Упражнения в дыхатепьной гимнастике

Г. Д. ДАВЫДОВ

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

(Составл. по сочинен. проф. Э. Гейслера, Р. Герлинга, Д. Дамашке и других).

Е издание

1928.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В настоящее время почти каждому гражданину, прини­мающему участие в общественной жизни, приходится высту­пать на собраниях с речами по тому или иному вопросу.

Начинающие ораторы часто делают при своих высту­плениях разные ошибки, которые сильно вредят успе­ху их речи.

Цель настоящей книги - помочь неопытному оратору, дать ему некоторые руководящие указания и предостеречь от ошибок.

Не следует, однако, думать, что в этой книге раскрыты какие-то особые тайны, благодаря которым каждый, прочи­тавши книгу, сразу же сделается хорошим оратором. Нет, таких тайн книга в себе не содержит, так как их вообще не существует. Но все же она содержит много указаний, кото­рыми должен руководствоваться оратор. Каждое из этих указаний в отдельности является, быть может, мелочью, но в общей сложности эти мелочи составляют то, от чего зависит успех оратора.

Книгу по теории ораторского искусства можно сравнить, в некоторых отношениях, с грамматикой. Для того чтобы научиться грамотно писать, недостаточно заучить граммати­ческие правила, но необходимо долгое время упражняться в применении этих правил.

Точно так же и для того, чтобы сделаться оратором, недостаточно ознакомиться с теорией ораторского искусства, но надо как можно больше применять теоретические позна­ния на практике.

Есть много хороших ораторов, которые никогда не читали книг об ораторском искусстве, но из этого вовсе не следует, что такие книги не нужны. Ведь, никто не станет утверждать, что изучение грамматики бесполезно, а между тем есть много вполне грамотных людей, которые вовсе не изу­чали грамматики, а научились грамотно писать лишь путем долгой практики.

Теория и практика взаимно дополняют друг друга. Но, нисколько не умаляя значения теории, мы все же долж­ны на первом плане поставить практику.

Тот, кто хочет достигнуть успеха в ораторском искус­стве, должен проявить настойчивость и прилежание.

Без упорной и непрерывной работы так же мало можно сделать в этой области, как и в каком-либо другом искус­стве. Знаменитые ораторы были самыми прилежными в ра­боте. Демосфен никогда не говорил публично без тщатель­ной подготовки. Когда какой-то болтливый оратор, которых в Афинах было немало, хотел унизить его своим насмешли­вым замечанием, что его речи „отдают потом", Демосфен обратил эту насмешку в похвалу, откровенно признавшись, что он проводит многие часы в уединенной работе, прежде чем выступить со своей речью перед народом, что он, однако, делает это лишь из уважения к согражданам, так как считает, что им можно преподносить только то, что добро­совестно проработано. Далее он добавил, что тот, кто не проявляет усердия при подготовке к своей речи, доказывает только свое высокомерие по отношению к народу и ста­рается приобрести одобрение больше обманом, чем заслугой.

Цицерон рассказывает про себя, что он, начиная с молодости, ежедневно „неустанно упражнялся в ораторском искусстве, подобно атлету, упражняющемуся в употреблении оружия". Он напоминает, что такой блестяще одаренный оратор, как Гортензий, только из-за небрежности опустил­ся с достигнутой им уже ступени ораторского искусства. Однажды Цицерону не было возможности достаточно под­готовиться к важной речи. Тут явился раб и доложил ему, что заседание суда отложено. Цицерон был так обрадован, что ему осталось время для подготовки, что тотчас же дал свободу своему рабу.

Пусть начинающий оратор помнит об этих великих ора­торах, давших нам пример прилежания и настойчивости в достижении намеченной цели. Пусть помнит он также рус­скую пословицу: «Под лежачий камень вода не течет».

ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Успех ораторской речи зависит не только от ее содер­жания, но также и от ее технической стороны. К технической стороне речи относятся, главным образом, голос, произношение и тесно связанное с ними правильное дыхание.

ГОЛОС.

Хороший голос является непременным условием ора­торского успеха. Некрасивый голос производит неприятное действие на слушателей и мешает успеху даже хорошо со­ставленной речи,

Какими же качествами должен обладать голос оратора?

