Магнитные бури Егора Летова

Источник: Д.П. 1990г.. «Дзержинец», И. Новгород

В андеграунде. кик и в других сферах музыкальных то пари шести, есть сноп кумиры и почитатели. Среди всей когорты подпольной культуры (андеграунд есть культура подполья ) Не эшафот выходит невообразимое — человек с черными, круглой формы очками, с философскими рассуждениями о жизни. И сколько бы ни говорили. что данная культура ничего общего не имеет с настоящим искусством, это просто непонимание. И андеграунд вообще-то не старается переубеждать.

До недавнего времени эта культура подъездов, заброшенный пустырей, гаражей — получила и приняла в свою систему певца и автора песен Егора Летова.

Кто такой Егор Летов? Человек внутреннего не спокойствия, если коротко. Принимая его песни в наэлектризованной обстановке на каком-нибудь сейшне среди панков основной категории и приходящих на его концерты, мы достигаем большого и невидимого нашего внутреннего бытия к моментам и большим срывам его в эмоциональном исполнении.

«Только дедушка Ленин
хороший был вождь.
А все остальное
такое дерьмо,
Все такие враги,
все такие дураки…»

Нельзя, конечно, говорить, что Егор в своих песнях сразу расставляет над каждой спетой песней точки над I , он немного, но метко, заставляет думать слушатели. Именно поэтому можно определить его песни и таком стиле: философский панк.

Для самих же тусовщиков — почитателей Егора Летова это — кусок жизни, прожитый с ним, а для самого певца это — петь и нести слушателю свою такую непохожую музыку. Панк-стиль для многих, так расплодившихся групп у нас в стране, это — не утверждение, а образ мыслей не делать то, что все делают.

Философские рассуждения Егора Летова: Человек, занимающийся роком, постигает жизнь не через утверждение, а через смерть, через разрушение…

На то и судьба дана человеку (от этого никуда не денешься), хотя петь о цветочках и прекрасной вечернике Егору не приходится совсем — совесть не позволяет. Он избрал спой путь, и будет ему верен. И будет петь, даже если не его концерт не придет ни один человек.

Как начиналась ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА? Истоки ее создания уводят нас в застойные годы. В городе Омске в 1982 году компания, причислявшая себя к хиппи, решила музыку поиграть. Много придумали вещей, начали играть — смотрят, получается панк. Кому не понравилось — ушли, кто остался — придумали себе имя ПОСЕВ. А сеятелем обосновался в ПОСЕВЕ Егор Леток, записавший пять альбомов. Только где они? Неизвестно, даже названия забыли,

Рассеялся ПОСЕВ в 1984 году. Дальше Егор Летов познакомился с рок-группой ИВАН МОРГ И МЕРТВЯКИ и нашел там своих будущих музыкантов — организовали они свою новую группу под названием ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.

Они пели и играли порой до крови на пальцах, попутно сталкиваясь с бюрократической машиной, мешавшей себя реализовать. То были юлы борьбы за место под солнцем…

Терниста творческая судьба Егора Летова, она одинакова с судьбой Юрия Шевчука из группы ДДТ. Бесконечные запреты сначала омских, потом новосибирских городских властей даже предлагали подписку музыкантам не исполнять больше своих песен.

А они во главе с Егором Лотовым уходили в подполье. Им была нужна оценка своих взглядов, а не оценка запрещавших их музыку. И записывали песни в своей студии, впоследствии ставшей ГрОб-Рекордс.

В 1987 году ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА выходит из подполья, благо время перестройки. Теперь для них подполье — этап пройденный. Впереди выступления на Новосибирском рок-фестивале, Тюменском панк-фестивале. Утверждая свой стиль на концертах ангдеграундовских подмостков, в каком-нибудь зальчике ДК, они ищут своих слушателей. И находят.

