Иррационалистическая эстетика 19 века (Кьергекор, Шопенгауер, Шлейрмахер, Ницше)

Иррационализм - (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Успехи естественных наук на рубеже ХУШ-Х1Х веков обнаружили несостоятельность механистической, упрощенной картины мира, которую давали философские системы XVII в. и последующего времени. Поэтому в 60-70 годы в Германии, Франции и ряде европейских стран появляется новое иррационалистическое, антисциснтистское направление в философии. Его представителями были А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Кьеркегор
Шопенгауэр сущностью мира считал волю к жизни, недоступную познанию. Объединение множества воль образуют единую мировую волю. От ее проявления зависят поступки человека. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворением потребностей. Постигать мир человек может лишь внутренним опытом, сверхразумной интуицией. Волю к жизни Шопенгауэр рассматривал как злую сатанинскую силу, источник страданий и человек бессилен что-либо изменить, если он не перейдет к аскетическому образу жизни, не погрузится в нирвану. Есть мировая воля – к жизни. Она проявляется во всем, даже в неодушевленных предметах. Мир в сущности – воля. Проявление мира – представления. Ввел понятие – «пессимист», глубокое разочарование во всем, нечему радоваться, т.к. нет разума. Не надо стремиться к наслаждению, лучше умереть, но надо жить, чтобы сострадать другим.

Ф.Ницше, создавший множество философских трудов, развивал идеи Шопенгауэра, сосредоточив внимание преимущественно на воле к власти. Мир это хаос, не имеющий ни порядка, ни смысла, ни единства и в нем идет бесконечная борьба воль за превосходство. Мир лишен конечной цели и не может приблизиться к совершенству. Но поскольку время бесконечно, постольку происходит повторение уже прошедшего, процесс вечного возвращения. Ницше резко критикует устоявшиеся буржуазные ценности, христианскую религию, как лицемерную, призывающую к смирению, защите слабого. Он делит общество на высших и низших. Именно высшие, элита должны управлять низшими, которых он называет стадом, толпой, массой. Высших должен возглавить сверхчеловек, имеющий силу и волю к власти. Идеи Ницше привлекли идеологов фашизма, объявивших войну слабым, которых надо покорить или уничтожить в угоду сильным. Идеал человека – герой, должен быть одарен художественно. Эти люди – «аристократы» в обществе по человеческим качествам, а не по происхождению. Им должна принадлежать власть.Вывод: цивилизация делает человека ничтожеством, настоящие герои в прошлом.
Кьеркегор – Дания – появился еще при Гегеле. Его философия религиозная, но в это время религия не пользовалась успехом. В 19 веке стал самым мощным источником экзистенциализма. Критиковал философию Гегеля, который был равнодушен к человеку. Решил поставить человечество во главу философии, помочь найти свое место в жизни, самое важное – смысл жизни человека.
Стадии развитии человека:
1) эстетическая – человек строит свое существование на потворстве своим желаниям. Это существование не устраивает человека, т.к. он разочаровывается от скуки.
2) этническая – спокойная, уравновешенная личность, добропорядочный гражданин, осознает, что должен жить соответственно своему долгу, чтящий нормы и законы.
3) религиозная – здесь полностью раскрывается личность человека, но не долгом к людям, а к богу. Человек должен переживать чувство вины перед богом.
Каждый человек проходит все эти стадии, иногда где-то задерживается.

Экзистенциализм.

Одно из самых влиятельных направлений в современной эстетике –экзистенциализм (от лат. existential – существование) – направление в иррационалистической философии, исходящее из феноменологических посылок о специфических отношениях активного сознания и пассивной природы, возникшее после первой мировой войны и окончательно сформировавшееся в 30–40-е гг. XX в. Философия и эстетика экзистенциализма явились результатом кризиса мироощущения европейского человека в XX веке. Наибольшее распространение это течение получило в 50-е гг., когда произошло некоторое изменение его проблематики. Эстетика экзистенциализма неоднородна, она отражает некоторые национальные особенности и делится на религиозную и атеистическую.

