Тема 4. Проблема типологии культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

Одобрено УМС ______________ института

Протокол № _____

« ____» ______________ 20__ г.

Председатель ______________

Рабочая программа

По дисциплине «Культорология»

Составитель: к.псх.н, доцент Федосенко О.А.

Согласовано с научно-методическим отделом ____________________ «__» ________ 201_ г. Зам. начальника НМО ______________ Рекомендовано кафедрой Математических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 1 «19» сентября 2014 г. Зав. кафедрой Варламова Т.П.

Г.

Содержание.

Стр.

1. Цели и задачи дисциплины. 4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

4. Содержание курса.

5. Темы семинарских занятий.

6. Задания для самостоятельной работы студентов.

7. Темы рефератов.

8. Вопросы для подготовки к зачету.

9. Учебно-методическое обеспечение.

9.1. Литература.

9.2. Методическое обеспечение дисциплины.

9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины.

Цели и задачи дисциплины.

Главной целью курса является

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать:

уметь:

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы Очная Заочная
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Вид итогового контроля    

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Названия разделов и тем Всего часов Виды учебных занятий
лекции семинары Самостоятельная работа
Культурология как наука: предмет, структура, методы.        
Культура как предмет культурологии.        
Функции культуры.        
Проблема типологии культуры.        
Особенности мифологической картины мира.        
Понятие этнонациональной культуры и ее основные элементы.        
Роль религиозных систем в формировании этнонациональных культур.        
Культурно-исторические регионы: сущность и закономерности развития.        
Особенности конфуцианско-даосистского типа культуры.        
Особенности индо-буддийского типа культуры.        
Культура американских цивилизаций.        
Особенности культуры арабо-мусульманского региона.        
Взаимодействие традиции и обновления в культуре.        
Культурное наследие и способы его передачи от поколения к поколению.        
Особенности античной культуры.        
Особенности средневековой культуры.        
Европейская культура эпохи Возрождения.        
Европейская культура Нового времени: развитие рациональной традиции.        
Новгородская и Киевская Русь – два начала русской государственности и культуры.        
Роль православия в русской культуре.        
Культура Московской Руси.        
Историософские проблемы в русской культуре.        
Просвещение в России.        
Основные черты русской культуры в XIX веке.        
«Серебряный век» русской культуры (начало XX века).        
Основные социокультурные особенности XX века и проблема кризиса культуры.        
Массовая культура: сущность, оценки.        
Научно-техническая революция как феномен культуры XX века.        
Культура на пороге XXI века.        
Профессиональная культура: специфика. Основные требования, значение.        
Итого:        

Содержание курса.

Тема 1. Культурология как наука: предмет, структура, методы.

Предмет культурологии: изучение сущности, структуры, функций и закономерностей развития культуры. Источники изучения культуры: исторические документы, памятники культуры, биографии, дневники, письма, произведения литературы и искусства. Структура культурологии: философия культуры, культурная антропология, история культуры. Методы: исторический, логический, социологический, источниковедческий.

Тема 2. Культура как предмет культурологии.

Основные подходы к определению сущности культуры: ценностный, антропологический, психологический, деятельностный. Культура как возделывание" природы и человеческого духа, как деятельность и её результаты - совокупность материальных и духовных ценностей. Культура как информационная программа деятельности, как творчество и новаторство, как специфически человеческий вид жизнедеятельности.

Тема 3. Функции культуры.

Социальная сущность культуры. Функции культуры: общественно-преобразующая; познавательная, коммуникативная, накопления, хранения передачи информации; нормативно-регулирующая; защиты и адаптации; социализации; творческой самореализации человека

Тема 4. Проблема типологии культуры.

Культура как система. Многообразие критериев типологии культуры. Материальная и духовные стороны культуры, их особенности и взаимосвязь. Типология культуры по видам человеческой деятельности: культура труда, быта, досуга, наука и техника в системе культуры; художественная, физическая, нравственная, религиозная культуры. Типология культуры по субъектам: культура индивида, социальной группы (профессиональная, этическая), религиозная культура, культура общества. Городская и деревенская субкультуры. Специфика восточной и западной культур.

Наши рекомендации