Прежде всего, он должен быть благозвучным. Многих людей сама природа наделила благозвучным голосом, бла­годаря чему они имеют большое преимущество перед теми, которые сначала должны заняться исправлением своего го­лоса. Голос неблагозвучен, если он очень высок, если он сипло или жестко звучит. То же самое можно сказать и о слишком низком голосе, посредством которого невозможно выражать в речи различные настроения и чувства. Только средний тон голоса будет приятно звучать. Поэтому обла­дающий слишком высоким голосом должен стремиться к то­му, чтобы понизить его. Для этого надо как можно чаще де­лать следующее упражнение: взять немного ниже тон и сказать на нем несколько предложении. Чем чаще в этом упражняться, тем скорее будет заметно понижение высоты тона. Наобо­рот, пусть тот, у кого тон слишком низок, говорит более высоким тоном. В течение недельного упражнения можно до­биться значительных результатов. Для благозвучия голоса необходимо, чтобы во время речи рот был достаточно широ­ко открыт. Кто говорит сквозь зубы, тот пусть не ждет успеха.

Голос оратора должен быть гибким, то есть способным подняться от самых тихих, нежных тонов до наивысшей силы и выражать всевозможные чувства, настроения, поры­вы. Это также достигается путем прилежных упражнений.

Возьмите какую-нибудь статью и читайте каждое предложе­ние разным тоном, то повышая, то понижая голос. Когда почувствуете усталость, прекратите упражнения.

Тот, кто хочет говорить в большом помещении или на открытом воздухе, должен обладать сильным голосом. Усиление голоса достигается постоянными упражнениями в гром­ком чтении. Рекомендуется производить эти упражнения на открытом воздухе при каком-нибудь постороннем шуме (на­пример, при шуме леса или водяного потока), стараясь пере­силить его. Первое время часто будет появляться легкая хри­пота, но это явление впоследствии исчезнет само собой.

При всех перечисленных упражнениях, а также и при всех других упражнениях, которые в дальнейшем будут ука­заны в этой книге, следует держаться такого правила: производить упражнения как можно чаще каждый раз не слишком долго; как только почувствуете утомление, уп­ражнения надо прекратить.

ПРОИЗНОШЕНИЕ.

Самое главное условие хорошего произношения — отчетливость, то есть умение вполне отчетливо отделять при произношении звуки один от другого.

Для выработки отчетливого произношения можно ре­комендовать следующий способ, основанный на том же принципе, на котором основано обучение глухонемых. Станьте на значительном расстоянии против другого лица и начинайте что-нибудь читать или говорить медленно, раз­дельно и притом как можно тише, почти шепотом. Произ­нося раздельно и отчетливо каждый слог, вы дадите слуша­телю возможность понять вас не только при помощи слуха, но и при помощи зрения. Он будет не столько слышать вас, сколько угадывать ваши слова по движениям губ.

Другим способом для выработки отчетливого произно­шения является чтение по складам. Возьмите какое-нибудь стихотворение или рассказ и читайте его медленно по скла­дам, подобно тому, как вы читали в школе на первом году обучения. Не заботьтесь при этом о смысле, а сосредоточьте все внимание на правильном, ясном и отчетливом произно­шении звуков.

Помогая выработке отчетливости произношения, чтение по складам в то же время способствует устранению одного большого недостатка, свойственного многим ораторам, а именно торопливости произношения, при которой отдельные слоги и звуки как бы проглатываются.

Почти у каждого человека найдутся некоторые слова и обороты речи, произношение которых заставляет его де­лать усилие и на которых он спотыкается. Вдвойне неприятно это оратору, так как речь его должна быть плавной. Следует записывать такие слова и обороты речи и в свободное время упражняться в их произношении.

Весьма полезно также упражняться в чтении скорого­ворок. Вот некоторые из них:

1. Купи кипу пик.

2. Около кола колокола.

3. Сыворотка из-под простокваши.

4. На дворе погода размокропогодилась, размокроненастилась.

5. В избе не без поплескушек.

6. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

7. Из-под Костромы из-под Костромщины шли четыре мужчины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

8. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба гово­рили про Ларю, про Варьку, про Ларину жену.

9. Пришел Прокоп—кипел укроп, ушел Прокоп—кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

10. От топота копыт пыль по полю несется.

11. Турка курит трубку, курка клюет крупку.

12. Нашего пономаря не перепономаривать стать; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

13. Командир говорил про подполковника, про подпол­ковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпра­порщика, а про подпрапорщицу умолчал.

14. Корабли лавировали, да не вылавировали.

