Культура Древней Греции
В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э.хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. Поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо,творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. Происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе,отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. Периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть
правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл.
обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись,
на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает
краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон
черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.
Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира
есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову
также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь.
Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его
ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой
пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых
соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая
линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской
школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча,
торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей
к-ры. Классический период. В кл. период развивается драматургия.
Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры
выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия»
(«песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный
Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из
прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно
высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских
проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места
человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира.
Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит,
разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является
мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь
к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил
теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам
государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют ф-фы.
Аристотель сделал свой вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу,
гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина,
география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь
Гиппократ. Гр. иск-во в кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в
основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий,
Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были
статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный
представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера
«Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче
индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр.
живописи, перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность.
Гр. агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.
Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В
греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.
Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания
Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и
взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра
впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии,
ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом
периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь
Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.
Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей
прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства
городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий -
мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики,
гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл.
скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа
(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская
школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.
Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла
живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в
развитии культуры Др. Греции. Эллины поклонялись божествам, представляющим
разные силы природы, общественные силы и явления, героям - мифическим предкам
племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох
- от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма -
обожествления человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и
бессмертных людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о
героях - детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом
греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература,
философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения
Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть
произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», возникла лирика, одним из первых
лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот.
было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл.
образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных
направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается
простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность,
декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода:
Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место
занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным
построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека
подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были
установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки
полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет.
Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ
человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала
чувства стыдливости Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в
совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они
ослепленные красотой оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм
греческой культуры. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в.
господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком
изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры
остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия .
Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры
выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия»
(«песнь козлов»). Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»),
Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических
жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать
свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Скульпторы в основном
изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и
Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи
Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный
представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера
«Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче
индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр.
живописи, перехода к объемному изображению. Греческий агон - борьба, состязание
олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением
античного агона стали знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад
теряются в древности, но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые
записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического
периода олимпийских игр. Место олимпийских празднеств была священная роща
Альтис. В знаменитом храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная
Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. В священной роще заключались
торговые сделки, поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники
и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры.
Государство имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща
,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее
начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика
(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и
зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.
Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей
прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства
городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий -
мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики,
гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл.
скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа
(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская
школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.
Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла
живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в
развитии культуры Др. Греции.
51.стили в искусстве :романский, готика, барокко, классицизм….
Обычно понятие направление, течение и стиль являются синонимами классификации
различных художественных эпох . иногда понятие стиль может означать какое либо
частное явление в художественном направлении или течении. В западной
художественной культуре первые два значительные направления отличаются в эпохе
средневековья. 1-Первое направление романское искусство( 10-12вв.) Понятие
“романский” происходит от слова “римский”, в архитектуре культовых зданий
романская эпоха заимствовала основополагающие принципы гражданской
архитектуры. Романское искусство отличалось простотой, величественностью.
2-Второе направление- Готическое искусство. Понятие готика происходит от
понятия варварский. Готическое искусство отличалось своей возвышенностью,
готическим соборам было присуще стремление ввысь и характерен богатый наружный
и внутренний декорум. Готическое искусство отличалось мистическим характером,
богатым и сложным символическим рядом. Наружная система стен, большую площадь
стены занимали окна, мелкая детализация. 3-Третье направление – Эпоха
возрождения которая характеризуется гуманистическими и антропоцентрическими
тенденциями обусловила приоритет чувственного начала . Душевно природное в
человеческой культуре стало доминирующим принципом. Эпоха Возрождения не
создала какого либо выделяющегося и характерного для всего культурного
пространства Западной Европы художественного направления. 4-Первым из
направлений после Возрождения стало Борокко (скромный) оно отличалось
причудливостью стиля, мистицизмом. Однако в отличии от Готического стиля имело
не столько сокральный, сколько светский характер и пользовалась достижениями
искусства возрождения. Главное проявление –Дворцово-парковая архитектура. 5-
Классицизм опирался на образцы римской художественной культуры . Для него
характерна гармония, соразмерность в произведениях искусства, четкая иерархия
жанров. Классицизм противопоставлял чувственности, изменности, мужественности.
В драматических произведениях классицизм обусловил закон триединства, который
означал единство времени, места, действия. 6- Романтизм. Романтическое
искусство отрицало классицизм обвиняя его в искусственности художественных
законов и методов. Оно ставило своей целью освободить горизонты творчества от
чего бы то не было ограничивающее творческое вдохновение. Романтизм отличало –
всечеловечность, универсальность. В то же время он отличался стремлением глубже
проникнуть в эпохи прошлого, познать древние наследия. 7-реализм- характерное
стремление к правдивому отражению реальной действительности в котором
подчеркивается прежде всего социальное содержание. Реалистическое искусство
раскрывало человека как существо определенное социальными процессами. 8-
Натурализм. Задача- Раскрытие различных скрытых потайных сторон человеческой
жизни. 9- Модернизм –общее обозначение худ. Тенденций, школ , течений,
деятельность отдельных мастеров 20 в. порывающих с традициями искусства и
считающих формальный эксперимент основой своего творческого метода. Появление
связано с кризисом культуры 20 в. и с техническим прогрессом. Основная тема-
одиночество и потерянность человека в мире толпы. В рамках выделяют множество
течений а) Фавизм- отсутствие гармонии б) экспрессионизм в) Сюрреализм
г) Абстракционизм (отвлечение) выделяют геометрический и экспрессивный д) Оп-
Арт – создается эффект использования оптических средств.