Тема 4. Проблема типологии культуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин
Одобрено УМС ______________ института
Протокол № _____
« ____» ______________ 20__ г.
Председатель ______________
Рабочая программа
По дисциплине «Культорология»
Составитель: к.псх.н, доцент Федосенко О.А.
Согласовано с научно-методическим отделом ____________________ «__» ________ 201_ г. Зам. начальника НМО ______________ | Рекомендовано кафедрой Математических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 1 «19» сентября 2014 г. Зав. кафедрой Варламова Т.П. |
Г.
Содержание.
Стр.
1. Цели и задачи дисциплины. 4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание курса.
5. Темы семинарских занятий.
6. Задания для самостоятельной работы студентов.
7. Темы рефератов.
8. Вопросы для подготовки к зачету.
9. Учебно-методическое обеспечение.
9.1. Литература.
9.2. Методическое обеспечение дисциплины.
9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины.
Цели и задачи дисциплины.
Главной целью курса является
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
знать:
уметь:
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы | Очная | Заочная |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Самостоятельная работа | ||
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | ||
Вид итогового контроля |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Названия разделов и тем | Всего часов | Виды учебных занятий | ||
лекции | семинары | Самостоятельная работа | ||
Культурология как наука: предмет, структура, методы. | ||||
Культура как предмет культурологии. | ||||
Функции культуры. | ||||
Проблема типологии культуры. | ||||
Особенности мифологической картины мира. | ||||
Понятие этнонациональной культуры и ее основные элементы. | ||||
Роль религиозных систем в формировании этнонациональных культур. | ||||
Культурно-исторические регионы: сущность и закономерности развития. | ||||
Особенности конфуцианско-даосистского типа культуры. | ||||
Особенности индо-буддийского типа культуры. | ||||
Культура американских цивилизаций. | ||||
Особенности культуры арабо-мусульманского региона. | ||||
Взаимодействие традиции и обновления в культуре. | ||||
Культурное наследие и способы его передачи от поколения к поколению. | ||||
Особенности античной культуры. | ||||
Особенности средневековой культуры. | ||||
Европейская культура эпохи Возрождения. | ||||
Европейская культура Нового времени: развитие рациональной традиции. | ||||
Новгородская и Киевская Русь – два начала русской государственности и культуры. | ||||
Роль православия в русской культуре. | ||||
Культура Московской Руси. | ||||
Историософские проблемы в русской культуре. | ||||
Просвещение в России. | ||||
Основные черты русской культуры в XIX веке. | ||||
«Серебряный век» русской культуры (начало XX века). | ||||
Основные социокультурные особенности XX века и проблема кризиса культуры. | ||||
Массовая культура: сущность, оценки. | ||||
Научно-техническая революция как феномен культуры XX века. | ||||
Культура на пороге XXI века. | ||||
Профессиональная культура: специфика. Основные требования, значение. | ||||
Итого: |
Содержание курса.
Тема 1. Культурология как наука: предмет, структура, методы.
Предмет культурологии: изучение сущности, структуры, функций и закономерностей развития культуры. Источники изучения культуры: исторические документы, памятники культуры, биографии, дневники, письма, произведения литературы и искусства. Структура культурологии: философия культуры, культурная антропология, история культуры. Методы: исторический, логический, социологический, источниковедческий.
Тема 2. Культура как предмет культурологии.
Основные подходы к определению сущности культуры: ценностный, антропологический, психологический, деятельностный. Культура как возделывание" природы и человеческого духа, как деятельность и её результаты - совокупность материальных и духовных ценностей. Культура как информационная программа деятельности, как творчество и новаторство, как специфически человеческий вид жизнедеятельности.
Тема 3. Функции культуры.
Социальная сущность культуры. Функции культуры: общественно-преобразующая; познавательная, коммуникативная, накопления, хранения передачи информации; нормативно-регулирующая; защиты и адаптации; социализации; творческой самореализации человека
Тема 4. Проблема типологии культуры.
Культура как система. Многообразие критериев типологии культуры. Материальная и духовные стороны культуры, их особенности и взаимосвязь. Типология культуры по видам человеческой деятельности: культура труда, быта, досуга, наука и техника в системе культуры; художественная, физическая, нравственная, религиозная культуры. Типология культуры по субъектам: культура индивида, социальной группы (профессиональная, этическая), религиозная культура, культура общества. Городская и деревенская субкультуры. Специфика восточной и западной культур.