Искусство нового цapctba

Нашествие азиатских племён — гиксосов (на языке древних египтян их на­звание означало «чужеземные правители») — около 1700 г. до н. э. на пол­тора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в до­лине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях.

Изгнание гиксосов в середине XVI в. до и. э. положило начало эпохе Но­вого царства (XVI—XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государствен­ности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В столицу Египта — Фивы — вез­ли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии (террито­рия современных Египта выше первого порога Нила и Судана), ценную дре­весину из Финикии (восточное побережье Средиземного моря), благовония, редкие растения из загадочной африканской страны Пунт (по-видимому, тер­ритория современного Сомали). В летописях и поэтических гимнах прослав­лялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что ду­ху времени отвечали и памятники искусства Нового царства.

ФИВЫ

История Фив восходит к небольшо­му поселению, известному с глубо­кой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царст­ва. Во времена Нового царства хлы­нувшие в Египет богатства превра­тили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными хра­мами и дворцами. Фивы стали так­же центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.

Греки называли древнеегипет­скую столицу «стовратные Фивы». Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-ви­димому, поистине огромные разме­ры города, отличавшие его от собст­венно греческих Фив, именуемых «семивратными». По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселённым городом. В Древ­нем Египте ни один город не мог сравниться с ними по грандиозности и величию архитектурных соору­жений. Фивы называли просто Го­род, как впоследствии Афины, Алек­сандрию, Рим, Константинополь.

Фивы расположены на двух бере­гах Нила, русло которого здесь ши­роко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город жи­вых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоёмами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали тор­жественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине выси­лись поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливий­ского хребта укрывались гробницы царей и знати.

Деление каждого города Древнего Египта великой африканской рекой на две части было традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пусты­ня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мёртвых. Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и тиши­на. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились

руины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).

В Фивах можно убедиться, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не ис­чезли бесследно подобно памятни­кам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города Нового Вави­лона, о великолепии которого ре­ально судить уже невозможно. Раз­валины фиванской архитектуры, с её исполинскими статуями, прекрас­ными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необык­новенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно уви­деть феерическое зрелище пламе­неющего красками заката, отража­емого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мёртвых.

ХРАМ

В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупо­койный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящён­ный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Ни­ла (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини люб­ви, музыки и танца, глубоко почи­тался египтянами.

Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захва­тив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царст­вования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочис­ленные изваяния. Хрупкая, миниа­тюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, уд­линёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с

искусство нового цapctba - student2.ru

Наши рекомендации