Торможение с блокировкой колес (на машинах без ABS)
Мы уже обсудили почему блокировка колес не так хороша, как торможение на пределе. Но все же есть определенные ситуации, когда очень трудно сильно затормозить и не заблокировать при этом колеса, например, на мокром покрытии.
В данном случае длительная блокировка колес может быть не такой плохой, как кажется. Если вы двигаетесь в нужном направлении, заблокированные колеса будут эффективно замедлять машину, но помните, что вы не сможете повернуть. И это приводит нас к следующей технике
Корректирующее торможение (без ABS)
Представьте, что вы едете по обледеневшей дороге. Очень быстро, пытаетесь затормозить и направляетесь прямиком в дерево.
Да, о том, что можно ехать медленнее даже не стоит говорить. Но посмотрим, что можно сделать в сложившейся ситуации, ведь еще не все потеряно. Держите колеса заблокированными как можно дольше чтобы сбросить скорость. В это время поверните руль для начала примерно на четверть оборота. Теперь плавно отпустите тормоз. Вы заметите, что машина начинает поворачивать. Этого может оказаться достаточно для того, чтобы смягчить последствия. Продолжайте нажимать и отпускать тормоз одновременно повторяя описанные небольшие движения рулем. Если вы повернете руль слишком сильно, то может появиться недостаточная или избыточная поворачиваемость. Эта техника также хорошо работает в хороших дорожных условиях на большой скорости, но должна использоваться только в экстренных случаях для корректировки ошибок и смягчения их последствий.
Ритмичное или ступечнатое торможение (без ABS)
Ритмичное торможение — техника, которая используется в условиях очень низкого сцепления колес с трассой, таких как обледеневшая дорога. Быстро, сильно и ритмично нажимая на тормоз вы достигните компромисса между управлением и торможением. При нажатии на тормоз колеса стремятся к блокировке, замедляя машину, но лишая вас управления. Отпуская тормоз вы вновь обретаете контроль над машиной и можете направить ее в нужную сторону.
Ритмичное торможение на поверхности с хорошим сцепления на высокой скорости приведет к смещению веса, которое может нарушить баланс машины и вызвать избыточную поворачиваемость. А это вам нужно меньше всего при прохождении поворота. Эта техника однозначно не поможет ехать быстрее по дороге с высоким уровнем сцепления.
Трейл брейкинг (Trail braking)
Торможение в повороте, подтормаживание на дуге или трейл брейкинг — продвинутая техника, которая используется на гоночном треке с целью улучшения времени прохождения круга.
Торможение и остановочный путь
Давайте сразу разъясним один момент. Тормозной путь и остановочный — это не одно и то же. Тормозной путь — это расстояние, которое пройдет машина до полной остановки с момента нажатия на педаль тормоза. Остановочный путь — это тоже расстояние до полной остановки, но с момента появления препятствия. Другими словами — остановочный путь — это тормозной путь, плюс расстояние, которой пройдет машина с момента, когда водитель заметил препятствие до момента нажатия на тормоз (время реакции). Почему это важно — мы сейчас и узнаем.
Если вы хотите лучше узнать свою машину попытайтесь дойти то уровня, когда вы будете инстинктивно понимать какое расстояние необходимо для остановки на различных скоростях при максимально эффективном торможении. Конкретные цифры — вроде тех, что указаны в таблице ниже — зачастую бесполезны в реальных жизненных ситуациях, поэтому стоит их учитывать, но не брать за эталон.
Следующий график показывает примерные тормозные пути стандартных дорожных машин на сухой дороге.
тормозные пути стандартных дорожных машин на сухой дороге
Скорость, км/ч | Расстояние за время реакции, м | Тормозной путь, м | Всего, м |
Реальный пример
Ariel Atom 2 мощностью 300 л.с. останавливается со 160 — 0 км/ч за 3.8 секунды = 84.3 метра. Этот показатель отмечен красной точкой на графике выше. Как видно, этот результат гораздо лучше, чем у дорожных машин. Но это справедливо для заряженного спорткара, вес которого существенно ниже. Данное несоответствие табличных данных и реальных говорит о том, что следует научиться или хотя бы попробовать тормозить на машине, прежде, чем ехать на ее пределе.
Выбор шин
Различные колеса обладают различными возможностями. Специальные слики хорошо проявляют себя на сухом треке, но показывают очень низкие результаты в остальных условиях. Шины общего назначения демонстрируют хорошие показатели во множестве самых разных условий, как показано на графике ниже. Мокрый асфальт менее предсказуем, чем сухой, однако на хороших шинах эффективное торможение возможно. Обязательно будьте очень осторожны на первых торможениях пока не определите смещение точек торможения при смене погодных условий и состояния покрытия дорожного полотна.