетий вторг­лись декоративные и архитектур­ные мотивы ислама: звёздчатый орнамент, так называемая «сельд­жукская цепь», стрельчатые арки, вычурные сталактитовые своды. Од­нако мусульманские мотивы не ис­казили, а, наоборот, обогатили об­лик армянских построек. Тогда были созданы или дополнены такие замечательные ансамбли, как мо­настыри Гегард, Нор-Гетик, Санаин. Армянская архитектура разработа­ла оригинальные типы зданий — караван-сараи (своеобразные гости­ницы), книгохранилища, монастыр­ские трапезные (помещения для совместных обедов). Строительное искусство армянских зодчих про­славилось не только в византий­ском, но и в западном мире.

ГРУЗИЯ

Грузия, соседствующая с Арменией, по преданию, получила христиан­скую веру из рук Святой Нины, каппадокийской проповедницы, в нача­ле IV столетия. Тогда же появились первые христианские храмы, очень небольшие по площади и простые

Средневековое Закавказье - student2.ru

Собор Звартноц. VII в.

Реконструкция.

Армения.

по конструкции. Однако обстанов­ка была не очень благоприятна для монументальных форм: власть над Грузией оспаривали друг у друга Византия и Персия. В VI в. Восточ­ную Грузию покорили персы, и пра­вителем её стал персидский наместник-марзпан.

Мощным толчком для развития грузинского зодчества стало образо­ванное в 70-е гг. VI в. самостоятель­ное государство. Грузинская архитек­тура VI—VII вв. была очень близка к архитектуре Армении с её централь­но-купольными четырёх- и восьмилепестковыми храмами. К такому типу принадлежит прославленный Джвари в древней столице Грузии Мцхете (586 или 587-604 гг.). Со­гласно легенде, этот храм был воз­двигнут над источавшим благовон­ное масло (миро) пнём того кедра, под которым молилась просвети­тельница Грузии Святая Нина. Сход­ство раннегрузинских и армянских построек вполне понятно, посколь­ку до конца VI столетия в Восточной Грузии преобладало монофизитство и контакты с армянскими единовер­цами представлялись более важны­ми, чем связи с Византийской Цер­ковью. Но в дальнейшем Грузия стала союзницей Византии и в отличие от Армении воссоединилась со Все­ленской Церковью.

С середины VII в. Грузия оказа­лась под тяжким гнётом Арабского халифата. Из-за бесконечных по­боров арабов и карательных экспе­диций строительство в центре стра­ны прекратилось; художественная жизнь теплилась в основном на ок­раинах — в Кахетии, Тао, Кларджети, Абхазии. Масштабы и качество периферийных построек не могли сравниться с предшествующими, тем не менее это обеспечило непре­рывность строительной традиции и подготовило расцвет грузинского зодчества X—XIII вв.

В IX в. на территории Грузии об­разовались независимые царства, к следующему столетию достигшие политической и экономической стабильности. Архитектура отклик­нулась на это появлением больших

торжественных крестово-купольных храмов. Выдающимся приме­ром такой постройки был собор Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), построенный зодчим Арсукиедзе. Конструктивно он не был чем-то неизвестным для Византии: четыре мощных устоя несли купол, завершённый обычным для архи­тектуры Закавказья коническим по­крытием. По центральный объём был расширен к западу, поскольку храм был местом служения пат­риарха Грузинской независимой Церкви и на богослужения стека­лись массы народа. Таким образом, здание как бы состояло из двух по­ловин, причём каждая из них по размеру могла бы быть самостоя­тельным храмом. Грузинские зодчие полюбили монументальные формы, ступенчато нарастающие к центру объёмы. Храмы этого времени, сдержанно украшенные орнамен­том и скульптурой, выглядят такими же незыблемыми и вечными, как ок­ружающие их горы. Таковы, напри­мер, постройки монастыря в Гелати, заложенного объединителем Гру­зии Давидом Строителем в начале XII столетия.

Монастыри в Грузии, так же как и в Армении, а отчасти и в Визан­тии, выполняли очень важную куль­турную роль: в периоды иноземно­го и иноверного господства они служили очагами религии и искус­ства. В Гелати в XII в. существовала академия, устроенная по образцу

Средневековое Закавказье - student2.ru

Наши рекомендации