Наиболее общим основанием эстетики экзистенциализма могут считаться идеи Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Это течение представляют и другие известные философы и люди искусства – Ясперс, Сартр, Камю, Марсель и др.

Методологически экзистенциализм исходит из феноменологических посылок о глубоком различии и специфической связи сознания как активного начала и окружающих его материальной культуры, природы, наделяемых пассивностью, “вязкостью”. Отсюда эстетическое отношение к миру, противопоставленное инструментально-практическому, выступает как сфера “свободы сознания”. Реальность подвергается здесь “отрицанию”, она “преодолевается”, подтверждая активность сознания. Не случайно эстетика экзистенциализма обращается к проблеме воображения, которое трактуется в субъективно-идеалистическом ключе. Данному течению чрезвычайно созвучны установки тех авангардистских школ, которые претендовали на активизацию интеллектуальной стороны художественного восприятия (например, кубизм). По тем же причинам представители экзистенциализма, в частности Жан Поль Сартр, выступили против сюрреализма, отрицающего свободу сознания в акте художественного восприятия. Своими установками эстетика экзистенциализма противостояла в 30–40-е гг. психологическим направлениям европейской эстетики, ее формальным школам, фокусируя внимание на эстетическом субъекте как активном, сознательном начале. Эта установка определила в 60-е гг. сущность дискуссии экзистенциалистов со структуралистами. Внутри экзистенциализма существовала тенденция онтологизации эстетического восприятия, которое понималось как акт влияния человека на действительность. Это делает экзистенциализм чрезвычайно привлекательным для современных людей вообще и людей искусства, в частности. Тенденция онтологизаци эстетического восприятия, поддерживаемая ростом антитехнических настроений интеллигенции, развивается современной эстетикой экзистенциализма.

Исходным пунктом экзистенциализма является категория “существования” (экзистенции). При этом существование мыслится как иррационалистическое переживание субъекта. Оно, лишенное какой быто ни было качественной определенности, противопоставляется внешнему миру, обществу, абсолютизируется, превращается в нечто такое, что обладает собственной, независимой ни от чего жизнью. Мир представляется экзистенциалистам враждебным, чуждым, даже зловеще угрожающим по отношению к индивидууму. Экзистенциалисты развивают концепцию крайнего индивидуализма, они рассматривают человека, живущего в страхе перед враждебным миром, в тревоге и ощущении крушения мира.

Человеческое существование распадается на “собственное” и “несобственное”. В реальных связях и отношениях человек ведет несобственное существование. Подлинное существование – это некое абстрактное, не связанное с внешним миром, лишенное всяких качественных определенностей. В сущности, эта категория “собственного” существования необходима человеку для того, чтобы сохранить себя и утвердиться в чуждом враждебном мире.

Экзистенциалисты отрицают наличие в мире каких-нибудь закономерностей. Всюду царят хаос и абсурд. Само существование человека, заброшенного в мир и обреченного на свободу, бессмысленно. Лишь в пограничной ситуации, за которой простирается “небытие”, “ничто”, перед лицом смерти происходит интуитивное озарение и проникновение в “экзистенцию”, т. е. иррациональное переживание субъекта.

Искусство в эстетике экзистенциализма рассматривается как область практики, где по преимуществу реализуется свобода человека, идеалистически приравненная к свободе сознания. Отсюда делается вывод о том, что художественное развитие есть путь к формированию в человеке чувства свободы, путь к преодолению тяготеющих над ним в действительности сил. Эти положения по-разному развиваются представителями разных направлений экзистенциализма. Для К. Ясперса и Г. Марселя характерна мистическая трактовка этих положений – приобщение к свободе через “ассоциальную коммуникацию” или чувство сверхъестественного, Бога. Для Сартра искусство есть способ формирования в человеке потребности в свободе, прежде всего социально-политической. Такая интерпретация составляет теорию “вовлеченной литературы”, являющуюся примером эстетического утопизма и “политизации” эстетики в индивидуалистическом духе.

Под влиянием экзистенциализма развиваются многие художественные течения, жанры и виды современного европейского искусства: “новый роман”, “театр абсурда” и аналогичные им направления в киноискусстве, музыке, живописи.

Наши рекомендации