Автобиографии мастеров-резчиков

Э. Байынды – камнерез, сын известного народного мастера камнереза Байыра Байынды, который был награжден Государственной премией РСФСР им. И. Репина. Родом из села Ак-Туруг, где работал Монгуш Черзи. В детстве Э. Байынды видел, как его отец и Монгуш Черзи вырезали, и им подражал – вырезал сначала из дерева, потом из камня. Закончил художественное отделение Кызылского училища искусств, участвовал во многих выставках: региональных, всесоюзных и всероссийских. Он один из авторов монументально-декоративного фонтана на площади Арата Кызыла. В последнее время преподает в Республиканской школе искусств им. Р. Кенденбиля.

«СОКРОВИЩА ВРЕМЕН»

В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Сокровища времен», представляющая камнерезное искусство Тувы.

Республика Тува, или, в новейшем написании, Тыва, почти соседствует с Кузбассом, но связи наших регионов пока не слишком интенсивны. Объясняется это просто: прямого автомобильного пути туда не существует, а железную дорогу в этот уголок России только недавно начали строить. Тува знаменита искусством горлового пения и роскошной природою. Там находятся истоки Енисея и географический центр Азии. Самый известный тамошний уроженец – самый бравый российский министр Сергей Шойгу. В Туве не раз бывал и президент Путин; недавно он поймал там щуку чудовищных размеров, что многим напомнило сюжет сказки «По щучьему велению».

Кроме всего прочего, Тува – страна древней культуры. В Туве и соседней Хакасии когда-то строились первые города в Сибири; правда, строили их из необожженной глины, поэтому до наших времен они не дожили. В этих местах оставили след не только кочевники (скифы, сарматы, гунны, древние тюрки, монголы), но и уйгуры и китайцы, жившие вполне оседло. Между прочим, и каменный уголь в Туве добывали на тысячу лет раньше, чем его открыли в Кузбассе: при раскопках обнаружены следы средневековых шахт и угольных разрезов.

Один из аспектов этой древней культурной традиции и представлен на выставке. Камнерезное искусство (чонар-даш) принадлежит к самым известным тувинским народным промыслам; многие здешние мастера были лауреатами премий российского масштаба. Фигурки свои они режут по большей части из местного мягкого камня агальмолита, светло-серого или бурого. Реже обращаются к серпентиниту; в отличие от популярного зеленого змеевика, принадлежащего к той же группе минералов, это черный камень с зеленоватым отливом.

Тувинское камнерезное искусство – традиционное, приемы его выработаны давно и стали частью канона. Поэтому работы разных мастеров зачастую очень похожи; тонкие различия между ними могут разглядеть лишь специалисты-искусствоведы. Сюжеты также освящены традицией: обыкновенно это изображения животных (кони, козлы, бараны, быки, верблюды, барсы, фантастические драконы и птицы), звериные бои и сцены охоты, фигурки шаманов, сцены национальной борьбы хуреш и т. п.Резко выделяется из общего ряда своей гротескной и фантастической манерою творчество Юрия Ооржака; это камнерез-модернист, изображающий то кабана, похожего на чудо-юдо из сказки Петра Ершова, то козла с длиннейшими устремленными ввысь рогами. Некоторые его коллеги работают в более сдержанной манере, но выделяются нетрадиционными сюжетами: например, Сергей Одушпай изображает носорога – животное для Тувы, на первый взгляд, экзотическое, если не помнить, что шерстистые носороги когда-то были в Сибири вполне обычными зверями, наряду с мамонтами, и их окаменелые кости представлены во всяком уважающем себя краеведческом музее.

Было отмечено также композиция Владимира Салчака «Юрта-коллаж»: нечто вроде филигранного венка, образованного фигурками баранов, драконов, змей, буддийской Тары («Спасительницы») в характерном головном уборе и башни-пагоды на заднем плане. Вся композиция напоминает приемы китайской живописи, где вертикальные скалы и древесные стволы сочетаются с пышными горизонтальными облаками и лиственными купами. Филигранностью отделки отличаются и некоторые предметы прикладного назначения, например, резные шахматы и ступенчатые шкатулки, опять-таки напоминающие пагоды.

Обрамление выставки, уместившейся в нескольких стеклянных витринах, составляют фотографии. Это сцены археологических раскопок в урочище Аржаан-2, известном как Долина царей, портреты известных мастеров 1960-1970-х годов (Х.Тойбухаа, Б.Байынды, Р.Аракчаа, К.Саая и других), северные олени, верблюд, запряженный в сани, тувинское седло с национальным орнаментом, каменные бабы уйгурских и древнетюрскских времен, образцы наскальных росписей.

Словом, выставка небольшая, но емкая. Глядя на нее, убеждаешься, что искусство тувинских камнерезов не менее интересно, чем, например, знаменитые японские нецкэ, хотя гораздо менее раскручено. Возможно, положение переменится, когда до Тувы дотянется, наконец, железная дорога и места эти станут доступнее для массового туризма. Впрочем, с первозданными природными прелестями тогда поневоле придется расстаться.

Наши рекомендации