Ту скверну, что в земле взросла фиванской

Изгнать, чтоб ей не стать неисцелимой.

Эта «скверна» — пребывание в городе убийцы царя Лая, ко­торого необходимо найти и покарать. В свое время считалось, что на царя напали разбойники, из близких царя в живых остался лишь один человек. Тогда поисками убийцы не заня­лись из-за нависшей над Фивами страшной опасности — Сфинкса. Эдип полон решимости найти преступника. Обраща­ясь к подданным, он уверяет их:

Союзника во мне вы обретете:

Я буду мстить за родину и бога.

Он, «мститель заубитого царя», обещал денежную награду тому, кто поможет найти убийцу. Требует: кто бы ни был убийца, не давать ему крова, не допускать его к молениям, жертвам, гнать его отовсюду, ибо он — «виновник скверны, поразившей город».

Драматизм ситуации заключается в том, что Эдип ищет са­мого себя.Это знали зрители, те, кому был известен миф. Поэ­тому они с таким напряженным вниманием следили за перипе­тиями эдиповых поисков.

ЭДИП И ТИРЕСИЙ. Между тем, истина ведома слепому про­рицателю Тиресию. К нему обращается Эдип с настоятельной просьбой о содействии в розыске преступника: Мы в тебе одном заступника и своей напасти знаем.

Однако Тиресий уходит от прямого ответа, в его словах — невнятные, но грозные намеки. Прорицатель сетует: «Как страшно знать, когда от знания нет пользы нам». Это вызывает резкое недовольство Эдипа, человека вспыльчивого, который обрушивает на Тиресия жестокое обвинение: «...Будь ты зряч, сказал бы я, что ты и есть убийца». Подобного уже не может перенести Тиресий, бросающий в лицо всемогущему царю:

Страны безбожный осквернитель — ты!

Эдип возмущен «бесстыдством» Тиресия, грозит ему «воз­мездием». Но прорицатель «силен правдою». Эдип усматривает в высказываниях Тиресия козни Креонта, якобы замыслившего таким образом отнять у него престол. Он искренне возмущен:

О деньги! Власть! О, мощное оружье

Сильней всех прочих в жизненной борьбе!

Креонт, в минувшем преданный мне друг,

Подполз тайком, меня желая свергнуть.

ЭДИП И КРЕОНТ. После ухода Тиресия происходит новое столкновение характеров. На этот раз — Эдипа с Креонтом. Их диалог — образец драматургического мастерства Софокла.Эдип обвиняет Креонта в «сговоре» с Тиресием, ибо тот назвал Эдипа убийцей Лая. Креонт достойно держится с Эдипом, ко­торый, лишь заподозрив, уже поспешил высказать страшное обвинение. «Отвергнуть друга преданного — значит лишиться драгоценнейшего в жизни», — уверяет Креонт Эдипа, желаю­щего не просто изгнать Креонта, но и «умертвить» его.

Если в дальнейшем, в «Антигоне» Креонт, ставший царем-деспотом, тоздесь он способен вызвать сочувствие и хора, и зрителей. Несправедливость Эдипа заставляет его воскликнуть: «Дурная власть — не власть».

ЭДИП И ИОКАСТА. На сцене появляется новый персонаж. Это жена Эдипа Иокаста, которая прекращает ссору. Желая ус­покоить мужа, Иокаста объясняет ему, сколь ложны бывают прорицанья. Она рассказывает ему, как жрецами было предска Ту скверну, что в земле взросла фиванской - student2.ru Ту скверну, что в земле взросла фиванской - student2.ru зано, что ее первый муж Лай погибнет от их же сына. Поэтому на третий день рождения младенца Лай бросил его на недоступ­ную скалу. Сам же погиб не от руки сына, как было предсказа­но, а от «разбойников безвестных» на перекрестке трех дорог. Но, желая успокоить Эдипа, она лишь усиливает ею подозренья:

О, как мне слово каждое твое

Тревожит душу и смущает сердце!

Эдип вспоминает о том, что когда-то очень давно, при сход­ных обстоятельствах он совершил убийство. Он чувствует, что «страшные проклятья в неведенье назвал я на себя», что «сле­пой провидец зрячим был». Эдипу важно узнать дальнейшие подробности гибели Лая: был ли он убит несколькими разбой­никами, как гласила молва, или все-таки одним человеком. Эдип бесстрашно ведет розыски, зная, какой страшный резуль­тат они могут иметь.

РАССКАЗ ЭДИПА. Герой так излагает свою историю:

На пире гость один, напившись пьяным,

Наши рекомендации