«А при коммунизме все будет хорошо,
Все наступит скоро, только надо подождать,
Там все будет бесплатно, там все будет и кайф!
Там, наверное, чаще не надо будет умирать…
Я проснулся среди ночи, и понял, что все идет,
Все идет по плану…»

Что это: пародия или действительность? Последнее точнее. Они выражают это очень умело, и показывают очень интересно в магнитоальбоме Русское Поле Экспериментов, вышедшем в 1989 году…

Вспоминается один эпизод с новосибирскими комсомольцами — Обком ВЛКСМ запретил приезд (проходивший в 1987 году) двух групп: АУКЦИОН и ЗВУКИ МУ на Новосибирский рок-фестиваль, В программе зияла дыра. Президент рок-клуба представил начальству прибывшую команду Летова как пай-мальчиков для замены. Прежде чем комсомольские боссы опомнились, группа успела отыграть 25 минут. Немного неистовой энергии Летова и… ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА потрясла местную рок-публику. Многочисленные гости рок-фестиваля разом разнесли по стране легенду о ней.
Незалитованность песен Егора Летова. Они хороши тем, что никогда не будут в руках у цензоров. Да и можно ли их замазать? Выбросить слова из песен?

Бесспорно, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА на сегодняшний день — едва ли не сильнейшая наши панк-группа, а Егор Летов — самая яркая личность на отечественной панк-сиене. Кстати, в жизни Егор — обаятельнейший, тихий и добрый человек. Художник по профессии, исповедующий идеи хиппи, склонный к философствованиям на полуночных кухнях. И не будем критичны по отношению к музыкантам, а поймем их…

Нужно понимать сегодняшних рок-кумиров, любить, если хотите, иначе мы останемся одни на этом белом свете среди безразличных, не пытающихся утвердить собственное мнение.

«Уже не один год поет Летов, а его до сих пор не повязали»

Автор: Александр Некрасоч

Источник: Тюмень, 1990 год.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА… Многим знакомо это название, ГО слушают как хронические хиппы, так и зоноаские урки. Если первые чувствуют в ГО бунтарский дух рок-андеграунда и контркультуры, вторые балдеют от мата и адрес Лукича, КГБ, ментов и т. д.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — это группа одного человека — Егора (или Игоря) Летова.

Впервые я увидел Летова на открытии очередного рок-клуба при ДК Геолог в 1987 году. Тогда на эстраду вышел маленький худощавый паренек в бушлате и очках.

Кто-то объявил: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — гости из Омска!

Паренек запел, загрохотали барабаны, забухала бас-гитара. Грохот стоял невообразимый — ничего не разобрать. В паузах толпа орала: ИНСТРУКЦИЮ давай, что им за дело до какой-то ОБОРОНЫ

Вот так, незаметно прошло первое выступление ГО и Тюмени. Но минул год 1 Тюменский фестиваль альтернативной МУЗЫКИ. Вот здесь и состоялся первый триумф Летова и К°. Как сейчас помню, опоздал я на концерт, врываюсь в зал, Ба На сцене тот же паренек в очках и бушлате. В руках гитара, на ногах широченные клеши. Ша, ребята, анархия, говно-дерьмо и все такое.

Ну, Тюмень без ума, орут, свистят, баба какая-то в экстазе на пол рухнула без памяти. А тот в клешах не колдует, крутит головой косматой, про Ленина запел, подлец, гадости всякие. Ну, думаю, повяжут негодяя. Где КГБ-то? Так и не повязали, аж досада взяла.

Кончился фестиваль, и пошло-поехало: кучи записей появились, фотография в детском журнале, значки и майки с фейсом Летова бери, не хочу. Ну, Звезда прямо, язви тя

А Летов-то лютует, по пять альбомов в год выдает на-гора, Э? Разин, держись! А между прочим, тот же разинский Дядя Миша куда круче Летовской Некрофилии. Вот так-то, съели!

Песни Летова — оборонщика многие понимают по-своему. Помню, как сосед сантехник дядя Юра которому когда-то я записал ГО, распуская обколотые пальцы китайским веером и дыша перегаром, хрипел: А ведь они блатные, я знаю. Саня.