15. Была у Флора, Флору на Лавра наврала, пойду к Лавру, на Флора Лавру навру.

16. Рапортовал да не дорапортовал, а стал дорапортовывать—зарапортовался.

17. На дворе дрова, по двору дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, дрова выдворить,

18. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Каждую скороговорку надо произносить в первый раз очень медленно, а затем с каждым разом темп все ускоряется, доходя, в конце концов, до очень быстрого, но, тем не менее, отчетливого произношения.

Отчетливая и плавная речь предполагает, прежде всего, подвижность нижней челюсти, языка и губ. Этой подвижности можно достигнуть путем соответствующих упражнений.

Для развития нижней челюсти рекомендуются следую­щие упражнения[1]:

1. Открывайте рот медленно и широко.

2. Медленно закрывайте широко открытый рот.

3. Оставьте рот полуоткрытым; только после паузы открывайте его совершенно.

4. Действуйте таким же образом при закрывании.

5. Оставляйте нижнюю челюсть по возможности сво­бодной, точно расслабленной, а затем опять подымайте ее для того, чтобы еще раз опустить.

6. Двигайте нижней челюстью направо и налево. (Это упражнение надо производить осторожно, чтобы не полу­чить вывиха нижней челюсти).

Для того чтобы сделать язык более подвижным, упраж­няйтесь следующим образом:

1. Кладите кончик языка к внутренней стороне нижних резцов. Следите за тем, чтобы он лежал спокойно, без дро­жащего движения туда и сюда; кончик языка может слегка касаться зубов, но все же должен висеть свободно.

2. Вытягивайте язык, придав ему возможно более пло­скую форму.

3. Вытягивайте язык, придав ему острую форму.

4. Поворачивайте язык энергично к правому углу рта сперва плоско, потом остро.

5. Поворачивайте его точно так же к левому углу рта.

6. Делайте языком круговое движение в направлении справа налево так, чтобы он на этом пути сначала смочил верхнюю, потом нижнюю губу.

7. Делайте то же самое в обратном направлении.

8. Оставьте язык спокойно лежать во рту.

9. Сделайте это снаружи рта.

10. Сделайте так, чтобы кончик языка легко висел по­зади верхних резцов.

11. Сожмите края зубов так, чтобы можно было выду­вать воздух, как из трубки.

12. Приложите кончик языка к твердому небу.

13. Отодвиньте его еще дальше назад к мягкому небу.

14. Поворачивайте его к нижнему ряду зубов.

15. Удалите его оттуда обратно.

16. Поворачивайте его к верхнему ряду зубов.

17. Вытяните его оттуда обратно.

18. Сделайте его в длину выпуклым, кверху вогнутым.

19. Очень важное упражнение: Вымыв руки, вытяните пальцы левой руки и введите большой палец в рот до по­следних левых коренных зубов. Затем водите большим паль­цем под языком так, чтобы язык совершенно широко, но вполне свободно покоился на внутренней стороне большого пальца. Теперь дайте языку мягко и без всякого напора скользить по большому пальцу вперед и назад.

Чтобы достигнуть подвижности губ, проделывайте сле­дующие упражнения:

1. Сложите губы легко одну с другой

2. Выдвиньте сомкнутые губы вперед, как при свистке.

3. Образуйте круглое отверстие рта.

4. Делайте широкое положение рта.

5. Двигайте губами, легко сложенными одна с другой, медленно вправо.

6. Таким же образом влево.

7. Поднимите высоко верхнюю губу так, чтобы верх­ние зубы были видны.

8. Делайте это с нижней губой вниз.

9. Сложите рот так, чтобы оба ряда зубов были видны.

10. Вытяните верхнюю губу под нижней.

11. Вытяните нижнюю губу под верхней.

Двигайте обеими губами скорым темпом вперед и назад.

Эти упражнения следует производить (лучше всего пе­ред зеркалом) ежедневно, но умеренно, с необходимыми паузами для отдыха, так как при чрезмерном утомлении могут случиться судорожные подергивания.

Произношение должно быть не только отчетливым, но и правильным, то есть согласным с законами родного языка. Здесь имеется в виду соблюдение не столько грамматиче­ских, сколько фонетических условий правильной русской речи. Для оратора важно не то, как слово пишется, а то, как оно произносится. В нашем языке звуковое воспроизве­дение слова очень часто не совпадает с его грамматическим начертанием. Поэтому по книгам нельзя научиться вполне правильному произношению. Это возможно лишь для того, кто живет среди людей, правильно говорящих по-русски, прислушивается к их речи и постепенно приучает свой слух к правильным формам.

