Русское искусство в первой половине ХIХ века
Русская живопись. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств требовала следовать основным канонам классицизма, отдавала предпочтение религиозной тематике, библейским и мифологическим сюжетам, что не удовлетворяло молодых художников. Упорство и талант русских живописцев позволили преодолеть узкие рамки академизма. Совершенно необычные черты, навеянные идеями романтизма появляются в творчестве Ореста Кипренского и В.А. Тропинина.
О. Кипренский. Портрет А. Челищева.«Портрет мальчика Челищева построен на красивом аккорде цветов, взятых в полную силу и так сопоставленных, что кажутся сияющими: алое, темно-синее, белое; глаза у мальчика как влажные черные вишни, передана та светлость кожи какая бывает только у детей» – пишет искусствовед Дмитриева Н.А. о знаменитой картине О. Кипренского.
Родоначальником бытовогожанра, по праву, считают А.Г. Венецианова. Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи. В Тверской губернии купил небольшое имение. Основная тема в творчестве художника – сельская жизнь. В его картинах – Крестьяне за чисткой свеклы; помещица, дающая задание дворовой девушке; спящий пастушок; сцены жатвы, сенокоса. Лучшие работы Венецианова «На пашне» и «На жатве» (их называют также «Весна» и «Лето»)
А.Г. Венецианов. На пашне. Весна.В картине «На пашне», на первый взгляд, обычная сцена начала весенних полевых работ, когда в деревни устраивался праздник первой борозды. Женщины надевали праздничную одежду, яркие сарафаны и кокошники. Детей в страду, как правило, брали с собой и Венецианов ярко освещает сидящего на земле малыша. Художнику в полной мере удалось передать ощущение праздника. Безграничность родных просторов, воздушность и прозрачность пронизанного солнечными лучами весеннего пейзажа. Да и сама женщина необычна, ее рост по сравнению с лошадьми выше, чем у реальной женщины. Она – символ весны, символ продолжения жизни на земле, гарант ее благополучия и спокойствия.
В бытовом жанре работал и П.А. Федотов, которого совершенно справедливо называют «гоголем в живописи» и считают основоположником критическогореализма. Его картины несут как комедийно-сатирическую («Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора»), так и драматическую нагрузку («Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»).
В живописи К.П. Брюллова совершенно очевидны и академические черты и влияние романтизма. К Брюллову рано пришла слава. Он пишет многочисленные портреты, картины на библейские, античные сюжеты, запечатлевает сценки, навеянные пребыванием в Италии («Итальянский полдень»). Одна из самых значительных работ художника – «Последний день Помпеи».
Приверженцем академической живописи оставался А.А. Иванов. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане грандиозного полотна выделяется мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Спасителя. Фигура Христа дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Иванов верил в возрождающуюся миссию искусства, своей картиной хотел «царям земли напомнить о Христе».
Архитектура. Конец XVIII и начало XIX в.– это эпоха высокого или зрелого классицизма или ампира (от слова «империя»). Русский ампир отразил национальный подъем времени Отечественной войны 1812 г., был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Постройки в стиле ампир отличаются великолепием лепного, резного, литого декора. Ампир оставил яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.
В Петербурге архитектор А.Д. Захароввозводит здание Адмиралтейства, фасад которого растянулся на 406 м. Вдоль всего фасада равномерно расположены портики.
А.Д. Захаров. Башня главного Адмиралтейства.В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Фасад здания украшают аллегории Ветров, Кораблестроения, огромный (до 22 м длины) рельефный фриз «Заведение флота в России».
Главная магистраль Петербурга, Невский проспект, приобрела вид цельного ансамбля с возведением А.Н. Воронихиным величественного здания Казанского собора. Проектируя Казанский собор, он взял за образец собор св. Петра в Риме, построенный Микеланджело. В Казанский собор был перенесен прах М.И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Б.И. Орловского. Площадь перед собором, с двух сторон опоясанная колоннадой, стала одним из центров общественной жизни города.
В 1858 г. было окончено строительство здание Исаакиевского собора в Петербурге. Внутри собора одновременно могли находиться 13 тыс. человек. Проект был разработан французским архитектором О. Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт, художник К.П. Брюллов. Правительство выделило на строительство собора немалые деньги. По замыслу он должен был символизировать мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью.
С творчеством К.И. Росси связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. По его проектам были построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей).
Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не архитектурными ансамблями. После пожара в Москве были построены Большой театр, Манеж (архитектор О.И. Бове), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил Минина и Пожарского в одежды античных героев.
Не были забыты и традиции древнерусской архитектуры. К.А. Тон при строительстве церквей использовал характерное русское пятиглавие, узкие арочные (закругленные) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма. Под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец в Москве. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя (в память избавления России от нашествия Наполеона), торжественное освящение которого состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. В годы советской власти построенные Тоном церкви были признаны «антихудожественными». Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 г. и вновь восстановлен в наше время.