Хотите, верьте, хотите, нет, но все же основными потребителями этих панк-опусов являются подростки 14-18 лет. Простой занудный ритм легко подбирается на гитаре, а грязные крутые тексты импонируют юношеской агрессии и максимализму. Если кто-то со мной не согласен — давайте поспорим!

Маска для Егора

Попс (2LPs) — ГрОб Records/Золотая Долина

Это сборник GREATEST HITS 1984-1990. составленный Егором Лотовым В 1990 году и определенный автором как программное подведение итогов. При подготовке пластинок были опушены те песни, которые уже доступны на виниле: на двойнике Все Идет По Плану и альбоме Прыг-Скок.

Опус открывается одной из самых злых пешей — Попсня, вообще, пользуясь признанием исполнителя, густое изобилие кличей Хой? Характерно для раннего материала с Красного Альбома и Мышеловки В быстрой последовательности, как патроны в обойме, мелькают 33 песни и 2 стиха включая такие знаменитые хиты. как Детский мир. Оптимизм, Раздражение. Некрофилия и другие. Весь двойник пролетает на одном захлебывающемся, нервном дыхании. Хотя фигурируют и рэггей и твист и JOY DIVISION, и чуть ли не вальс на 3/4 музыкально альбом представляется несколько монотонным, чем способствует концептуально-гаражное качество записи. Впрочем, ведь и сам Егор совершенно точно указал Все мои песни одинаковые, и похожи на гражданскую оборону Туг мы касаемся того, что с лихвою оправдывает любую злобу, любую противоф. иу. перегруз и среднечистотный бал — не только собственно production`a

Это действительно оборона, то есть зашита личности от тоталитарного насилия — Егору не понаслышке известно, что значит стоять ОДНОМУ среди червивых стен, В борьбе за собственное человеческое достоинство все средства хороши. Сартр однажды заметил, что талант — это то, что человек изобретает в поисках выхода: в ситуации захлопнутой мышеловки так вынужден стать ОПАСНЫМ. Иначе не выжить.

«Тошноту» Егор Летов, понятно, читал. Для адекватного восприятия его текстов вообще желательна определенная эрудиция: есть иллюзии на Германа Гессе и Курта Воннегута, одна песня названа строкою Дилана Томаса, послужившей эпиграфом к лучшему рассказу Кортасара. Наконец, целая россыпь хлестких, пронзительных строк и метафор: сырой картофель небытия, грязный бинт и окно за окном, дети дерутся — руки спешат напрямик: только б успеть… Костыли на лице — какой-то совершенно Сальвадор-далиевский образ! Или вот: день был счастливый, как слепая кишка…

Физиологизм составляет еще одну важную особенность, так сказать, лирического строя автора. Причем имеет он специфическую, медицински выражаясь, анально-фекальную фиксацию (избавим читателя от примеров). Сия эстетика ватерклозета психологически связана с инфантильностью: как известно, маленькие дети первоначально лишены брезгливого отношения к экспериментам, рассматривают их как часть себя… У взрослого же, скажем, намеренное осквернение собственного лица, погружение его в телесный низ отражает подсознательное желание как бы перевернуть все вверх ногами, поменять все ценности на противоположные (вспомним народную поговорку о том, что дешевле всего на свете). Поступая так, Егор напяливает на себя маску скомороха — а точнее, психологический архетип трикстера, связанный с ранними стадиями формирования человеческой самости. Для этого певцу нужна всепоглощающая, исступленная решимость и огромная, отчаянно наивная вера в слушателей. В нас. Вот почему данный альбом затрагивает в каждом какую-то тайну, стыдливо скрываемую, но неотъемлемую струну, и в этом — его сила.

В заключении хочется выразить искреннее восхищение старушке, благожелательно и несколько иронически взирающей с конверта. Судя по списку авторских благодарностей, это, очевидно, бабушка Игореза Рагулина. …

«Бабушка, зачем тебе такие большие зубы?»

Наши рекомендации