К числу наиболее часто встречающихся погрешностей и против правильного произношения относится, между про­чим, неправильное ударение. Сплошь и рядом приходится слышать, например: «ходатайствовать» (вместо «ходатайство­вать»), «случай» (вместо «случай»), «молодежь» (вместо «моло­дежь»), «проценты» (вместо «проценты») и т. д.

Неправильное ударение так же оскорбительно для слу­ха, как неупотребительное или искаженное слово.

Чтобы научиться правильно ставить ударение, полезно читать стихи, так как стихотворный размер не допустит не­правильной постановки ударения.

ДЫХАНИЕ.

Правильное дыхание требует от оратора особенного внимания. Когда мы говорим, мы вдыхаем быстрее, а выды­хаем медленнее, чем при молчании. Каждое вдыхание вы­зывает паузу, перерыв в течение речи. Этот перерыв не может быть сделан произвольно на каком угодно месте речи, но допускается лишь там, где это позволяет сочетание слов. Такими местами являются или большие паузы в конце пе­риодов или малые паузы, разделяющие предложения внут­ри периода. Благодаря этим паузам, то есть своевременным перерывам, достигается и ясность речи, так как отдельные части ее расчленяются должным образом. Основное правило заключается в том, что дыхание не должно быть слышным. Начинающие ораторы часто нарушают это правило. Это происходит оттого, что они вдыхают слишком мало воздуха. Если в конце длинного предложения воздуха не хватает, то последние слова предложения произносятся тихо и неясно или же наступает потребность в тяжелом и громком вдыха­нии. Следует делать вдыхание всегда, когда это допускает речь, и запас воздуха никогда не должен быть доводим до конца. Нужно приучиться вдыхать воздух тогда, когда по смыслу речи можно сделать паузу, а не тогда, когда к этому принуждает необходимость.

Чтобы укрепить легкие и научиться правильно дышать, следует проделывать специальные упражнения в дыхатель­ной гимнастике.

Но прежде чем говорить о дыхательной гимнастике, необходимо сказать несколько, слов об устройстве дыхатель­ного аппарата.

Органом дыхания являются легкие. Они посредством дыхательного горла находятся в связи с внешним миром. Легкие состоят из двух частей: правого и левого крыла.

Они поставлены своим основанием на диафрагму[2], подоб­но двум конусам. Правое крыло легких немного короче, чем левое, но зато шире. Левое легкое состоит из двух, а правое из трех лопастей, лежащих одна над другой. Ка­ждая лопасть легкого делится на маленькие лопасти, а те, в свою очередь, на еще более мелкие, так, что самые тонкие разветвления легких принимают вид пузырьков. Каждый пу­зырек легких оплетен тонкими кровеносными сосудами. Эти кровеносные сосуды соединяются в артерию.

Дыхание приводит к переменному сужению и рас­ширению грудной клетки, причем приходят также в дей­ствие мускулы, лежащие на грудной полости. Легкие по­крыты снаружи гладкой, влажной оболочкой (плеврой), кото­рая переходит на них со стенок грудной клетки и с диафрагмы, покрытых такой же оболочкой.

Легкие сопровождают всякое движение грудной клетки. При вдыхании грудная клетка расширяется; легкие следуют за ней и также расширяются, втягивая воздух. При выдыха­нии грудные мускулы заставляют грудную клетку сжиматься и, следовательно, воздух вытесняется. Итак, легкие не совер­шают никаких активных движений. При вдыхании мы ви­дим легкие в эластичном напряжении, которое тем силь­нее, чем больше расширяется грудная полость. Мы до сих пор рассматривали грудную мускулатуру, как активно свя­занную с вдыханием. Но столь же важным фактором являет­ся еще диафрагма. Диафрагма в спокойном состоянии вдается в грудную клетку, как купол. Теперь ясно, что, когда грудная клетка начинает расширяться, свод выравни­вается. Органы полости живота больше отступают назад в живот, и он поднимается. Обратное явление бывает при выдыхании.

На основании этих разъяснений мы построим нашу си­стему дыхательной гимнастики.

Основой правильной системы дыхания для оратора яв­ляется соединение легких физических упражнений с дыха­тельными упражнениями.

