Медные духовые инструменты
Валторна — немецкое слово, появилась в VI-VII в. в., прообраз его охотничий рог. Звук очень многокрасочный, мягкий, теплый, но может быть и жестким, холодным. Валторна имеет огромный диапазон, гибкость, может быть нежным и суровым, находит общий язык с деревянными духовыми, струнными инструментами, хорошо звучит в любом ансамбле. (Люди разных специальностей, различных социальных групп, ученые, деятели искусства находят общий язык, взаимопонимание благодаря отдельным людям, способствующим их сближению. Так и валторна помогает объединению всех инструментов).
Труба — один из древнейших инструментов. Звук трубы яркий, блестящий. Относится к семейству громкогласных (не слушают, что говорят другие, считая, что все должны прислушиваться к их голосу). Используется как сольный инструмент. В темах героизма, отчаяния, народной трагедии, жестокости именно этот инструмент совместно с тромбоном и тубой говорят свое главное слово, образуют могучее, мощное звучание. Тема «нашествия» в 7-ой симфонии Шостаковича, 9-ая симфония Бетховена — Ода «К радости».
Тромбон — появился в V веке, звук мощный, яркий выглядит как удлиненная труба (составной).
Туба — самый низкий, самый большой по звучанию, малоподвижный выдвижной инструмент. (Бывают люди большие, неуклюжие, медлительные, все их выслушивают со скрытой улыбкой, но в трудный час на них можно положиться, они обладают силой и стойкостью. Например, Герасим «Муму», такова и туба).
Ударные
Литавра — медный котел, дает тремоло.
Барабан — большой, малый, две палочки.
Тарелки — два диска.
Колокольчик — клавишный, пластинки, колотушки.
Там-там — выпуклый диск (азиатский), больших размеров, подвешивается. Ударяют колотушкой. Звук зловещий, грозный. Эти инструменты чаще молча следят за развитием музыкальных событий. И лишь когда приближается кульминация начинают играть медные инструменты, тогда вступают и ударные, производя невероятный шум. Зная их шумный нрав, к ним относятся осторожно, им отводится небольшая роль.
Но среди группы ударных есть отдельные индивидуальности, которым отводится часто ведущая роль. Малый барабан является, чуть ли не главным действующим лицом в 7-ой симфонии Шостаковича, тема нашествия. Там-там в 6 симфонии Чайковского, потрясающий эффект, зловещий, предвещает смерть. С начала 20 века ударные инструменты прочно вошли в музыкальные произведения многих композиторов (Стравинского, Прокофьева). Сейчас мы знаем множество ударных инструментов многих народов мира: Африки, Азии, Латинской Америки. Известны Кубинские литавры, бонги, китайские там-там, корейские темплблоки, латино-американские гуиро, марокасы, африканский деревянный барабан, арабский дарабука, индийские бубены. В настоящее время существует множество ансамблей ударных инструментов, учащение пульса современного мира.
Клавишные
Фортепиано — струнный, ударно-клавишный инструмент, металлические струны приводятся в колебание ударом молоточков, покрытых войлоком. Прошел большой путь к усовершенствованию: монокорд, клавикорд, клавесин. Все уступили место фортепиано. Клавикорд — слабый голос, техника не очень развита, инструмент VIII века, звук певучий.
Клавесин — изящный, утонченный, хрупкий.
Рояль — разновидность фортепиано, струны натянуты горизонтально.
Орган — духово-клавишный инструмент, состоит из деревянных и металлических труб разной формы и величины, в трубы нагнетается воздух, имеет несколько тысяч труб разных регистров. Богатство тембров, огромные звуковые возможности от рр до ошеломляющего звучания. Сольный виртуозный инструмент. Наиболее величественный, передает тончайшие душевные движения, поражает мощью, «божественный» инструмент (токката и фуга Ре-минор Баха).
Челеста — (небесная — итальянское слово), клавишно-ударный инструмент XIX века в виде небольшого пианино.
Арфа — один из самых старинных инструментов в мире, был известен еще древним египтянам. Струнный, щипковый инструмент, обладает нежным тембром.
Новейшие современные инструменты — электромузыкальные: электрогитара, электроскрипка, клавишные: электроорган, электророяль. Они имеют много преимуществ, более точная интонация, эффектный тембр, но все-таки это не живое звучание, не согретое дыханием человека, как бы напоминает электрочеловека.
Все перечисленные музыкальные инструменты хотя и неодушевленные, но когда к ним прикасается человек, они преображаются, и тогда мы их воспринимаем как живое существо, способное беседовать с нами, отвечать на вопросы. Когда человек берет их в руки он преображается, становится возвышеннее, благороднее.
Инструменты русского народного оркестра
Балалайка — струнный, щипковый инструмент. Разновидность: прима, альт, бас, контрабас, секунда.
Домра — струнно-щипковый инструмент (малая, басовая, контрабасовая).
Гусли — струнно-щипковый инструмент (VI век).
Баян, рожок, жалейка, свирель.
Ударные — литавры, треугольник, бубен, барабан, тарелки, колокольчики.