Автоматическое регулирование нашей нормальной ды­хательной деятельности приноравливается, в общем, только к потребностям тела, но мы должны правильной системой дыхания достигнуть того, чтобы наши легкие были вполне заняты и находились в здоровом состоянии. Оратор должен подвергать свои легкие ежедневной вентиляции. Если ка­ждому человеку, в особенности ведущему нездоровый сидячий образ жизни, необходимо заботиться о том, чтобы его лег­кие были здоровы и трудоспособны, чтобы все вредные вещества, которые вместе с вдыхаемым воздухом попали в легкие, были опять удалены, то тем более необходимо это для оратора, так как правильное дыхание, возможное только при вполне здоровых легких, играет в искусстве речи огром­ную роль.

Некоторые из читателей, может быть, скажут: «Я, ведь, каждый день совершаю порядочную прогулку. Я принимаю участие в спортивном кружке, я занимаюсь гимнастикой дома. При этом легкие работают усиленно, а потому нет надобности в специальных дыхательных упражнениях». Ко­нечно, спортивные занятия полезны, но они не могут заме­нить специальную дыхательную гимнастику. Каждому оратору необходимо научиться владеть своим дыханием. К самым важным основам правильной дыхательной дея­тельности принадлежит, прежде всего, заботливый уход за дыхательными путями, особенно за носом. Нос и рот почти столько же соприкасаются с воздушными частичками пыли, сколько и наша кожа. На содержание в чистоте внеш­них частей тела смотрят, как на само собой понятное, а о содержании в чистоте дыхательных путей не думают. Пред­посылкой для безупречной дыхательной гимнастики служит ежедневная очистка носа воздушным душем. Непременным условием здоровой дыхательной деятельности является ды­хание через нос, а не через рот. Вы, ведь, знаете, что речь заставляет вас дышать ртом. Следуйте поэтому тем добросо­вестнее правилу: дышать в спокойном состоянии всегда через нос. Всякий здоровый человек, который правильно дышит, смо­жет часами говорить без труда, не охрипнув и не получая «сухости горла». Абсолютно уверенное управление дыха­нием имеет первостепенное значение.

Опытный оратор говорит полным, способным к моду­ляции[3] голосом. Он употребляет при этом постоянно воздух. Но он владеет процессом дыхания. Ясно, что во время речи необходимо много воздуха; по этой причине оратор должен по возможности повысить работоспособность своих легких не только количественно, но и качественно. Оратору, ведь, приходится соблюдать в своей речи много тонкостей; он должен регулировать расходование воздуха, начиная от пиано до фортиссимо[4] ему приходится делать паузы, которые должны подчеркнуть значение его слов, и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ В ДЫХАТЕПЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ.

Дыхательная гимнастика требует для своих упражнений помещения с возможно чистым воздухом нормальной тем­пературы.

Прежде чем начинать упражнения, сделайте следую­щую пробу: вдохните как можно глубже; затем выдохните весь воздух и останьтесь без воздуха столько времени, сколько можете. Если после этого пробного дыхания наступают сердце­биение, прилив крови к голове, головокружение, то будьте осторожны при нижеизложенных упражнениях и повышайте их только постепенно.

1) Одностороннее дыхание через нос. Это упражнение производится перед открытым окном ежедневно при встава­нии и при уходе спать. Закройте указательным пальцем правой руки правую ноздрю и с шумом глубоко втягивайте воздух левой ноздрей (причем эта ноздря должна сильно раздуваться). Задержите на некоторое время воздух в лег­ких, а затем выпустите его с шумом по тому же пути. После первых упражнений уже обнаруживается, что все нечистоты на слизистой оболочке носа и всякая лишняя влажность слу­жат помехой при этом упражнении. Посторонние частицы должны быть удалены. Это упражнение надо повторить 3-4 раза. То же самое проделывают и с другой ноздрей.

2) Двухстороннее дыхание через нос. Двухстороннее ды­хание через нос не так действительно, как одностороннее. У него недостает сопротивления трения, но оно чрезвычайно полезно, как форсированное нормальное дыхание носом. При вдыхании должен произойти легкий шум трения. Доста­точно трех-четырех глубоких вдыханий. Обыкновенно после первых упражнений чувствуется легкое головокружение. Это не имеет значения. Маленькая пауза — и оно скоро исчезнет. Нужно соблюдать, чтобы при этом упражнении ноздри не стягивались. Часто бывает, что при вдыхании ноздри' каса­ются простенка носа и через это настолько суживают путь воздуху, что вдыхание становится невозможным. Легкий нажим на кончик носа в большинстве случаев устраняет это препятствие. Если же и при этом способе ноздри не слу­шаются и оказываются такими дряблыми, что при вдыхании ударяются в простенок носа, то нужно взять два маленьких костяных кольца, прикрепленных к тонкой нитке, и поставить их поперечно в ноздри.

3) Всасывающее дыхание ртом. Это упражнение в оди­наковой степени важно как для начинающего, так и для опытного оратора. Вы знаете, что для нас главным, основным правилом является в спокойном состоянии дыхание только через нос. Это упражнение служит главным образом для того, чтобы систематически укреплять мускулатуру дыхания, а это для оратора имеет большое значение.

Положите слегка руки на нижние ребра, чтобы самому чувствовать, как поднимаются ребра. Затем сложите губы, как бы для произношения буквы У и втягивайте воздух медленно и равномерно при слышном всасывающем шуме, Считайте при этом мысленно до 6. После короткого задер­жания, выпускайте воздух с шипящим звуком Ш. Выпуска­ние воздуха с шипением особенно важно для оратора. Он при этом может наблюдать, выходит ли воздух равномерно. Только равномерно выходящий поток воздуха имеет цену для оратора. Нередко случается, что воздух уходит сначала неравномерно, с перерывами. Подобный поток воздуха совершенно негоден для тона речи. Если при вдыхании чув­ствуете хотя бы легкое давление в шейной мускулатуре, то делайте движение головой, чтобы устранить это давление.

Шипящее вдыхание ртом. Это упражнение служит, прежде всего, для того, чтобы укрепить реберное дыхание и привести в действие верхушки легких, которые у боль­шинства людей почти не принимают участия в деятельности дыхания. Само упражнение требует некоторого внимания при применении его. Опять кладите ладони, как при преж­нем упражнении на нижние ребра (так называемые ложные ребра). Теперь крепко сожмите зубы и приготовьте их к тому, чтобы через их щели медленно и равномерно выходил воздух, производя шипящий звук. Не делая особого вдыхания, удалите находящийся в легких воздух, производя шипящий звук. При этом избегайте поднимать плечи и наблюдайте, чтобы живот постепенно втягивался. Через это свод диафрагмы поднимается в грудную полость. Таким обра­зом, большая часть воздуха будет вытеснена из легких. Те­перь вдыхайте через рот, не выпучивая живота и по воз­можности скорее. Это упражнение способствует только ре­берному дыханию. Продумайте и испытайте это упражнение особенно хорошо, и вы вскоре сможете производить его механически, не сосредоточиваясь на процессе самой дея­тельности. Это упражнение является вместе с тем и лучшим предохранительным средством против легочных заболеваний.

5) Задержание дыхания. После всасывающего вдыха­ния через рот задержите дыхание, считая сначала до 5, за­тем до 8, 10, 15. Нужно соблюдать, чтобы ребра сохраняли свою полную сводчатость. Как только сосчитали до одного из приведенных чисел, то выпускайте воздух, производя ши­пящий звук, для того, чтобы установить, задержали ли лег­кие дыхание спокойно.

Дыхание через рот. Сложите дугой нижнюю губу немного над нижним рядом зубов и втягивайте сильно воз­дух между обеими губами так, чтобы он ударялся о перед­нее небо, а затем опять выпустите его. Это вдыхание и вы­дыхание производится несколько раз. Через такой способ вдыхания воздух в полости рта согревается, делается влаж­ным и очищается. Он проникает подобно воздуху, прохо­дящему через нос и легкие. Так как оратору приходится вдыхать ртом, то для сохранения здоровья его органов ды­хания особенно важно научиться этому упражнению. Поэтому упражняйтесь неутомимо, сперва слышным образом, при заостренной постановке рта, а затем неслышным образом, при почти естественном положении рта. При вдыхании по­ток воздуха должен ударяться о переднее небо, чтобы со­греться, очиститься и сделаться влажным.

7) Комбинация нормального вдыхания и выдыхания с всасывающим вдыханием через рот. Вдыхайте нормально через нос, пока легкие не откажутся больше принимать воз­дух, а затем втягивайте ртом столько воздуха, сколько возможно. Выдыхайте нормально через нос. Таким же обра­зом это упражнение можно соединить с шипящим выдыха­нием через рот.

8) Одностороннее наполнение половин легких и выды­хание. Вдыхайте через нос и наклоните при этом тело вправо, так что левая половина легких может наполниться. Выпрямите тело и выдыхайте. То же самое проделывайте и наоборот.

9) Отбрасывание рук в сторону при прямом положении тела и вдыхание. Протягивание рук вперед и выдыхание.

10) Заложить руки за голову. Вдыхание через нос и отклонение локтей назад с подниманием грудной клетки. Обратно — и выдыхание.

Число упражнений можно было бы, конечно, увели­чить, но в этом нет особой необходимости. Дело не в числе упражнений и не в том, чтобы их производить много раз в день, а в том, чтобы овладеть каждым упражнением техни­чески в совершенстве.

При упражнениях придерживайтесь следующих правил:

1) Не начинайте следующего упражнения раньше, чем овладеете предыдущим. Некоторые нетерпеливые люди, не усвоив, как следует, одного упражнения, переходят к новому упражнению. С этим упражнением получается то же самое, что и с предыдущим: оно прорабатывается лишь поверхно­стно. В конце концов, ни одно из упражнений не усваивается, и вся польза от них сводится к нулю.

2) Упражняйтесь столько и так часто, как это позво­ляет ваше физическое состояние.

4) Не прерывайте курса длительными перерывами.

5) После проработки курса выберите себе два или три упражнения, которые вы будете проделывать ежедневно.

МАТЕРИАЛ РЕЧИ.

Прежде чем говорить, нужно иметь, что сказать. Чем больше знаешь, тем больше в состоянии что-нибудь сказать. Конечно, из этого вовсе не следует, что большие познания уже служат ручательством хорошей речи. Если бы это бы­ло так, то все наши великие ученые были бы хорошими ораторами. Но в действительности как раз этим ученым очень трудно сообщить из запаса своих знаний что-нибудь такое, что произвело бы действие. Это объясняется просто: кто годы, десятки лет вращается в какой-нибудь области науки, тот склонен предполагать запас познаний в этой области также у всех других. Объяснения, основанные на подобных предположениях, не возбуждают у тех, у которых этих познаний нет, ни интереса, ни разумения. С другой стороны, играют жалкую роль те, над которыми Гете насмехается, как над людьми „с ко­роткой кишкой", людьми, у которых заметно, что то, о чем они говорили вечером, они сами восприняли только утром.

Без основательного знания материала никто не может сказать действительно хорошую речь. Человек, в основатель­ных знаниях которого слушатели убеждены, произведет впечатление даже в том случае, если форма не вполне со­вершенна. В этом смысле уже Аристотель говорит в своей «Риторике»: «Только доказательства существенны, остальное дополнение». И старик Каток, который ненавидел эллинское красноречие, казавшееся ему только игрой слов, предостере­гал: «Будь господином материала; тогда выражение само со­бой найдется». Кто действительно владеет материалом, у того мысли и слова сами по себе располагаются в должном по­рядке. То, что оратор действительно понимает, он может, обыкновенно, и выразить понятно. Слушатели в большин­стве случаев тонко чувствуют, есть ли в мельнице речи зерно или она стучит так громко лишь потому, что она пуста.

Кто в качестве оратора хочет поучать других, тот, пре­жде всего, должен учиться сам, должен неустанно работать над своим самообразованием.

Самообразование имеет своей базой книгу. Читать кни­гу надо умеючи. Поверхностное, механическое, чтение при­несет мало пользы. При чтении нужно соблюдать следующие правила: 1) Продумать и уяснить себе прочитанное.

2) Со­ставить конспект книги, то есть кратко изложить ее содержа­ние своими словами.

3) Выписать основные положения автора. При каждой выписке нужно делать пометки, откуда она взята. Выписки надо сохранять, так как они могут когда-нибудь понадобиться. Лучшевсего делать их на отдельных листках одинакового форматами, по мере накопления, группировать по однородным вопросам.

Особенно в двух областях каждый, желающий принять участие в общественной жизни, должен иметь определенный запас материала: в области собственной профессии и в об­ласти народного хозяйства.

Ваше слово, как в тесном кругу ваших товарищей по работе, так и в более широких кругах ваших сограждан будет иметь совершенно иной вес, если каждый, даже ваш противник, должен будет признать, что в своей профессии вы дельный че­ловек и что вы в состоянии свое личное хозяйство держать в порядке. В противном случае, вам справедливо скажут горь­кие слова Гейбеля: «Вы хотите мир носить на плечах, а не в состоянии держать в порядке свой собственный очаг».

Что же касается области народного хозяйства, то это такая область, в которой постоянно старая связь разрушается и заключается новая,— область, которую можно в продол­жение всей жизни изучать, не достигая все же вполне исчерпывающего суждения обо всех отдельных явлениях.

Однако не следует страшиться выступать с речью в какой-либо области лишь потому, что, может быть, суще­ствует в данной области какой-нибудь вопрос, который еще не вполне изучен.

Гражданин не обязан и даже не имеет возможности быть совершенным знатоком в каждой области. Если он уяснил себе главные, основные мысли и умело изложил их слушателям, то этого вполне достаточно, так как слушатели обыкновенно и не требуют, чтобы оратор излагал что-либо со всеми подробностями.

По этому поводу иной осторожный человек возразит: «Конечно, в лекции нет необходимости говорить обо всех по­дробностях; но что мне делать при свободном обмене мне­ний, если меня спросят о подобной подробности»? Из-за бояз­ни перед такой возможностью нередко оставляется серьез­ная попытка, за которой при удаче последовали бы еще мно­гие хорошие работы. Это возражение неправильно. Кто добро­совестно работал в той или иной области, тот знает обыкновенно больше, чем большинство слушателей, и поэтому мо­жет не опасаться вопросов о каких-либо подробностях.

Если же действительно зададут такой вопрос, на который оратор не может ответить, то он должен откровенно признаться в этом. Если в речи, в общем, даны доказательства хорошего знания дела, то такое признание нисколько не повредит оратору.

К этому прибавляется еще одно замечательное явление, которое, наверное, все действительно хорошие ораторы наблю­дали: некоторые затруднения, которые при подготовке мучили и казались совсем непреодолимыми, часто с быстротой молнии освещаются и разъясняются сами собой во время лекции. Произнесенное слово действует не только извне, но и внутрь; оно, придавая мыслям, так сказать, телесную жизнь, разделяет и соединяет эти мысли и часто самым неожи­данным образом выясняет всю их связь.

При выборе материала оратор должен сообразоваться с тем, какую цель преследует его речь. Есть три вида речей:

1) Речи, действующие только на ум слушателя и преследую­щие цель разъяснения предмета. (Сюда относятся, например, научные лекции, информационные доклады, отчеты и т. п.)

2) Речи, имеющие целью привлечение сторонников. (Сюда от­носится большинство так называемых парламентских речей).

3) Речи, ставящие своей задачей подействовать на волю и чув­ства слушателей и побудить их к определенным действиям.

(Примером таких речей могут служить так называемые ми­тинговые речи).

Следует, однако, заметить, что строгого разграничения между указанными видами не существует. Если мы рассмотрим речь, принадлежащую к какому-нибудь одному из этих видов, то в большинстве случаев увидим, что в ней содержатся также и элементы, свойственные другим видам. Нельзя, конечно, ус­тановить шаблон, какого вида речь (1-го, 2-го или 3-го) нужно выбрать. Здесь главную роль играет темперамент оратора. Один имеет такие способности, что он лучше умеет произно­сить свою речь спокойно-поучительно, между тем как дру­гой, приводя практические примеры, делает свою речь край­не занимательной, наглядной и легко понятной или, вплетая в нее историю, рассказы и несколько сильных боевых ло­зунгов, с легкостью проводит своих слушателей через неко­торые „мертвые" пункты речи.

При собирании материала для речи первого вида оратор должен обратить особое внимание на то, что бы найти дока­зательства для выдвигаемых им положений. Чтобы получить необходимый материал для доказательств, оратор прежде все­го должен рассмотреть свою тему со всех сторон. Важно, что­бы он, во всяком случае, имел в виду могущие возникнуть возражения и противоречия и подумать об их опровержении.

Если собран остов речи, следовательно, то, что оратор хочет сказать слушателям, если расположены в порядке тя­желые балки доказательств, то нужно будет собрать и по­полнить материал для постройки своей речи.

Прежде всего оратор должен дать определение того пред­мета, о котором он хочет говорить. Если предмет сам по себе выяснен, то нужно будет стараться изобразить его в связи с другими предметами. Прежде всего, нужно будет ближе выяснить причину и следствия по отношению к предмету. Иногда бывает полезно сравнить предмет, о котором идет речь, с другими предметами.

Наши рекомендации